Использование компьютера в учебно - воспитательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:52, реферат

Описание

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Специфика компьютера как нового вида ТСО……………………………5
2.Персональный компьютер - универсальное обучающее средство………...7
3.Обучающие компьютерные программы и их применение…………….13
4.Роль учителя в учебно – воспитательной деятельности………………...18
Заключение…………………………………………………………………... 20
Литература…………………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

ТСО.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального  образования

Ишимский  государственный педагогический институт им. П.П.Ершова

                                       

              Кафедра математики, информатики и методики их преподавания 

                                          

       

 

          

              Реферат по дисциплине «ИСИ и КТ» 

             Использование компьютера

      в учебно - воспитательной деятельности

                                   

      

                                                             Выполнила:

                                                                             Казакова Ольга Павловна

                                                                             студентка 3 курса (4,2) 1 гр.

                                                                             педагогического факультета

                                                                             специальность: «Педагогика и  

                                                                              психология»

                                   

                                                                             Проверила:

                                                                             Янцен Вероника Давыдовна

                                             

                                                  

                                               Ишим, 2011 
 

                                         Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3 

1.Специфика  компьютера как нового вида  ТСО……………………………5 

2.Персональный  компьютер - универсальное обучающее  средство………...7 

  3.Обучающие компьютерные программы и их  применение…………….13 

4.Роль  учителя в учебно – воспитательной деятельности………………...18

Заключение…………………………………………………………………... 20

Литература…………………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Введение 

   Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания.

   Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.       Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

  Целесообразность  использования информационных технологий  в учебном процессе определяется  тем, что с их помощью наиболее  эффективно реализуются такие  дидактические принципы как научность,  доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого

   Информационные технологии предоставляют  возможность: 

рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

-   сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

-   построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

- вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

-  интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.[1]

    Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

     В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Специфика компьютера как нового вида ТСО 

     Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.

    Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:

а) адаптивность учебного материала (в зависимости  от индивидуальных особенностей учащихся);

б) многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);

в) интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени  естественное общение);

г) подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное  время.[2]

    Компьютеры во многом способны решать те же методические задачи, что и традиционные ТСО. Но в условиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной и быстродействующей технике. Компьютер реализует обучение в диалоговом (ТСО - учащийся) режиме. Компьютеризованные учебные материалы (учебные компьютерные программы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.

 Это обусловлено спецификой компьютера как нового вида ТСО, которая состоит в следующем.

    1.Значительный объем памяти современных компьютеров, что позволяет хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации (формулировки заданий, тексты, упражнения, примеры и образцы, справочную - корректирующую и консультирующую - информацию, разнообразные ремарки - реакции на те или иные действия учащегося).

  2.Высокое быстродействие компьютера (сотни тысяч операций в секунду). Это позволяет значительно повысить реактивность данного вида ТСО. В среднем скорость реакции ЭВМ на запрос или ответ учащегося составляет 1-3 секунды.

  3.Способность анализировать ответы и запросы учащихся.

  4. Диалоговый режим связи учебного материала (компьютерной программы) с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя. Только компьютер способен осуществить столь разнообразную по форме и содержанию связь с обучаемым (информативную, справочную, консультирующую, результативную, вербальную, невербальную - графика, цвет, звуковая сигнализация).

  5.Наличие обратной связи, т. е. возможность осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консультирующую информацию. Консультирующая информация выбирается из памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы. Способ предъявления подобного рода информации зависит от типа учебной компьютерной программы.

  6.Адаптивность. Компьютеризованный урок проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Проработка (изучение, тренировка, повторение и контроль) одного и того же материала может осуществляться: с различной степенью глубины и полноты,  в индивидуальном темпе, в индивидуальной (часто выбираемой самим учащимся) последовательности.

   7.Возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе класса, получаемой в процессе компьютеризованного занятия, без нарушения естественности протекания урока. При этом компьютер способен фиксировать достаточно большое количество параметров:

    -  время, затраченное учащимися  на работу со всей программой, группой заданий или с каким-либо  конкретным заданием или упражнением;

    -    количество верных/неверных  ответов и их систематизация;

    -  количество обращений к справочной  информации, а также характер  наиболее часто запрашиваемой  помощи теми или иными группами  обучаемых; 

    - количество попыток при выполнении заданий.[3]

  Эти данные помогают учащемуся внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю - выработать индивидуальный, подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом.

   Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.  

 2.Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, 

    В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

Информация о работе Использование компьютера в учебно - воспитательной деятельности