Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:47, лекция
В соответствии с требованиями современной образовательной среды, предъявляемыми к подготовке бакалавров всех специальностей, предусматривается изучение темы «Информационно-коммуникационные технологии. Инфраструктура «Электронного правительства». Это дает возможность ознакомить студентов с новыми технологиями взаимодействия граждан с правительством.
эЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В КАЗАХСТАНЕ.
В соответствии с требованиями
современной образовательной
В Казахстане задача построения электронного правительства была поставлена Президентом страны в ежегодном Послании народу Казахстана. Десятого ноября 2004 года программа по внедрению электронного правительства была утверждена Указом Президента «О Государственной программе формирования электронного правительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы». Казахстанский вариант разработан с учетом мирового опыта и предусматривает долгосрочную перспективу с реализацией в 3 этапа.
Первый этап – информационный – это публикация и распространение официальной информации на государственных сайтах.
На втором, интерактивном этапе, госорганы и гражданин начинают взаимодействовать в онлайне: граждане могут получать в интерактивном режиме справки и заполнять декларации, также и государство в интерактивном может осуществлять лицензирование и государственные закупки.
На третьем, транзакционном этапе, в онлайн-режиме можно будет совершать финансовые операции – например, платить налоги и пошлины.
Есть первые «е-успехи» - это подача налоговых деклараций и отчисление пенсионных взносов через «паутину» в режиме реального времени, автоматизированный контроль таможенных грузов, автоматизация казначейства.
Электронное правительство (ЭП) - это еще один шаг к демократии. Простые граждане будут общаться и взаимодействовать с государством. Повысится эффективность и прозрачность государственного управления.
Если рассматривать историю внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление, то на постсоветском пространстве следует назвать кибернетика мирового уровня Глушкова Виктора Михайловича, который первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота.
В.М.Глушков был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматического управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределенными базами данных (СУРБД).[1]
В России концепция ЭП была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции ЭП будет создаваться в два этапа:
10 сентября 2009 года выпущено
Постановление «О внесении
В новой редакции программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.
Наш- казахстанский вариант ЭП разработан компанией Национальные информационные технологии. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:
В период с 2007-2009 годы была сформирована инфраструктура ЭП, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз ЭП, платежный шлюз ЭП, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги (2007 г. – 20 услуг, 2008 – 59 услуг, 2009 – 74 услуги).
Создана информационная система «Электронные государственные закупки». С 1 января 2010 года – 100% переход госзакупок в формат способом запроса ценовых предложений. В 2009-2010 г.г. электронный началось внедрение проектов «Е-лицензирование» для субъектов предпринимательства, «Единая нотариальная информационная система «е-нотариат», системы «Электронный акимат»[3].
По данным ежегодного рейтинга по глобальной готовности к ЭП в 2010 году Казахстан занимает 46 позицию. В классификации по показателю «электронное участие» (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2010 году Казахстан находится на 18 месте.
Задачи, которые призвано решать ЭП:
Электронное правительство обеспечивает:
В условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности.[4] Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер: социальная (пенсионные фонды); юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство); экономическая (бюджет, финансы, налоги); культурная (наука, образование); медицинская и т. д.
«Проектное управление» - это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.
ЭП не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования ИКТ в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В будущем ЭП «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей.[5] Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.
В настоящее время не существует единой концепции ЭП. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.
Таким образом, создание
ЭП должно обеспечить не только более
эффективное и менее затратное
администрирование, но и кардинальное
изменение взаимоотношений
Литература: