Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа
Широкое применение новых информационных и коммуникационных технологий является необратимой тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий [1]. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая, являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации, уже активно используется в политическом процессе, бросая вызовы его традиционным институтам и механизмам.
Часть I
Глава 1. Свойства и возможности сети Internet
1.1. Интернет и политический процесс
1.2. Опыт электронного правительства.
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет
Часть II
Глава 1. Интернет в политической жизни России
1.1 Зарождение инетрент-технологий в России
1.2 Социальная основа Российского Интернета
1.3 Основные акторы политического Рунета
а) Органы власти
б) Средства массовой информации
в) Политические партии
Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий
2.1 Политический PR в сети: опыт выборов 1999-2000
Глава 3. Уровень присутствия в Интернете регионов России
Заключение
Список литературы
Функция взаимодействия органов управления и пользователей реализована на сайтах субъектов существенно слабее, чем информационно-справочная. Как отмечалось ранее, эта стадия развития «электронного правительства» является одной из базовых, но реализовать в России интерактивное взаимодействие в полной мере пока невозможно. Однако всем субъектам Федерации доступны возможности по организации на веб-узле таких средств, как проведение онлайн-конференций и форумов по актуальным проблемам региона, публикация комментариев и ответов на вопросы аудитории и т.д. Надо отметить тот факт, что возможность задать вопрос органам управления, организована на многих региональных политических порталах. Так, на вопросы своих жителей охотно отвечают руководители таких регионов, как Республика Чувашия, Кемеровская область (примечательно, что отвечают представители тех органов власти, в чьем ведении находится заданный вопрос), а также губернатор Мурманской области. На правительственном портале Пермской области проводятся онлайн-конференции, где можно обратиться с вопросом к губернатору. Портал Карелии предполагает анонсирование и освещение телефонных «горячих линий» и телевизионных прямых эфиров с главой республики.
Несомненно, все это являет собой пример больших достижений на путях приобщения регионов к интернет-технологиям. Однако, различные технические и технологические аспекты реализации программы «Электронная Россия» не решают, на мой взгляд, главную проблему. Она заключается в неподготовленности региональных политиков к работе, построенной на новых принципах взаимодействия с гражданами и организациями. Работа, основанная на web-технологиях, требует от чиновников постоянной информационной поддержки интернет-ресурсов, их оперативного обновления, ответов на запросы по электронной почте и других действий, которые сегодня не вписываются в привычный для них регламент работы. Таким образом, возникает необходимость «прививать» региональным органам государственного управления и местного самоуправления новые функции путем включения в их обязанности работу с заинтересованной аудиторией по электронной почте, а также назначением ответственных лиц за предоставление конкретных видов информации через сеть Интернет. В противном случае разрыв в уровне использования интернет-технологий в регионах сохранится.
Заключение
Подводя итоги анализа взаимодействия Интернета и политики в современном мире, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день Интернет технологии предоставляют политической сфере грандиозные возможности, которые, однако, требуют от последней не менее грандиозной перестройки.
Эти возможности связаны, главным образом, с изменением характера самой политической коммуникации.
В условиях развития информационного общества происходит снижение издержек на получение и передачу информации, в результате постепенно увеличивается группа людей, имеющих возможность принимать участие в выработке и принятии политически значимых решений, открываются реальные предпосылки уменьшения неравенства политических возможностей граждан. Возрастает давление на правительства, которое вынуждает их совершенствоваться и постоянно повышать эффективность своей деятельности на основе электронных технологий.
Одновременно с этим, при определенных условиях обеспечения равного доступа к сети, власть совершенствует само общество, способствует закреплению демократических стандартов на уровнях межличностного и межгруппового общения. В этом аспекте, применение интернет-технологий выходит далеко за пределы простого информационного сопровождения функционирования политических институтов.
Необходимо помнить, что интернет, по мере расширения сферы его использования в повседневной жизни, создает потенциальную угрозу манипулятивного воздействия на личность, в том числе со стороны субъектов политического процесса. Проведенный анализ PR-технологий, реализуемых посредством Интернет в ходе информационно-пропагандистских кампаний, выступает наглядным тому подтверждением.
Теснейшим образом с этой проблемой связан вопрос о государственном регулировании сети, который выражается в определении дозволенных границ и пределов вмешательства власти в Интернет. Парадоксальным противоречием здесь является то, что при либеральном подходе государственных структур к развитию Интернета возникает серьезная угроза того, что система будет использована дезинтегрирующими силами. В то же время, если сеть берется под полный государственный контроль, в руках власти оказывается реальный ключ к созданию общества тотальной управляемости.
Взаимосвязь web-технологий с происходящими в обществе социальными процессами отчетливо прослеживается на примере развития политического сегмента Рунета в нашей стране. На основании разобранного материала можно сделать выводы о том, что в России основными факторами развития сети, в качестве средства политической коммуникации, стали неразвитость инфраструктуры для формирования коммерческого сектора интернета, медиатизация российской политики, феномен включенных в медиа-политическую систему сетевых СМИ, а также специфика аудитории и мифологизация интернет-пространства в общественном сознании. В результате, интернет в России оказался включенным в существующую систему обмена информацией, выступив в качестве нового коммуникативного инструмента, который позволил нашей стране быстро преодолеть отставание от «цивилизованного мира» и выстроить свою модель «онлайновой» коммуникации между обществом и властью.
Список использованной литературы
1. Агамирзян И.Р. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб. 2002.
2. Белкин С., Воронин В., Устименко С. Интернет и власть// Власть. 1999. №9
3. Данилов Д. Интернет как инструмент политического PR // Мир Internet. Спб. 2001. №10
4. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Яковлев И.Г. Политика, политология, интернет. М., 2002.
5. Докторов Б. Российский политический Интернет // Петербургский журнал социологии. 1999. № 2
6. Залесский П.К. Политические симпатии российской аудитории Интернет // СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. М. 2000.
7. Иванов О., Быковский Е. Сетевые "игры в политику" становятся все серьезнее // Итоги. 1999. №15
8. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000.
9. Иванов Д.Г. Политический PR в Интернете: российские реалии // Интернет-маркетинг. 2002. №4
10. Иванов Д.Г. Российский интернет как средство политической коммуникации // Русский Журнал: URL: http://www.russ.ru/netcult/
11. Интернет и российское общество / Под ред. И.А.Семенова. М., 2002.
12. Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса. Теория и практика / Доклад Фонда эффективной политики, февраль 2001.
13. Калькинен Г. В сети начался политический сезон. Правые осваивают новую медийную площадку // Независимая газета. 2002. № 193 (2747)
15. Овчинников Б.В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета // Полис. 2002. № 1
16. Песков Д.Н. Интернет в России: политическая утопия? // Полис. 2002. №1
17. Регионы России в 1999 г.: Ежегодное приложение к "Политическому альманаху России" / Под ред. Н. Петрова. М., 2001.
18. Росич Ю. Интернет в политической жизни России // Правда.ру: URL: http://politics.pravda.ru/
19. Скрипнюк И.И. Политическая реклама и политический PR в России // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000.
20. Сметанин М. "Московская альтернатива" как первая политическая кампания в интернете // Русский Журнал: URL: http://www.russ.ru/netcult/
21. Сметанин М. Борис Немцов - первый политик в российском интернете // Русский Журнал: URL: http://www.russ.ru/netcult/
22. Сметанин М. Виртуальное партстроительство // Русский Журнал: URL: http://www.russ.ru/netcult/
23. Сметанин М. Интернет-проекты "Союза правых сил" на выборах в Государственную Думу // Русский Журнал: URL: http://www.russ.ru/netcult/
24. Туронок С. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. №2
25. Чеснаков А.А. Ресурсы internet и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. №4
26. Чугунов А.В. Политика и интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий // Автореферат. СПб., 2000.
27. Чугунов А.В. Интернет и политика как объект междисциплинарных исследований // Политическая наука и политический процесс в России: Тезисы Всероссийской научной конференции. СПб., 1999.
Приложение.
Таблица №1
Распределение интернет-аудитории по территории России, июль 2000 г.
[Monitoring.ru, 2000]
Показатель (%) | Москва и С.-Петербург | Европейская часть России | Урал и Западная Сибирь |
Восточная Сибирь и Дальний Восток
|
Ядро | 36,7 | 41,5 | 8,6 | 13,2 |
Недельная аудитория | 36,1 | 38,6 | 12,2 | 13,1 |
Максимальная аудитория | 26,7 | 40,3 | 18,4 | 14,6 |
Уровень интернетизации | 19,61 | 4,51 | 5,25 | 6,7 |
Все население | 8,5 | 56,0 | 21,9 | 13,6 |
Примечание:
Максимальная аудитория — все посетители Интернета;
Недельная аудитория — все, кто посещает Интернет минимум раз в неделю;
Ядро аудитории — те, кто проводит в Интернете не менее трех часов в неделю.
Таблица №2
Распределение интернет-аудитории по территории России
Города с населением, тыс. человек
| Доля в Интернет аудитории России, % |
Более 3000 | 25 |
1000 – 3000 | 17 |
300 – 1000 | 27 |
100 – 300 | 19 |
Менее 100 | 12 |