История развития информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:12, реферат

Описание

Тема история развития информатики представляется мне особенно актуальной, т.к. знание истории любой дисциплины позволяют добиваться большего успеха, потому что знание начал, как говорил Аристотель, – это знание истины.
Цель работы – изучить историю развития информатики.
Для достижения цели необходимо: рассмотреть общие сведения об истории развития информатики как науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. История развития информатики……………………………………………4
1.1. Информатика как наука………………………………………………4
1.2. Информация и организация…………………………………………..7
1.3. Основные направления развития информатики……………………13
1.4. Информатика в СССР………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………….…………16
Список литературы…………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

рЕФЕРАТ ( История информатики).doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

    Сочинский Государственный Университет Туризма и Курортного дела

Экономический факультет

 
 
 
 
РЕФЕРАТ

Тема:                 История развития информатики 

Студент (ка)      ________________ 

Курс, группа 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель ----------------------------------

                               (подпись)

«---» --------------------  -------г 
 
 
 

Н.Новгород – 2011 
 
 

          Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3

  1. История развития информатики……………………………………………4
    1. Информатика как наука………………………………………………4
    2. Информация и организация…………………………………………..7
    3. Основные направления развития информатики……………………13
    4. Информатика в СССР………………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………….…………16

Список литературы…………………………………………………………………17 

 

Введение

     С увеличением объёма вычислений появился первый счётный переносной инструмент - счёты. В начале 17 века возникла необходимость в сложных вычислениях. потребовались счётные устройства, способные выполнять большой объём вычислений с высокой точностью. В 1642 г. французский математик Паскаль сконструировал первую механическую счётную машину - “Паскалину”.

     В 1830 г. английский учёный Бэбидж предложил  идею первой программируемой вычислительной машины. Она должна была приводиться  в действие силой пара, а программы  кодировались на перфокарты. Реализовать  эту идею не удалось, так как было не возможно сделать некоторые детали машины.

     Первый  реализовал идею перфокарт Холлерит. Он изобрёл машину для обработки  результатов переписи населения. В  своей машине он впервые применил электричество для расчётов.

     Тема  история развития информатики представляется мне особенно актуальной, т.к. знание истории любой дисциплины позволяют добиваться большего успеха, потому что знание начал, как говорил Аристотель, – это знание истины.

     Цель  работы – изучить историю развития информатики.

     Для достижения цели необходимо: рассмотреть  общие сведения об истории развития информатики как науки.  
 
 

1. История развития  информатики

1.1. Информатика как  наука

     В настоящее время имеются различные  подходы к определению того, что  такое информатика. И это вполне естественно для любого нового научного направления. Широко распространена, особенно среди зарубежных ученых, трактовка информатики как науки, изучающей вычислительной машины (Computer Science). Информатика включила в сферу своих интересов теорию программирования, численный анализ, обработку данных и теорию вычислительных систем. В последнее время к этому направлению стали относить работы в области искусственного интеллекта, а также проблемы, связанные со скоростью, оптимальностью, эффективностью обработки информации и другое. Иногда информатика рассматривается как область науки, изучающая алгоритмы. По определению французских ученых, понятие “информатика” означает автоматическую обработку данных [2, с. 87].

     В настоящее время среди ученых также нет единодушия в ответе на вопрос, что такое информатика.

       Одни ученые понимают под информатикой  науку, изучающую научно-информационные  процессы. Информационная деятельность  в научном исследовании включает  в себя методы информационного  обслуживания творческих коллективов, рациональные формы работы по информационному сервису специализированных подразделений (библиотек, патентного бюро и прочих), выявление закономерностей процессов научной коммуникации. Этот самостоятельный вид научной деятельности направлен на обеспечение специалистов необходимыми сведениями о результатах научных исследований и технических разработок, о передовом производственном опыте. Такое понимание информатики первоначально было достаточно распространенным.

     Другие  ученые рассматривают информатику более широко – как науку об информации вообще или, другими словами, как информационную науку. Эта наука изучает не только процессы и законы передачи, обработки и преобразования информации, но и законы, связанные с выполнением всех других действий с информацией (кодированием, запоминанием, отображением, потреблением и т.д.).

     Третьи  под информатикой имеют в виду комплексную научную и инженерную дисциплину, которая изучает все  аспекты разработки, проектирования, создания, оценки функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики.

     Если  сторонники первого и второго  подходов к информатике не связывают  ее возникновение непосредственно  с развитием компьютерной техники, то третий подход основан на том, что информатика – это следствие развития ЭВМ. Последняя позиция представляется наиболее обоснованной [5, с. 112].

     Информатика – многоаспектная, интегрированная научная область, объект и предмет ее неоднозначны. Объектом изучения информатики является, прежде всего, информация, но не только научная, как считают авторы, а и прочие ее виды. Научная информация – это получаемая в процессе познания логическая информация, которая отражает закономерности развития объективного мира и используется в общественно-исторической практике.

     Рассматривая  информатику в связи с информационной деятельностью, заметим, что объектом исследования в информатике является не традиционный инженерный объект, а  качественно новый “деятельностный” объект. В первую очередь – это создание и использование социотехнических человеко-машинных систем, исследование и проектирование деятельности в системе “человек-ЭВМ-общество”. Здесь уже нужен новый тип мышления позволяющий, анализировать разнообразные проблемы, возникающие целенаправленной (прежде всего управленческой и социальной) деятельности [2, с. 93].

     Предметом информатики как науки являются информационные технологии в их взаимодействие со средой. Информатика – это  теория и практика проектирования, встраивания новых информационных технологий в социальные среды и их использования. Такие технологии переводят практику управления, научных исследований, образования и других областей человеческой деятельности на качественно новый индустриальный уровень.

     Предметной  областью информатики является информационная среда. Информационная среда включает в себя информационные процессы и информационные системы, а также все факторы, воздействующие на них на протяжения всего их существования – начиная от проектирования и до окончания использования. В качестве информационной среды может быть рассмотрена с информационной стороны либо некоторая сфера общественной деятельности (производство, управление, наука, медицина и т.д.), либо звенья народного хозяйства, либо общество в целом. Информационная среда включает в себя целенаправленные системы, жизнедеятельность которых обеспечивается информационными связями, усиливаемыми посредствам электронно-вычислительной технике. Важнейшими элементами информационной среды являются компьютерная грамотность пользователя, компьютерные системы, среда программирования и другие. Информатика в этой связи рассматривается как наука о функционировании и развитии информационной среды и ее технологизации с помощью компьютеров.

1.2. Информация и организация

     Центральными понятиями информатики являются, прежде всего “информация ” и “ организация ”. Двадцать первый век с полным правом можно назвать веком информации. Трудно переоценить значение информации в развитие науки, технике, производство, в жизни человеческого общества.

     Понятие “информационные ресурсы” или “информационный  потенциал” охватывает широкий круг технических и организационных  средств обработки и передачи данных, знания и навыки людей, а  также сами данные, записанные в  той или иной форме. Можно выделить следующие группы информационных ресурсов [5, с. 128]:

      • информацию, зафиксированную на физических носителях, а также технологию его обработки;
      • средства передачи информации и коммуникации, включая навыки приемы их использования;
      • средства обработки информации;
      • органы и службы, занимающиеся сбором и обработкой информации.

     Тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу наиболее заметно в Японии. Здесь активно  развивается в государственных  масштабов программа создания к 2001 году информационного общества.

     В настоящее время более половины от общей численности трудоспособного  населения промышленно развитых стран занято в информационной сфере. Таким образом, информация становится основным предметом труда.

     Слово “информация” происходит от латинского informatio – разъяснение, ознакомление, осведомленность. Понятие информация неоднократно изменялось, его пределы то расширялись, то сужались. Сначала под этим словом понимали “представление”, “понятие”, затем “сведения”, “передачу сообщений”[7, с. 206].

     В связи с прогрессом в технике, развитием массовых коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение и др.) и в особенности с ростом объема передаваемых сообщений появилась  необходимость их измерения для  улучшения условий передачи. Первые попытки количественного измерения информации были сделаны Р.Фишером (1921 г.). Проблемами хранения информации, передачи ее по каналам связи и задачами определения количества информации занимались Р.Хартли (1928 г.) и Х.Найквист (1924 г.). Р.Хартли определил меру количества информации для некоторых задач, ввел единицу информации (бит), заложил основы теории информации. Наиболее существенный вклад в разработку и обобщение этих вопросов внес американский инженер К.Шеннон (1948г.).

     К сожалению единого общего определения информации не существует. Наиболее распространенными являются два подхода к определению информации: один предложен английским кибернетиком и биологом У.Эшби на основе категории разнообразия, а другой впервые обоснован философами-марксистами на основе категории отражения как свойства всей материи. Эшби считал, что информация есть там, где имеется разнообразие, неопределенность. Свою концепцию разнообразия он изложил в середине 50-х годов, используя идеи Н.Винера и результаты К.Шеннона. Суть этой концепции заключается в утверждении, что теория информации изучает процессы “передачи разнообразия” по каналам связи, причем “информация не может передаваться в большем количестве, чем это позволяет количество разнообразия”.

     Идея  алгоритмического измерения количества информации, высказанная в 1965 г. академиком А.Н.Колмогоровым, близка к “разнообразностной” трактовке информации. Суть ее заключается в том, что количество информации определяется как минимальная длина программы, позволяющей преобразовать один объект в другой. Чем больше различаются два объекта между собой, тем сложнее (длиннее) программа перехода от одного объекта к другому. Длина программы при этом измеряется количеством команд (операций), позволяющих воспроизвести последовательность.

     Человек научился преобразовывать информацию, кодировать ее, обрабатывать и передавать на большие расстояния. В этом помогли  ему компьютеры и другие кибернетические  устройства.

     Теория  информации – полезный, но не универсальный  инструмент. Ее интересует количество информации лишь с точки зрения возможности передачи данных, сообщений оптимальным образом. Она основана на вероятностных, статистических закономерностях явлений. Поэтому не все ситуации описываются моделью Шеннона. Подобно тому, как масса не исчерпывает характеристик вещества, так и количество информации не исчерпывает всех характеристик информации.

     Попытки оценить не только количественную, но и качественную сторону информации способствовали развитию семантической (смысловой) и прагматической концепции информации. Вместе с синтактикой самантика и прагматика образуют теорию знаковых систем – семиотику. Семиотика исследует знаки как особый вид носителей информации. При этом знаком является условное изображение элемента сообщения; словом – совокупность знаков, имеющих смысловое значение; языком – словарь и правила пользования им.

Информация о работе История развития информатики