Исторический аспект развития информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:08, реферат

Описание

В современных условиях под управлением понимается функция поддержания жизнедеятельности определенной организационной системы, обеспечивающая устойчивость ее структуры, а также реализацию основных целей и задач. В качестве такой системы может выступать биологическая среда, физиологический организм, растительный мир, химическая среда, различные механизмы и т.д.

Содержание

1.Особенности современного производства и управления
2.Роль информации в управлении
3.Развитие информационных технологий
4.Информационные системы

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЧ А.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

        управляющие информационные системы (УИС), используемые для управления технологическими процессами на предприятии и составляющие, как правило, основную подсистему автоматизированного технологического комплекса;

        системы административно - организационного типа (САОТ), предназначенные для обслуживания коллектива специалистов, осуществляющих управление предприятием.

Классификация ИС по функциональному признаку

В соответствии с данным признаком могут быть выделены следующие классы ИС:

        СОД - системы обработки данных;

        автоматизированные системы управления (АСУ);

        информационно-поисковые системы (ИПС).

Основные функции информационных систем: сбор, передача, хранение информации, а также операции обработки, такие, как ввод, выборка, корректировка и выдача информации. Для операций преобразования входной информации в выходную информацию, которые не обеспечиваются данными функциями, необходимо создание специальных прикладных программ. В реальных условиях, как правило, используются ИС смешанного типа.

Система обработки данных (СОД) - это ИС, дополненная прикладными программами различного назначения. Для прикладных программ характерно наличие математических соотношений, позволяющих вычислять значения элементов выходной информации по известным значениям входной информации без применения методов оптимизации процессов управления экономическим объектом (это расчет зарплаты, статистическая отчетность и т.д.).

СОД производит информационное обслуживание специалистов органа управления объектом, принимающих решения. Решения передаются на объект, минуя СОД. Можно трактовать СОД как систему, которая преобразует поток входной информации в поток выходной информации. Фактически в СОД задействованы следующие потоки информации:

        входная информация, которая поступает от управляемого объекта и из внешнего мира (от других предприятий и организаций);

        необработанная информация, т.е. часть входной информации, которая непосредственно передается органу управления, минуя обработку;

        выходная информация, т.е. информация, обработанная системой и предоставляемая органу управления и внешнему миру;

        промежуточная информация, т.е. часть выходной информации, которая необходима СОД для выполнения расчетов в последующие периоды времени.

Автоматизированная система управления (АСУ) - ИС, способная автономно или с участием специалистов выполнить выбор управленческих решений. Принятие решений системой может производиться на основе экономико-математических методов либо путем моделирования действий специалистов по принятию управленческих решений. Прикладные программы АСУ, формирующие управленческие решения, как правило, используют экономико-математические методы для выбора оптимальных решений. Исходные данные для оптимизационных задач могут рассчитываться в режиме СОД.

Моделирование принятия решений специалистами осуществляется в так называемых экспертных системах, которые могут быть построены на принципах искусственного интеллекта и баз знаний. В качестве примера можно выделить следующие наиболее типичные задачи АСУ:

        управление запасами материалов и полуфабрикатов на складах предприятия;

        управление технической (конструкторской, технологической) подготовкой производства;

        управление планово-финансовой деятельностью;

        управление основным производством (календарное планирование);

        управление сбытом готовой продукции;

        управление проектами и др.

В частности, по первой задаче АСУ может прогнозировать поступление материалов и их расход, а в случае несоблюдения норм запаса материалов формировать заявки предприятиям-поставщикам.

Информационно-поисковая система – ИС, предназначенная для поиска в каком-то множестве тех документов, которые посвящены указанной в информационном запросе теме или содержат необходимые сведения.

При вводе в ИПС каждый документ подвергается индексированию. Собственно сам процесс индексирования включает два этапа:

        определение тем, отраженных в данном документе (запросе);

        выражение этих тем на языке, принятом в ИПС, и запись в виде поисковых образов, которые связываются с документом (запросом).

Процесс поиска осуществляется путем сопоставления поисковых образов документов с поисковым образом запроса.

Классификация ИС по способу распределения вычислительных ресурсов

По способу распределения вычислительных ресурсов различают локальные ИС (одна ЭВМ) и распределенные ИС (несколько ЭВМ плюс каналы связи).

Распределенные ИС представляют собой объединение информационных систем, выполняющих собственные, независимые друг от друга функции, с целью коллективного использования информационных фондов и вычислительных ресурсов. Отдельные информационные системы, как правило, территориально удалены друг от друга.

Пример:
Автоматизированная информационная система “Автопоиск” ГАИ УВД Томской области, содержащая информацию по регистрации транспортных средств (ТС) предприятий и частных лиц; общегосударственная АИС ГАИ РФ по учету угнанных ТС.

Принципы построения и функционирования информационных систем
В настоящее время выделяют следующие принципы построения и функционирования информационных систем:

1.      Принцип соответствия - ИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью, критерий эффективности должен быть количественным.

2.      Принцип экономичности - затраты на обработку информации в ИС должны быть меньше экономического выигрыша на объекте при использовании этой информации.

3.      Принцип регламентации - большая часть информации в ИС должна поступать и обрабатываться со строгой периодичностью, по расписанию.

4.      Принцип самоконтроля - работа ИС должна быть ориентирована на непрерывное обнаружение ошибок в данных и процессах их обработки.

5.      Принцип интеграции - должен производиться однократный ввод информации в ЭИС и ее многократное, многоцелевое использование.

6.      Принцип адекватности - способность ИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях.

Режимы работы ИС
Информационные системы могут работать в трех основных режимах: в пакетном режиме, в интерактивном режиме, в режиме реального масштаба времени.

Для пакетного режима характерно, что результаты обработки выдаются пользователям после выполнения так называемых пакетов заданий. Примерами таких систем являются системы статистической отчетности, налоговых инспекций, расчетно-кассовых центров, банков и т.д. Недостатком такого режима является обособленность пользователя от процесса обработки информации, что снижает оперативность принятия управленческих решений. Основными недостатками пакетного режима являются следующие обстоятельства: потребитель информации обособлен от процесса её обработки, поэтому могут появляться сомнения в правильности исходных данных и (либо) расчетов; снижается оперативность принятия решений в связи с возможной задержкой расчетов, вызванной так называемым “пакетированием” заданий.

При интерактивном (диалоговом) режиме работы происходит обмен сообщениями между пользователем и системой. Пользователь обдумывает результаты запроса и вводит в систему принятые решения для дальнейшей обработки. Диалоговый режим необходим для решения управленческих задач с многовариантной логикой, когда пользователь может определить наиболее перспективный вариант решений. Примеры “диалогов”: стратегическое планирование развития фирмы (SWOT - анализ), решение задачи распределения ресурсов между потребителями, формирование портфеля заказов, выбор наиболее перспективных вариантов инвестиций и т.п.

Режим реального времени используется для управления быстропротекающими процессами, например передачей и обработкой банковской информации в глобальных международных сетях типа SWIFT, и непрерывными технологическими процессами.

Компоненты информационной системы
Напомним, что для решения любой произвольной задачи с использованием ЭВМ требуется наличие ряда компонентов:

1.      исходной и нормативно-справочной информации для расчета;

2.      метода (алгоритма) решения задачи в виде программы;

3.      ЭВМ как исполнителя алгоритмов;

4.      пользователей, т.е. лиц, использующих результаты решения в своей профессиональной деятельности.

Для ИС требуются аналогичные компоненты, но с более сложной организацией, вызванной многообразием действий, которые должна производить информационная система. Практически все разновидности информационных систем, независимо от сферы их применения, включают один и тот же набор составных компонентов:

        функциональные компоненты;

        компоненты обработки данных;

        организационные компоненты.

Под функциональными компонентами понимается система функций управления - полный комплекс взаимоувязанных во времени и пространстве работ по управлению, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей. Действительно, любая сложная управленческая функция расчленяется на ряд более мелких задач и, в конце концов, доводится до непосредственного исполнителя. Именно от того, как будет выполнено то или иное задание отдельным работником, зависит успех в решении конечных задач фирмы в целом. Таким образом, вся сложнейшая совокупность управленческих воздействий должна иметь своим конечным результатом доведение общих задач, стоящих перед предприятием, до каждого конкретного исполнителя независимо от его служебного положения. Таким образом, функции управления имеют не только индивидуальный, но и групповой характер, а практический результат получается не эпизодически, а постоянно. Весь процесс управления сводится либо к линейному (административному) руководству предприятием или его структурными подразделениями, либо к функциональному руководству, например: бухгалтерский учет, материально-техническое обеспечение, и т.п.

Поэтому декомпозиция информационной системы по функциональному признаку включает в себя выделение отдельных ее частей, называемых функциональными подсистемами (функциональными модулями, бизнес - приложениями), реализующих систему функций управления. Функциональный признак определяет назначение подсистемы, т.е. то, для какой области деятельности она предназначена и какие основные цели, задачи и функции она выполняет.

Функциональные подсистемы в существенной степени зависят от предметной области (сферы применения) информационных систем. Специфические особенности каждой функциональной подсистемы содержатся в так называемых “функциональных задачах” подсистемы. Это понятие, как правило, связывают с достижением определенных целей функции управления или определяют его как работу, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период.

Выбор состава функциональных задач функциональных подсистем управления осуществляется обычно с учетом основных фаз управления: планирования; учета, контроля и анализа; регулирования. В соответствии с выделенными функциональными подсистемами и с учетом фаз управления определяется состав задач функциональных подсистем.

Обеспечение ИС
Все ИС, независимо от сферы их применения, включают один и тот же набор составных частей (компонентов) - видов обеспечения:

1.      информационное обеспечение;

2.      программное обеспечение;

3.      техническое обеспечение;

4.      правовое обеспечение;

5.      лингвистическое обеспечение.

Информационное обеспечение представляет собой совокупность методов и средств по размещению и организации информации, включающих в себя системы классификации и кодирования, унифицированные системы документации, рационализации документооборота и форм документов, системы создания внутримашинной информационной базы. От качества разработанного информационного обеспечения во многом зависит достоверность и качество принимаемых управленческих решений.

Программное обеспечение - это совокупность программных средств для создания и эксплуатации системы обработки данных (СОД) средствами вычислительной техники. В состав программного обеспечения входят базовые (общесистемные) и прикладные (специальные) программные продукты.

Базовое программное обеспечение (БПО) организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ. Базовые программные средства служат для автоматизации взаимодействия человека и компьютера, организации типовых процедур обработки данных, управления, контроля и диагностики функционирования технических средств. БПО тесно связано с аппаратными средствами и отражает особенности их конструктивного устройства и функционирования. К базовым программным средствам относятся прежде всего операционные системы, сервисные процедуры, трансляторы языков программирования.

Прикладное программное обеспечение предназначено для разработки и выполнения конкретных пользовательских задач (приложений) и организации вычислительного процесса в различных информационных системах.

Они могут быть универсальными средствами (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных) и специализированными, реализующими функциональные подсистемы объектов различной природы (экономические, инженерные, технические и т.д.).

Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, применяемых для функционирования системы обработки данных, и включает в себя устройства, реализующие типовые операции обработки данных как вне ЭВМ (периферийные технические средства сбора, регистрации, первичной обработки информации: оргтехнику различного назначения, средства телекоммуникации и связи), так и на ЭВМ различных классов.

Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационных систем. Оно охватывает нормативные акты договорных взаимоотношений между заказчиком и разработчиком ИС, правовое регулирование отношений. Правовое обеспечение включает условия придания юридической силы документам, полученным с применением вычислительной техники; средства правового регулирования отношений; права, обязанности и ответственность персонала (в том числе за своевременность и точность обработки информации); правила пользования информацией; порядок разрешения споров по поводу ее достоверности и др.

Информация о работе Исторический аспект развития информации