Информационный потенциал общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 05:23, контрольная работа

Описание

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на произ-водство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.

Содержание

1 Информатизация общества 2
1.1 Представление об информационном обществе 2
1.2 Роль информатизации в развитии общества 3
2 Информационный потенциал общества 4
2.1 Информационные ресурсы, продукты и услуги 4
2.2 Правовое регулирование на информационном рынке 5
Список использованной литературы 6

Работа состоит из  1 файл

задание №1.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

     Оглавление

     1 Информатизация общества

     1.1 Представление об информационном обществе

     Бурное  развитие компьютерной техники и  ИТ послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании  различной информации и получившего  название информационного общества.

     Информационное  общество - общество, в котором большинство  работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

     В информационном обществе изменятся  не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.

     Признаки  информационного общества:

     •решена проблема информационного кризиса, т.е. противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

     •обеспечен  приоритет информации по сравнению  с другими ресурсами;

     •информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

     •формируется  информационное единство всей человеческой цивилизации;

     •с  помощью средств информатики  реализован свободный доступ каждого  человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.

     Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.

     В период перехода к информационному  обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке  больших объемов информации, овладению  им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

     Информационная  культура - умение целенаправленно  работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

     1.2 Роль информатизации в развитии общества

 

     Чем человек или группа людей легче  и эффективней оперируют информацией, тем успешней развивается их деятельность. Это современная тенденция. Поэтому большинство видов деятельности должны начинаться со сбора и анализа информации, нахождению оптимальных решений планируемых задач, формированию творческого подхода.

     Ситуация  осложняется тем, что где-то во второй половине XX века цивилизация начала испытывать информационный бум, количество информации резко возросло, ориентироваться в ней человеку стало достаточно трудно.

     Возрос  документооборот, количество печатных изданий, стали доступны данные из разных сфер человеческой деятельности. В результате умственная нагрузка на человека возросла. Кроме того, появились большие объемы информационного мусора, увеличивающие эту нагрузку. Начали вырисовываться такие проблемы как сокрытие информации, с одной стороны, и ее беспрепятственное распространение, с другой.

     Возникла  проблема, когда люди не могут в  полной мере воспользоваться накопленным огромным количеством данных из-за своих ограниченных возможностей. Такая ситуация приводит к информационному кризису, и перед человечеством появляется задача выхода из него.

     Несмотря  на то, что компьютеры и вычислительные сети сами в большой степени поспособствовали информационному кризису, они легли в основу так называемой информатизации общества. Информатизация общества – это процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, техническую и научную) и направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей всех видов организации и людей.

     Информатизация  была отмечена в первую очередь в  странах Запада и США, а также  в Японии (60-80-е годы XX века). Производству требовалось информационно обслуживание, направленное на обработку большого количества информации.

     Информатизация  стала возможной благодаря появлению  компьютеров, которые представляют собой универсальное средство для работы с информацией и обеспечивают широкие возможности для коммуникации. Социальный прогресс на сегодняшний день не возможен без информатизации, а, следовательно, и без компьютеров. Поэтому часто говорят о компьютеризации общества, где особое место уделяют развитию и внедрению вычислительных машин. Однако информатизация общества – это не то же самое, что компьютеризация общества. При информатизации на первый план выходит комплекс мероприятий, целью которых является использование знания и данных во всех сферах цивилизации. Поэтому информатизация – это более широкое понятие, чем компьютеризация. Информатизация – это как бы надстроечный процесс, происходящий на базе компьютеризации, процесс формирования новой, автоматизированной среды зарождения знаний, их переработки, распространения и превращения в силу, в материальный фактор.

     Появление компьютеров и сетей оказало  влияние на производительность труда. Поэтому во многих странах мира уделяется  особое внимание процессу информатизации, т.к. ее игнорирование может привести к потере рынков труда и сбыта, резкому снижению конкурентоспособности страны.

     На  государственном уровне могут приниматься  такие решения как увеличение инвестиций в исследования, улучшение образования, повышение качества труда и т.п.

     Особое  внимание информационным технологиям  уделяют еще и потому, что они  лежат в основе развития всех других отраслей.

     Развитие  информатизации может потребовать  от государства отказа от стремления во чтобы то ни стало обеспечить экономический рост страны, активное внедрение наукоемких технологий, развитие новых форм инфраструктуры, использование научных достижений, затрат значительных средств на информатизацию.

     Говоря  о сегодняшнем дне, отмечают переход  общества от индустриального к информационному  типу, где главными ценностями становятся знания, а не материальные ресурсы.

     При этом следует помнить, что бездумная и слишком активная информатизация общества может привести к социальному регрессу, подорвав устоявшиеся веками коммуникационные связи. Поэтому следует уделять внимание и информационной культуре, т.е. умению работать с информацией и техникой, осуществляющей ее обработку.

     Альтернативы  информатизации нет. Это объективный  этап социального прогресса во всех областях, прежде всего в экономике, управлении, науке и технологии.

     К первоочередным проблемам информатизации следует отнести психологическую проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информационными потребностями и отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики к достижениям в инфосфере.

     2 Информационный потенциал общества

     2.1 Информационные ресурсы, продукты и услуги

 

     Информационные  ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

     Информационные  ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть, зафиксирован на каком-либо физическом носителе в виде документов, статей, программ, книг и т.д.

     Информационный  продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, - с помощью услуг.

     Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

     Ответы  на эти вопросы можно получить, если имеется рынок информационных продуктов и услуг.

     Рынок информационных продуктов и услуг - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

     Поставщиками  информационных продуктов могут  быть:

     •центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

     •центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

     •службы телекоммуникации и передачи данных;

     •специальные  службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

     •коммерческие фирмы;

     •информационные брокеры.

     Потребителями информационных продуктов и услуг  могут быть различные юридические  и физические лица.

     Выделим 5 секторов рынка информационных продуктов и услуг.

     1-й  сектор - деловая информация - состоит  из следующих частей:

     - биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные  курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

     - статистическая информация - ряды  динамики, прогнозные модели и  оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

     - коммерческая информация по компаниям,  фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в областях экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

     2-й  сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

     - профессиональная информация - специальные  данные и информация для юристов,  врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

     - научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

     - доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

     3-й  сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

     - новости и литература - информация  служб новостей и агентств  прессы, электронные журналы, справочники,  энциклопедии;

     - потребительская информация - расписания  транспорта, резервирование билетов  и мест в гостиницах, заказ  товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

     - развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.

     4-й  сектор - услуги образования, включает  все формы и ступени образования.  Информация может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и др.;

     5-й  сектор - обеспечивающие информационные  системы и средства, состоит из  следующих частей:

     - программные продукты - программные  комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное ПО, программы общей ориентации, прикладное ПО по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

Информация о работе Информационный потенциал общества