Использование экспертных систем в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:33, реферат

Описание

Экспертная система - компьютерная система, использующая знания одного или нескольких экспертов, представленные в некотором формальном виде, а также логику принятия решения человеком-экспертом в трудно- или неформализуемых задачах. Экспертные системы способны в сложной ситуации (при недостатке времени, информации или опыта) дать квалифицированную консультацию (совет, подсказку), помогающую специалисту или менеджеру принять обоснованное решение.

Содержание

Введение
1. Сущность экспертных систем и их преимущества
2. Применение экспертных систем
3. Сферы применения экспертных систем
4. Возможности использования компьютерных информационных систем
5. Экспертные системы в области оперативного и управленческого контроля
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 162.28 Кб (Скачать документ)

в) Планирование.

Планирующие системы  предназначены для достижения конкретных целей при решении задач с  большим числом переменных. Дамасская фирма Informat впервые в торговой практике предоставляет в распоряжении покупателей 13 рабочих станций, установленных в холле своего офиса, на которых проводятся бесплатные 15-минутные консультации с целью помочь покупателям выбрать компьютер, в наибольшей степени отвечающий их потребностям и бюджету. Кроме того, компания Boeing применяет ЭС для проектирования космических станций, а также для выявления причин отказов самолетных двигателей и ремонта вертолетов. Экспертная система XCON, созданная фирмой DEC, служит для определения или изменения конфигурации компьютерных систем типа VAX и в соответствии с требованиями покупателя. Фирма DEC разрабатывает более мощную систему XSEL, включающую базу знаний системы XCON, с целью оказания помощи покупателям при выборе вычислительных систем с нужной конфигурацией.

В отличие от XCON система XSEL является интерактивной.

г) Интерпретация.

Интерпретирующие  системы обладают способностью получать определенные заключения на основе результатов  наблюдения. Система PROSPECTOR, одна из наиболее известных систем интерпретирующего  типа, объединяет знания девяти экспертов. Используя сочетания девяти методов  экспертизы, системе удалось обнаружить залежи руды стоимостью в миллион  долларов, причем наличие этих залежей  не предполагал ни один из девяти экспертов. Другая интерпретирующая система- HASP/SIAP. Она определяет местоположение и  типы судов в тихом океане по данным акустических систем слежения.

д) Контроль и  управление.

Системы, основанные на знаниях, могут применятся в качестве интеллектуальных систем контроля и принимать решения, анализируя данные, поступающие от нескольких источников. Такие системы уже работают на атомных электростанциях, управляют воздушным движением и осуществляют медицинский контроль. Они могут быть также полезны при регулировании финансовой деятельности предприятия и оказывать помощь при выработке решений в критических ситуациях.

е) Диагностика  неисправностей в механических и  электрических устройствах.

В этой сфере  системы, основанные на знаниях, незаменимы как при ремонте механических и электрических машин (автомобилей, дизельных локомотивов и т.д.), так и при устранении неисправностей и ошибок в аппаратном и программном  обеспечении компьютеров.

ж) Обучение.

Системы, основанные на знаниях, могут входить составной  частью в компьютерные системы обучения. Система получает информацию о деятельности некоторого объекта (например, студента) и анализирует его поведение. База знаний изменяется в соответствии с поведением объекта. Примером этого  обучения может служить компьютерная игра, сложность которой увеличивается  по мере возрастания степени квалификации играющего. Одной из наиболее интересных обучающих ЭС является разработанная Д.Ленатом система EURISCO, которая использует простые эвристики. Эта система была опробована в игре Т.Тревевеллера, имитирующая боевые действия. Суть игры состоит в том, чтобы определить состав флотилии, способной нанести поражение в условиях неизменяемого множества правил. Система EURISCO включила в состав флотилии небольшие, способные провести быструю атаку корабли и одно очень маленькое скоростное судно и постоянно выигрывала в течение трех лет, несмотря на то, что в стремлении воспрепятствовать этому правила игры меняли каждый год.

Большинство ЭС включают знания, по содержанию которых  их можно отнести одновременно к  нескольким типам. Например, обучающая  система может также обладать знаниями, позволяющими выполнять диагностику  и планирование. Она определяет способности  обучаемого по основным направлениям курса, а затем с учетом полученных данных составляет учебный план. Управляющая  система может применяться для  целей контроля, диагностики, прогнозирования  и планирования. Такая система будет очень удобна при оценке эффективности, например, муниципальных служб. Система, обеспечивающая сохранность жилища, может следить за окружающей обстановкой, распознавать происходящие события (например, открылось окно), выдавать прогноз (вор-взломщик намеревается проникнуть в дом) и составлять план действий (вызвать полицию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Возможности использования компьютерных информационных систем 

Для принятия управленческих решений могут быть определены, с одной стороны, в зависимости от структурированности решаемых управленческих задач, с другой – с учетом уровня иерархии управления предприятия, на котором решение должно быть принято, а с третьей – в зависимости от принадлежности к той или иной функциональной сфере бизнеса. Так, на рис. 1 показана классификация информационных систем, выполненная по признаку структурированности решаемых задач.

Рис. 1. Классификация информационных систем по степени структурированности решаемых задач

Задачи считаются структурированными, если они носят повторяющийся, рутинный характер и для решения их раз и навсегда разработаны соответствующие процедуры (алгоритмы), которые используются во всех случаях, когда эти задачи встречаются. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация, т.е. сведение роли человека к нулю. Если характер решения задачи мы представляем себе не полностью, мы называем их неструктурированными (или слабоструктурированными) задачами. Для решения неструктурированных  информационных задач ИС играют вспомогательную роль: они предназначаются для того, чтобы помочь управляющему принять решение, но не для непосредственной выработки такого решения.

Используемые  для решения слабоструктурированных задач ИС подразделяются на два вида. Первый из них, ориентированный главным  образом на обработку данных (поиск, агрегирование, фильтрацию), формирует  специальные управленческие отчеты. Используя сведения, содержащиеся в  этих отчетах, управляющий принимает  решение. Второй вид ИС оказывает ЛПР более фундаментальную помощь, разрабатывая для него возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

Как следует из рис. 1, ИС могут создавать лицу, принимающему решение (ЛПР), три вида поддержки: информационную, модельную и экспертную. Информационная поддержка обеспечивает доступ пользователя к информации и ее частичную обработку. Модельная поддержка связана с представлением пользователю математических, статистических, финансовых и других моделей, использование которых облегчает выработку и оценку возможных альтернатив, но за счет использования не формализованных моделей, а экспертных систем, связанных с обработкой знаний по функциональным управленческим решениям.

Другим классификационным  признаком, используемым для дифференциации ИС, является их принадлежность к той  или иной функциональной  сфере бизнеса: маркетингу, бухгалтерскому учету, финансам, производству, сбыту и т.п.

Важным элементом  классификации ИС выступает их разделение по следующим трем уровням иерархии управления фирмой: стратегическое планированию; управленческий контролю; оперативный контролю. Таким образом, каждая из функциональных подсистем(маркетинг, финансы, кадры и т.п.) может быть охарактеризована  этими тремя уровнями управления.

Рис. 2. Классификация ИС по функциональным сферам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экспертные системы в области оперативного и управленческого контроля

Оперативный контроль обычно имеет дело с рутинными, постоянно повторяющимися операциями, для проведения которых предварительно уже были созданы необходимые процедуры и правила. Решения, принимаемые  в его рамках, имеют короткий жизненный цикл.

Результаты оперативного контроля информируют ЛПР о степени  выполнения управленческих задач и  процедур. На уровне оперативного контроля решаются следующие задачи:

-обработка данных  об операциях, проводимых предприятием;

-создание периодических  отчетов о состоянии дел (для  контроля);

-подготовка ответов  на всевозможные запросы. 

Рис. 3 Схема обработки данных на уровне управленческого контроля

Управленческий  контроль проводится на уровне руководителей  подразделений фирмы для того, чтобы дать оценку текущей ситуации, выбрать необходимые контрольные  операции, сформулировать новые правила  принятия решений для персонала, находящегося в оперативном управлении, а также распределить имеющиеся  ресурсы. Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном  виде так, чтобы были в наличии: тенденция изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения.

На этом этапе  решаются следующие задачи:

-оценка планируемого  состояния объекта управления;

-оценка отклонений  от планируемого состояния; 

-выявление причин  отклонений;

-анализ возможных  решений и действий.

Стратегическое  планирование включает в себя определение  целей компании, ресурсов, используемых для достижения этих целей, и политики (стратегии), которая должна привести к достижению поставленных целей.

Горизонт стратегического  планирования гораздо шире, чем для  управленческого контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главным достоинством экспертных систем является возможность  накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличии от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.

При создании ЭС возникает ряд затруднений. Это прежде всего связано с тем, что заказчик не всегда может точно сформулировать свои требования к разрабатываемой системе. Также возможно возникникновение трудностей чисто психологического порядка: при создании базы знаний системы эксперт может препятствовать передаче своих знаний, опасаясь, что впоследствии его заменят “машиной”. Но эти страхи не обоснованы, т. к. ЭС не способны обучаться, они не обладают здравым смыслом, интуицией. Но в настоящее время ведутся разработки экспертных систем, реализующих идею самообучения. Также

ЭС неприменимы  в больших предметных областях и  в тех областях, где отсутствуют  эксперты.

Необходимо правильно  понимать реальные возможности их использования. Безусловно, далеко не все существующие проблемы могут быть решены с помощью  экспертных оценок. Хотя корректное использование  экспертных технологий во многих случаях  остается единственным реальным способом подготовки и принятия обоснованных управленческих решений».

 

 

 

Список используемой литературы

    1. В. О. Сафонов. Экспертные системы- интеллектуальные помощники специалистов.- С.-Пб: Санкт-Петербургская организация общества “Знания”
    2. России, 2002.
    3. Литвак Б.Г., Экспертные технологии в управлении, М., «Дело», 2004 г., с
    4. Междисциплинарный словарь по менеджменту / Под общей редакцией: С.П. Мясоедова, М., «Дело», 2005 г
    5. Г. Долин. Что такое ЭС.- Компьютер Пресс, 1992/2.

 

 

 


Информация о работе Использование экспертных систем в управлении