Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:04, реферат
Появление новых информационных систем и информационных технологий во второй половине 20-го века является информационной революцией в собственном смысле слова. По своей информационной насыщенности, по темпу, по глобальности в истории человечества нет аналогов этому процессу.
Основные этапы развития инф систем.
Период времени | Концепция использования информации | Вид информационных систем | Цель использования |
1950-1960 гг.
1960-1970 гг.
1970-1980 гг.
1980 - 2000 гг.
| Бумажный поток расчетных документов
Основная помощь в подготовке отчетов
Управленческий контроль реализации (продаж)
Информация — стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество | Информационные системы обработки расчет-ных документов на электромеханических бух-галтерских машинах
Управленческие информационные системы для производственной информации
Системы поддержки принятия решений Системы для высшего звена Управления
Стратегические информационные системы Автоматизированные офисы
| Повышение скорости обработки документов Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
Ускорение процесса подготовки отчетности
Выработка наиболее рационального решения
Выживание и процветание фирмы
|
1 этап. Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
2 этап. 60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
3 этап. В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
4 этап. К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял на концепцию построения и использования технологических процессов и на качество результативной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная". Тогда справедливо следующее определение.
Новая Информационная технология (НИТ) – это информационная технология с “дружественным” интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Существуют три принципа НИТ:
интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
интегрированность (взаимосвязь) с другими программными продуктами;
гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
Более точным следует считать все же термин новая, а не компьютерная информационная технология, поскольку он отражает в ее структуре не только технологии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на других технических средствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию. Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.д. По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное и программное обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости дадим определение инструментария информационной технологии.
Инструментарий информационной технологии - это один или несколько взаимосвязанных прикладных программных продуктов для определенного типа ЭВМ, технология работы в котором(ых) позволяет достичь поставленную цель.
Примеры инструментария информационной технологии:
Текстовые процессоры - программы, предназначенные для создания и обработки электронных текстов любой возможности;
Табличные процессоры - программы, предназначенные для обработки информации с помощью электронных таблиц;
Графические процессоры - программы, предназначенные для обработки растровой и векторной графики и др.
СУБД – программы, предназначенные для создания и обработки информации в БД;
Программы математического моделирования и анализа полученных данных;
Программы презентационной графики, предназначены для автоматического или полуавтоматического вывода данных из ЭВМ на устройства отображения информации.
Программы переводчики с одного национального языка на другой;
Системы оптического распознавания символов – преобразуют электронное изображение текстового документа (полученное, например, со сканера) в электронный тестовый документ различных форматов;
CAD – системы
Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что определения информационной технологии и системы очень похожи между собой. Однако это не так. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций и действий над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.
Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
Пример: Информационная технология работы в среде текстового процессора, который не является информационной системой.
Рисунок 1 - Структурная схема обобщенной информационной системы
Информационная система - человеко-компьютерная система позволяющая реализовать выбранную информационную технологию.
Информационная технология - совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по обработке информации на ЭВМ.
Технологический процесс обработки информации представляется в виде иерархической структуры по 4-ем уровням:
Этапы - сравнительно длительные технологические процессы обработки информации.
Пример: Как следует понимать этап информационной технологии. Технология создания шаблона
формы документа в среде текстового процессора состоит из следующих этапов:
этап 1 - создание постоянной части формы в виде текстов и таблиц;
этап 2 - создание постоянной части формы в виде кадра, куда затем помещается рисунок;
этап 3 - создание переменной части формы;
этап 4 - защита и сохранение формы.
Операции – процессы, в результате которых с помощью набора действий создается конкретный
объект.
Пример: Как следует понимать операцию информационной технологии. Рассмотрим этап 2 технологии создания постоянной части формы документа в виде кадра в среде текстового процессора,
который состоит из следующих операций:
операция 1 - создание кадра;
операция 2 - настройка кадра;
операция 3 - внедрение в кадр рисунка.
Действие — совокупность стандартных приемов работы, приводящих к выполнению поставленной операции.
Пример: Как следует понимать действие информационной технологии. Рассмотрим операцию 3 - внедрение в кадр рисунка в среде текстового процессора, которая состоит из следующих действий:
действие 1 - установка курсора в кадре;
действие 2 - выполнение команды ВСТАВКА, Рисунок;
действие 3 - установка значений параметров в диалоговом окне.
Элементарные операции – действия пользователя по управлению устройствами ввода-вывода.
Пример. Как следует понимать элементарную операцию информационной технологии. Ею может быть:
ввод команды, нажатие правой кнопки мыши, выбор пункта меню и т.п.
Рисунок 2 - Представление информационной технологии в виде
иерархической структуры, состоящей из этапов, действий, операций
Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что вы должны сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций составляется действие, из действий, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап, а их совокупность образует технологический процесс (технологию).
Технологический процесс необязательно должен состоять из всех уровней, представленных на рисунке. Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий.
Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:
обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия;
включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
этапы, действия, операции должны быть по возможности стандартизированы и унифицированы
Основной проблемой ИТ является то, что они быстро устаревают и заменяются новыми .
Пример: На смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ пришла технология работы на персональном компьютере. Телеграф передал все свои функции телефону. Телекс передал большинство своих функций факсу и электронной почте и т.д.
При внедрении новой ИТ, необходимо оценивать риск отставания от конкурентов. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации.
Существует три методологии обработки информации:
Централизованная обработка информации на ЭВМ и вычислительных центрах была первой исторически сложившейся технологией. Создавались крупные вычислительные центры (ВЦ) коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ (в нашей стране — ЭВМ ЕС). Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям.
Достоинства:
- легкость внедрения новых технологий благодаря их централизованному принятию;
- возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде БД и к информационным продуктам широкой номенклатуры;
- наличие квалифицированного обслуживания ЭВМ.
Недостатки:
- ограниченные возможностей пользователей в процессе получения и использования информации;
- незаинтересованность специалистов ВЦ в быстром и качественном решении задач.
Децентрализованная обработка информации связана с появлением ПК и развитием средств телекоммуникации.
Достоинства:
- гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя; усиление ответственности низшего звена сотрудников;