Информационные технологии в налогообложении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 13:38, реферат

Описание

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе2 – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

Работа состоит из  1 файл

конференция.docx

— 25.78 Кб (Скачать документ)

    Стремительный количественный рост налогоплательщиков, наблюдающийся в большинстве регионов, усложняющаяся система налогообложения требуют скорейшего создания комплексной автоматизированной информационной системы "Налог". 1 Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе2 – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.  
Автоматизированная информационная система «Налог» дает возможность расширить круг задач, решаемых Федеральной налоговой службой, увеличить обоснованность принимаемых решений, рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, упорядочения информационных потоков.

    Целями  функционирования автоматизированной информационной системы «Налог»  являются:

  • повышение эффективности функционирования системы налогообложения;
  • увеличение оперативности работы и производительности труда налоговых инспекторов;
  • обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;
  • повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля соблюдения налогового законодательства ;
  • анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;
  • информирование администрацией различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;
  • сокращение объема бумажного документооборота;

    Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связанно с анализом большого количеством информации, которая представлена в основном на бумажных носителях – документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно.

    Взаимодействие  государственных структур обеспечивается за счет слияния, взаимного обмена и использования различных баз данных:

  • государственного реестра налогоплательщиков;
  • банковских счетов  налогоплательщиков;
  • информации об участниках внешнеэкономической деятельности, объемах и стоймости различных ценностей, пересекающих границу РФ;
  • данные о движении средств на счетах государственного бюджета в частности налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т. д.

Формирование  подобной системы требует решения ряда проблем:

  • создание компьютерных сетей в налоговых службах и предоставления им доступа к информационным ресурсам;
  • создание баз данных;
  • оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией;
  • разработка программных средств, обеспечивающих решение функционированных задач системы.

    Важнейшей частью АИС налоговых органов являются автоматизированные информационно-справочные системы по законодательству: «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

    Однако  на различных уровнях структуры  налоговых органов еще имеет  место дублирование работ по созданию программного обеспечения собственными силами или привлекаемыми организациями, что приводит к несовместимости  программного обеспечения, неоправданными финансовыми затратами , отвлечению на эти работы специалистов подразделений  информатизации, обязанностью которых  оперативное внедрение имеющихся  сертифицированных программных  средств, обеспечение надежной эксплуатации средств автоматизации и эффективное  информационное обеспечение должностных  лиц налоговых органов.

    На  региональном уровне в АИС «Налог»  можно выделить следующие основные функциональные подсистемы: 

    • разработка типовых отчетных форм;
    • контрольная деятельность;
    • методическая,  ревизионная и правовая деятельность;
    • аналитическая деятельность территориальных инспекций Федеральной налоговой службы;
    • решение внутриведомственных задач.

    Подсистема  подготовки типовых отчетных форм обеспечивает формирование сводных таблиц статистических показателей , характеризующих деятельность Федеральной налоговой службы на региональном уровне.

    Контрольная деятельность предусматривает ведение  Государственного реестра предприятий  и физических лиц.

    Подсистема  методической,  ревизионной и  правовой деятельности обеспечивает право работы с законодательными актами, постан6овлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства финансов РФ.

    Аналитическая деятельность включает в себя анализ динамики налоговых платежей по категориям налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документационной проверке, анализ налогового законодательства и выработки рекомендаций по его усовершенствованию , анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.

    Для местного уровня характерна своя структура функциональных подсистем: 

    • регистрация предприятий;
    • камеральная проверка;
    • ведение лицевых карточек предприятий;
    • оценка состояния предприятия;
    • документационная проверка;
    • ведение нормативно-правовой документации;
    • внутриведомственные задачи;
    • обработка документов физических лиц.

    Подсистема  регистрации предприятий реализует  функцию своевременного и полного  учета налогоплательщиков.

    Подсистема  камеральной проверки реализует  функции контроля правильности и  своевременности представления  плательщикам бухгалтерских отчетов  и деклараций, связанных с исчислением  и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

    Подсистема  ведения лицевых карточек предприятий  выполняет функции сбора данных о поступлении налогов в разрезе  налогоплательщиков и видов налогов,  контроля своевременности уплаты налогов в бюджет, начисления пени, вычисления сальдо по расчетам,  выдачи справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т. д.

    Подсистема  анализа состояния предприятий использует информацию, получаемую в подсистемах регистрации предприятий, камеральной проверки, документационной проверки.

    Подсистема  документационной проверки относится  к  контрольному виду деятельности налоговых органов.

    Подсистема  ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с  нормативно-правовыми актами.

    Подсистема  внутриведомственных задач реализует  задачи документационного, кадрового, бухгалтерского учета, материально-технического снабжения и др. в отношении  налогового органа как  отдельной  организационной структуры.

    Подсистему  обработки документов физических лиц  осуществляет контроль уплаты налогов  физическим лицам. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые  счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.

    Главным научно-исследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) разработано программное  обеспечение для решения задач  функциональной подсистемы «Налогообложение физически лиц». Данный комплекс обеспечивает работу четырех автоматизированных рабочих мест:

    • АРМ «Инспектор»;
    • АРМ «Администратор»;
    • АРМ «Реестр физических лиц»;
    • АРМ «Бухгалтер»;

   Автоматизированное  рабочее место в бюджетной  и налоговой системах представляют собой совокупность информационных, программных и аппаратных ресурсов для автоматизации решения функциональных задач специалиста.

   Рассмотрим  порядок реализации задач и информационного  взаимодействия основных подсистем функциональной части АИС «Налог» на примере низкого уровня – инспекций городов и районов – в части работы с юридическими лицами.

   Обработка информации начинается с учета и  регистрации налогоплательщиков, которые  осуществляются юридической службой  налоговой инспекции. На основе регистрационных документов создается база данных, содержащая всю информацию о налогоплательщике.

   Информация хранимая в подсистеме «Регистрация предприятий», используется другими функциональными подсистемами АИС «Налог» и прежде всего – подсистемой «Камеральная проверка». Для решения задач камеральной проверки служба налоговых инспекторов собирает отчетные документы налогоплательщиков. Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов, четности заполнения форм. Для этого данные отчетности, представленной налогоплательщиком, заносятся в базу данных налогоплательщиков.

   Решение задач камеральной проверки связанно также с использованием нормативно-справочной информации по организационно-правовым формам, ставкам налогов, срокам платежей, различным льготам по налогами др., накапливаемой в подсистеме «Ведение нормативно-правовой документации». Использование  компьютерной технологии позволяет  отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для документальной проверки.

   Документальные  проверки проводятся по месту нахождения предприятий- налогоплательщиков. Она  предусматривает просмотр всей необходимой  документации предприятия. Результаты документальной проверки заносятся  в соответствующую подсистему. Они  используются подсистемой «Ведения лицевых карточек предприятий» для учета недоимки или переплаты налогов, а также отражения данных по примененным по акту проверки санкциям. В подсистеме «Ведения лицевых карточек предприятий» выделяется сальдо расчетов предприятия с бюджетом по 5аждому налогу. Данные для этого поступают из подсистем камеральной и документальной проверок. Из банков поступают сведения об уплаченных налогах и зачислении денег на соответствующий бюджетный счет. Сопоставление начисленных и уплаченных сумм по конкретным налогам и срокам позволяет определить сальдо расчетов.

   Информатизация  налоговых органов позволит:3

    • ликвидировать очереди в налоговых инспекциях;
    • перейти к подаче деклараций в электронном виде и автоматизации налоговых расчетов с юридическими и физическими лицами;
    • проводить централизованную обработку налоговых документов и т. д.
 
 

      
 
 

     

      
     
     

  
 
 
 
 

Информация о работе Информационные технологии в налогообложении