Электронное правительство в Кахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:47, лекция

Описание

В соответствии с требованиями современной образовательной среды, предъявляемыми к подготовке бакалавров всех специальностей, предусматривается изучение темы «Информационно-коммуникационные технологии. Инфраструктура «Электронного правительства». Это дает возможность ознакомить студентов с новыми технологиями взаимодействия граждан с правительством.

Работа состоит из  1 файл

Электронное правительство.doc

— 45.00 Кб (Скачать документ)

эЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В КАЗАХСТАНЕ.

 

В соответствии с требованиями современной образовательной среды, предъявляемыми к подготовке бакалавров всех специальностей, предусматривается  изучение темы «Информационно-коммуникационные технологии. Инфраструктура «Электронного правительства». Это дает возможность ознакомить студентов с новыми технологиями взаимодействия граждан с правительством.

В Казахстане задача построения электронного правительства была поставлена Президентом страны в ежегодном Послании народу Казахстана. Десятого ноября 2004 года программа по внедрению электронного правительства была утверждена Указом Президента «О Государственной программе формирования электронного правительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы». Казахстанский вариант разработан с учетом мирового опыта и предусматривает долгосрочную перспективу с реализацией в 3 этапа.

Первый этап – информационный –  это публикация и распространение  официальной информации на государственных  сайтах.

На втором, интерактивном этапе, госорганы и гражданин начинают взаимодействовать в онлайне: граждане могут получать в интерактивном режиме справки и заполнять декларации, также и государство в интерактивном может осуществлять лицензирование и государственные закупки.

На третьем, транзакционном этапе, в онлайн-режиме можно будет совершать финансовые операции – например, платить налоги и пошлины.

Есть первые «е-успехи» - это подача налоговых деклараций и отчисление пенсионных взносов через «паутину» в режиме реального времени, автоматизированный контроль таможенных грузов, автоматизация казначейства.

Электронное правительство (ЭП) - это еще один шаг к демократии. Простые граждане будут общаться и взаимодействовать с государством. Повысится эффективность и прозрачность государственного управления.

Если рассматривать историю  внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление, то на постсоветском пространстве следует назвать кибернетика мирового уровня Глушкова Виктора Михайловича, который первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота.

В.М.Глушков был инициатором  и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной  автоматизированной системы учета  и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматического управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределенными базами данных (СУРБД).[1]

В России концепция ЭП была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции ЭП будет создаваться в два этапа:

  1. 2008 год – разработка и утверждение необходимых документов.
  2. 2009-2010 годы – практическое внедрение.

10 сентября 2009 года выпущено  Постановление «О внесении изменений  в федеральную целевую программу  «Электронная Россия (2002-2010 годы)»[2].

В новой редакции программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Наш- казахстанский вариант  ЭП разработан компанией Национальные информационные технологии. Реализация программы предполагала поэтапное  решение следующих задач:

  1. Информационный этап – публикация и распространение информации.
  2. Интерактивный этап – предоставление услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.
  3. Транзакционный этап – взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
  4. Информационное общество.

В период с 2007-2009 годы была сформирована инфраструктура ЭП, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз ЭП, платежный шлюз ЭП, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги (2007 г. – 20 услуг, 2008 – 59 услуг, 2009 – 74 услуги).

Создана информационная система «Электронные государственные  закупки». С 1 января 2010 года – 100% переход  госзакупок в формат способом запроса  ценовых предложений.  В 2009-2010 г.г. электронный началось внедрение проектов «Е-лицензирование» для субъектов предпринимательства, «Единая нотариальная информационная система «е-нотариат», системы «Электронный акимат»[3].

По данным ежегодного рейтинга по глобальной готовности к ЭП в 2010 году Казахстан занимает 46 позицию. В классификации по показателю «электронное участие» (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2010 году Казахстан находится на 18 месте.

Задачи, которые призвано решать ЭП:

  1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  5. снижение воздействия фактора географического местоположения.

Электронное правительство обеспечивает:

  • эффективное и менее затратное администрирование;
  • кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
  • совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности.[4] Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер: социальная (пенсионные фонды); юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство); экономическая (бюджет, финансы, налоги); культурная (наука, образование); медицинская и т. д.

«Проектное управление» - это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.

ЭП не является дополнением  или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования ИКТ в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем ЭП «одного  окна» станет более актуально, чем  сегодня. Эта тенденция будет  являться следствием развития социальных сетей.[5] Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции ЭП. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более  эффективное и менее затратное  администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между  обществом и правительством. В  конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

 

Литература:

  1. Юрасов, А. В. Основы электронной коммерции [Текст] / А. В. Юрасов; Учебник для вузов.-М.:Горячая линия-Телеком, 2008. - 480с.
  2. Информационный портал о эПравительстве России [Электронный ресурс]
  3. Электронные услуги акимата города Алматы [Электронный ресурс]
  4. Международная конференция «Современные технологии государственного управления е-Government» [Электронный ресурс]
  5. Cайт электронного правительства: Экспертная сеть по вопросам государственного управления ГосБук. [Электронный ресурс

 

 

 


Информация о работе Электронное правительство в Кахстане