Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 13:38, реферат
Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе2 – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.
Стремительный
количественный рост налогоплательщиков,
наблюдающийся в большинстве регионов,
усложняющаяся система налогообложения
требуют скорейшего создания комплексной
автоматизированной
информационной системы
"Налог".
1 Автоматизированная
информационная технология (АИТ)
в налоговой системе2
– это совокупность методов, информационных
процессов и программно-технических средств,
объединенных в технологическую цепочку,
обеспечивающую сбор, обработку, хранение,
распространение и отображение информации
с целью снижения трудоемкости процессов
использования информационного ресурса,
а также повышения их надежности и оперативности.
Информационными ресурсами являются формализованные
идеи и знания, различные данные, методы
и средства их накопления, хранения и обмена
между источниками и потребителями информации.
Автоматизированная информационная система
«Налог» дает возможность расширить круг
задач, решаемых Федеральной налоговой
службой, увеличить обоснованность принимаемых
решений, рационализировать управленческую
деятельность налоговых органов путем
применения экономико-математических
методов, упорядочения информационных
потоков.
Целями функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» являются:
Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связанно с анализом большого количеством информации, которая представлена в основном на бумажных носителях – документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно.
Взаимодействие государственных структур обеспечивается за счет слияния, взаимного обмена и использования различных баз данных:
Формирование подобной системы требует решения ряда проблем:
Важнейшей частью АИС налоговых органов являются автоматизированные информационно-справочные системы по законодательству: «Консультант Плюс», «Гарант» и др.
Однако
на различных уровнях структуры
налоговых органов еще имеет
место дублирование работ по созданию
программного обеспечения собственными
силами или привлекаемыми
На региональном уровне в АИС «Налог» можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:
Подсистема подготовки типовых отчетных форм обеспечивает формирование сводных таблиц статистических показателей , характеризующих деятельность Федеральной налоговой службы на региональном уровне.
Контрольная деятельность предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц.
Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает право работы с законодательными актами, постан6овлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства финансов РФ.
Аналитическая деятельность включает в себя анализ динамики налоговых платежей по категориям налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документационной проверке, анализ налогового законодательства и выработки рекомендаций по его усовершенствованию , анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.
Для
местного уровня характерна своя структура
функциональных подсистем:
Подсистема
регистрации предприятий
Подсистема камеральной проверки реализует функции контроля правильности и своевременности представления плательщикам бухгалтерских отчетов и деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.
Подсистема
ведения лицевых карточек предприятий
выполняет функции сбора данных
о поступлении налогов в
Подсистема анализа состояния предприятий использует информацию, получаемую в подсистемах регистрации предприятий, камеральной проверки, документационной проверки.
Подсистема документационной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов.
Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с нормативно-правовыми актами.
Подсистема
внутриведомственных задач
Подсистему
обработки документов физических лиц
осуществляет контроль уплаты налогов
физическим лицам. В подсистеме рассчитываются
суммы налогов, ведутся лицевые
счета, печатаются извещения о суммах
начисленных налогов, составляются
различные бухгалтерские
Главным
научно-исследовательским
Автоматизированное
рабочее место в бюджетной
и налоговой системах представляют
собой совокупность информационных,
программных и аппаратных ресурсов
для автоматизации решения
Рассмотрим порядок реализации задач и информационного взаимодействия основных подсистем функциональной части АИС «Налог» на примере низкого уровня – инспекций городов и районов – в части работы с юридическими лицами.
Обработка
информации начинается с учета и
регистрации
Информация хранимая в подсистеме «Регистрация предприятий», используется другими функциональными подсистемами АИС «Налог» и прежде всего – подсистемой «Камеральная проверка». Для решения задач камеральной проверки служба налоговых инспекторов собирает отчетные документы налогоплательщиков. Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов, четности заполнения форм. Для этого данные отчетности, представленной налогоплательщиком, заносятся в базу данных налогоплательщиков.
Решение задач камеральной проверки связанно также с использованием нормативно-справочной информации по организационно-правовым формам, ставкам налогов, срокам платежей, различным льготам по налогами др., накапливаемой в подсистеме «Ведение нормативно-правовой документации». Использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для документальной проверки.
Документальные проверки проводятся по месту нахождения предприятий- налогоплательщиков. Она предусматривает просмотр всей необходимой документации предприятия. Результаты документальной проверки заносятся в соответствующую подсистему. Они используются подсистемой «Ведения лицевых карточек предприятий» для учета недоимки или переплаты налогов, а также отражения данных по примененным по акту проверки санкциям. В подсистеме «Ведения лицевых карточек предприятий» выделяется сальдо расчетов предприятия с бюджетом по 5аждому налогу. Данные для этого поступают из подсистем камеральной и документальной проверок. Из банков поступают сведения об уплаченных налогах и зачислении денег на соответствующий бюджетный счет. Сопоставление начисленных и уплаченных сумм по конкретным налогам и срокам позволяет определить сальдо расчетов.
Информатизация налоговых органов позволит:3
Информация о работе Информационные технологии в налогообложении