ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 3
1.1. История возникновения и понятие электронного издания учебного назначения 3
1.2. Требования к электронному изданию учебного назначения 3
1.3. Программа htm2chm как средство для создания электронных изданий учебного назначения 3
II. ОПИСАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ИЗДАНИЯ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ» 3
2.1. Технология создания проекта 3
2.2. Структура издания 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 3
1.1. История возникновения и понятие электронного издания учебного назначения 3
1.2. Требования к электронному изданию учебного назначения 3
1.3. Программа htm2chm как средство для создания электронных изданий учебного назначения 3
II. ОПИСАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ИЗДАНИЯ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ» 3
2.1. Технология создания проекта 3
2.2. Структура издания 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа состоит из  1 файл

Пояснительная записка.doc

— 371.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Департамент образования  и науки Кемеровской области

ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ  УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 0281

специальности 050202

«Информатика»

Абдулвалиева Н.Р.

Научный руководитель:

Мухамедзянова Н.А.

 

 

Белово

2010

 

СОСТАВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

 

  1. Пояснительная записка: 23 стр.
  2. Электронное издание учебного назначения «Технология обработки графической информации»: 1,09 Мб

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В новом тысячелетии общество вступило в информационную эпоху, которая  поставила перед образованием новую  проблему – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, обеспечить возможности дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий [1].

Информатизация образования –  процесс обеспечения сферы образования  методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий (ИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Вопрос о роли современных  информационных, а в последнее  время и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации остается актуальным на протяжении двух десятилетий.

Так, для каждого педагога, будь то школьный учитель или вузовский  преподаватель, главная цель – обеспечение  качества и доступности образования, чему в большей степени может  способствовать использование информационных и коммуникационных технологий. Это в большей степени связано с разработкой и использованием электронных изданий учебного назначения.

С одной стороны, в  ходе информатизации образования высветился ряд проблем, наиболее острой из которых является недостаточное количество специфических средств  обучения, к которым относятся, в частности, электронные издания учебного назначения.

С другой стороны, информатизация образования  предъявляет к учителю новые  требования – умение и готовность самостоятельно разрабатывать электронные издания учебного назначения с учетом условий и особенностей воспитательно-образовательного процесса.

Кроме этого, появляется необходимость  структурирования и упорядочения учебно-методического  материала преподаваемой дисциплины для оптимизации технологии обучения.

Реализация основных замыслов педагогов в отношении  структуры и способа подачи материала  значительно упрощается при наличии  электронных изданий учебного назначения (ЭИУН), поскольку позволяет включать отдельные готовые фрагменты в учебный процесс, апробируя их и своевременно внося необходимые коррективы [2].

Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. ЭИУН содержит систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивает творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.

Достоинствами этих электронных изданий являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных изданий способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала.

В связи с этим, объектом исследования является электронное издание учебного назначения.

Предмет: электронное издание учебного назначения «Технология обработки графической информации»

Цель исследования - создание электронного издания учебного назначения «Технология обработки графической информации» для учащихся 6-7 классов средних общеобразовательных школ.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

    1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
    2. Структурировать теоретический и практический материал.
    3. Создать электронное издание учебного назначения «Технология обработки графической информации».

Методы исследования: анализ, синтез, структурирование, проектирование, моделирование.

 

  1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

    1.  История возникновения и понятие электронного издания учебного назначения

 

Книгопечатание появилось  в XV веке благодаря изобретению Иоганна Гуттенберга. Несколько веков печатные издания, т. е. книги, газеты и журналы, были основным средством распространения визуальной информации.

Во второй половине XX века появилось новой понятие - «невещественный носитель»,- под которым понималось любое электронное средство длительного хранения информации, на котором записано издание в целом или его часть. Чаще всего информация хранилась на магнитном носителе: магнитной ленте или магнитном диске. Однако такие носители оставались несовершенными: надежность хранения и плотность занесения информации были низки. Поэтому такие средства в издательской практике использовались достаточно редко.

Последние десятилетия XX века характеризуются быстрым совершенствованием и развитием электроники и компьютерных информационных технологий. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера во время набора и верстки, т. е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа можно назвать «электронным изданием».

В последнее десятилетие XX века в составе электронных изданий стали применяться еще и мультимедийные компоненты, под которыми подразумеваются цифровые звуковые или видеофрагменты, а также анимационные вставки в основную часть издания. В результате электронные издания стали средством комплексного информационного воздействия на человека, сравнимого с радио, кино и телевидением, а в чем-то даже превосходящем эти важные средства массовой коммуникации.

Для получения эффективных результатов в своей работе педагог должен подготовить целый комплекс разнообразных учебных материалов, составляющих так называемый «кейс» (англ. case – коробка, чемодан). При формировании такого кейса становится все более популярным мультимедиа – подход, когда обучаемый обеспечивается образовательными ресурсами, основанными на различных технологиях: печатными, аудио-, видеоматериалами и, что особенно важно, электронными изданиями учебного назначения [5]. Последние представляют собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители (дискеты или компакт-диски) или доступные через компьютерную сеть. При этом реализованный в них гибкий сценарий способен подстраиваться под потребности и возможности конкретного обучаемого и развивать его потенциальные способности.

В практику педагогической деятельности все шире входит использование  различных электронных учебных  материалов, таких, например, как: учебные  и рабочие программы; планы-графики лекционных и практических занятий; теоретический материал; хрестоматии; энциклопедии и словари; карты, схемы, иллюстрации по их выполнению; темы сочинений, рефератов и т.п.; вопросы и тесты для самопроверки; моделирующие программы для проведения компьютерных экспериментов и деловых игр (с возможным использованием специализированных баз данных); программы для проведения контроля качества обучения и развития обучаемых.

Выделенные характеристики ЭИУН позволили выбрать именно данный вид электронного издания для выполнения проекта.

    1. Требования к электронному изданию учебного назначения

 

В первую очередь при  проектировании ЭИУН необходимо заложить в него технологические характеристики, позволяющие впоследствии сделать  учебно-воспитательный процесс максимально эффективным. Выступая в качестве автоматизированной обучающей системы, ЭИУН должно выполнять следующие функции:

  • эффективно управлять деятельностью обучаемого по изучению учебной дисциплины;
  • стимулировать учебно-познавательную деятельность;
  • обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;
  • рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию);

Но кроме общих требований существуют и специальные, предъявляемые  к электронным изданиям учебного типа. Они могут быть условно разбиты  на три основные категории требований: к содержанию, структуре и техническому исполнению.

Требования  к содержанию ЭИУН. Учитывая особую важность с точки зрения содержания ЭИУН должно обеспечивать полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых педагогических и методических приемов, а именно:

  • достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;
  • фактографическая, практическая содержательность, культурологическая составляющая, системность и целостность;
  • педагогическая состоятельность продукта посредством используемых методик представления учебного материала, системы контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы обучаемого с ЭИУН.

Учитывая особую важность ЭИУН для  обеспечения самостоятельной работы, необходимо включить в систему требований следующие:

  • реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемым всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;
  • особая четкость постановок задач;
  • подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;
  • использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых для всех форм учебно-воспитательного процесса (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников, и т.п.) [15].

Требования  к структуре ЭИУН. В современном понимании ЭИУН представляет собой сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебно-воспитательный процесс средствами ИТО. Как система ЭИУН может совмещать в себе функции автоматизированных обучающих и контролирующих систем, моделирующих программ и других программных средств ИТО. В законченном виде ЭИУН как система включает в себя следующие функциональные блоки: информационно-содержательный; контрольно-коммуникативный; коррекционно-обобщающий.

Информационно-содержательный блок в свою очередь включает два подблока.

Информационный:

  • общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме;
  • сроки изучения данного курса (темы);
    • график прохождения тем и разделов по данной учебной           дисциплине;
  • формы и время отчетности;
    • график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.);
  • график консультаций.

Содержательный:

  • учебные планы, учебные и рабочие программы;
    • учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;
  • развернутые планы семинаров;
    • список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Internet;
  • список тем творческих работ по дисциплине;
    • методические рекомендации по работе с электронными материалами.

Формируя информационно-содержательный блок, педагог должен также принять  решение о его внутренней структуре, включая относительные пропорции  отдельных элементов и взаимосвязи  между ними.

Контрольно-коммуникативный блок включает в себя:

    • системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;

Информация о работе ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»