Экономические информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:17, доклад

Описание

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

Работа состоит из  1 файл

теор. эконом. инфор системы.doc

— 51.00 Кб (Скачать документ)

Доклад на тему: «Экономические информационные системы». 
 

Введение 

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему  с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.  
 

Эффективность применения экономических информационных систем (ЭИС) в практике управления экономическими объектами зависит  от широты охвата и интегрированности на их основе функций управления, от способности оперативно подготавливать управленческие решения и адаптироваться к изменениям внешней среды и информационных потребностей. 

Экономические информационные системы с момента  появления первых электронно-вычислительных машин претерпели существенное изменение в своем развитии. 

В 50-е годы на ЭВМ в основном решались отдельные  экономические задачи, связанные  с необходимостью переработки больших  информационных массивов, например, такие, как начисление заработной платы, составление статистических отчетов и т.д., или задачи, выполняющие оптимизационные расчеты, например, решение транспортной задачи. 

В 60-е годы возникает  идея комплексной автоматизации  управления предприятиями и интеграции информационного обеспечения на основе баз данных. Реальностью автоматизированные системы управления стали в 70-е годы на базе ЭВМ 3-го поколения, которые позволили создавать вычислительные системы с распределенной терминальной сетью. Однако недостаточное быстродействие и надежность вычислительных машин, отсутствие гибких средств реализации информационных потребностей пользователей не смогли превратить ЭИС в инструмент коренного повышения эффективности управления предприятиями. 

80-годы отмечены  внедрением персональных ЭВМ  в практику работы управленческих работников, созданием широкого набора автоматизированных рабочих мест (АРМов) на базе языков 4-го поколения (4GL), позволяющих с помощью генераторов запросов, отчетов, экранных форм, диалога быстро разрабатывать удобные для пользователей приложения. Однако рассредоточение ЭИС в виде АРМов, локальная («островная») автоматизация не способствовали интеграции управленческих функций и, как следствие, существенному повышению эффективности управления предприятием. 

Для 90-х годов  характерно развитие телекоммуникационных средств, которое привело к созданию гибких локальных и глобальных вычислительных сетей, предопределивших возможность разработки и внедрения корпоративных ЭИС (КЭИС). КЭИС объединяют возможности систем комплексной автоматизации управления 70-х годов и локальной автоматизации 80 - годов. Наличие гибких средств связывания управленческих работников в процессе хозяйственной деятельности, возможность коллективной работы, как непосредственных исполнителей хозяйственных операций, так и менеджеров, принимающих управленческие решения, позволяют во многом пересмотреть принципы управления предприятиями или проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.  

Усложнение архитектуры  современных информационных систем предопределяют разработку и использование эффективных технологий проектирования, обеспечивающих ускорение создания, внедрения и развития проектов ЭИС, повышение их функциональной и адаптивной надежности.  
 

Понятие и классификация  ЭИС. 

Методологическую  основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели. 

Для системы  характерно изменение состояний  объектов, которые с течением времени происходят в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой.  

В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов: 

* эмерджентности, то есть целостности системы  на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы; 

* гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого  функционирования 

системы и достижения общей цели; 

* адаптивности  к изменениям внешней среды  и управляемости посредством воздействия на элементы системы; 

* обучаемости  путем изменения структуры системы  в соответствии с изменением  целей системы. 

С позиций кибернетики  процесс управления системой, как  направленное воздействие на элементы системы для достижения цели, можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.  

Структура экономической  системы (промышленного предприятия, торговой организации, коммерческого банка, государственного учреждения и т.д.) с позиции кибернетики выглядит как основные информационные потоки между внешней средой, объектом и системой управления и связаны с поддерживающей их экономической информационной системой (ЭИС).  

В экономической  системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном предприятии: основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.). 

Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих  структурных подразделений экономической  системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и др. отделы), осуществляющих следующие функции управления: 

* планирование - функция, определяющая цель функционирования  экономической системы на различные  периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование); 

* учет - функция,  отображающая состояние объекта  управления в результате выполнения  хозяйственных процессов; 

* контроль - функция,  с помощью которой определяется  отклонение учетных данных от  плановых целей и нормативов;  

* оперативное  управление - функция, осуществляющая регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных;  

* анализ - функция,  определяющая тенденции в работе  экономической системы и резервы,  которые учитываются при планировании на следующий временной период.  

ЭИС связывает  объект и систему управления между  собой и с внешней средой через  информационные потоки:  

ИП 1 - информационный поток из внешней среды в систему  управления, который, с одной стороны, представляет поток нормативной информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства, а, с другой стороны, - поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями, поставщиками;  

ИП 2 - информационный поток из системы управления во внешнюю  среду, а именно: отчетная информация, прежде всего финансовая информация в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая  информация потенциальным потребителям; 

ИП З - информационный поток из системы управления на объект управления 

(прямая кибернетическая  связь), представляющий совокупность  плановой, нормативной и распорядительной  информации для осуществления  хозяйственных процессов; 

ИП 4 - информационный поток от объекта управления в систему управления (обратная кибернетическая связь), который отражает учетную информацию о состоянии объекта управления экономической системы (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услуг) в результате выполнения хозяйственных процессов. 

ЭИС накапливает  и перерабатывает поступающую учетную  информацию и имеющиеся нормативы  и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования  развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства. 

К обработке  информации в ЭИС предъявляются  следующие требования: 

* полнота и  достаточность информации для  реализации функций управления; 

* своевременность  предоставления информации; 

* обеспечение  необходимой степени достоверности  информации в зависимости от  уровня управления; 

* экономичность  обработки информации: затраты на  обработку данных не должны  превышать получаемый эффект; 

* адаптивность  к изменяющимся информационным  потребностям пользователей. 

В соответствии с характером обработки информации в ЭИС на различных уровнях  управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем: 

* системы обработки данных (ЕDP - electronic data processing); 

* информационной системы управления (МIS - management information system); 

* системы поддержки принятия решений (DSS - decision support system). 

Системы обработки  данных (СОД) предназначены для учета  и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней, и реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных. 

Информационные  системы управления (ИСУ) ориентированы  на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение  нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например, свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных. 

Системы поддержки  принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющих стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер. 

Идеальной считается  ЭИС, которая включает все три  типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС. 

Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях  управления. Такая ЭИС является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети. 

Локальная ЭИС  автоматизирует отдельные функции  управления на отдельных уровнях  управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской, функционирующей  в отдельных подразделениях системы  управления. 

Одним из основных свойств ЭИС является делимость  на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ЭИС, к которым относятся: 

· Упрощение  разработки и модернизации ЭИС в  результате специализации групп  проектировщиков по подсистемам; 

· Упрощение  внедрения и поставки готовых  подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ; 

· Упрощение  эксплуатации ЭИС вследствие специализации  работников предметной области. 

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы ЭИС информационно  обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений экономической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы. 

Вывод: 

 Развитие  методов интеллектуального анализа  данных на основе применения  концепций информационных хранилищ, экспертных систем, систем моделирования бизнес-процессов, реализованных в контуре общей информационной системы, способствуют усилению обоснованности принимаемых управленческих решений.  

Информация о работе Экономические информационные системы