Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:59, реферат
Осознание мировым сообществом значения человеческого фактора и ценности, уникальности, неповторимости каждой личности застави¬ло развернуть все области научно-практической деятельности в сторо¬ну индивида. Пришло понимание важности сервиса, по уровню разви¬тия которого судят в настоящее время о качестве жизни населения.
Введение …………………………………………………. 2
Комплексные информационные мероприятия………… 4
Система каталогов и картотек библиотеки ……………. 6
Систематическая картотека статей……………………… 9
Тематические и специальные картотеки……………….. 12
Заключение……………………………………………….. 16
Литература………………………………………………... 17
Введение ………………………………………………….
2
Комплексные информационные мероприятия…………
4
Система каталогов и картотек библиотеки
……………. 6
Систематическая картотека статей………………………
9
Тематические и специальные картотеки………………..
12
Заключение………………………………………………..
16
Литература………………………………………………..
Миссию
и деятельность библиотек традиционно
связывают со сферой культуры, науки, образования
и просветительства. Даже центральное
для библиотечной теории и практики понятие
«обслуживание читателей» долгое время
не рождало ассоциации с теми областями,
в рамках которых осуществляется какое-либо
обслуживание населения. Более того, сфера
сервиса в обыденном сознании вызывала
ассоциации лишь с многоэтажным зданием
под названием «Дом быта». Естественно,
что библиотеки и информационные службы
с этим зданием не имели ничего общего.
Осознание
мировым сообществом значения человеческого
фактора и ценности, уникальности, неповторимости
каждой личности заставило развернуть
все области научно-практической деятельности
в сторону индивида. Пришло понимание
важности сервиса, по уровню развития
которого судят в настоящее время о качестве
жизни населения. Темпы роста сферы услуг
значительно превышают темпы роста товарного
производства, в чем проявляется закономерность
развития мировой цивилизации — приоритет
социальных аспектов. Происходит глобальная
гуманизация общественных отношений,
переход от «производства вещей к производству
людей». Для нашей страны слова «потребитель
всегда прав» начинают приобретать черты
реальности, теряя иронический подтекст.
Меняется и отношение к людям, профессионально
занятым в сфере обслуживания, — эта работа
воспринимается как все более и более
престижная.
Изучению читателей в библиотечной теории
и практике всегда уделялось серьезное
внимание. Традиционно изучение читателей
базировалось на статистических показателях:
число читателей; количество посещений;
объем книговыдачи и др. Внутри этих показателей
анализировались социально-демографические
характеристики читателей: пол, возраст,
социальное положение, образование, сфера
деятельности и т. д., что позволяло применять
«принцип дифференцированного подхода
к пользователям библиотеки на основе
их изучения». Суть этого принципа в том,
что сила воздействия книги возрастает,
если она адресуется не читателю вообще,
а определенному человеку, максимально
соответствует его читательской подготовке,
потребностям и интересам. B литературе
активно обсуждались проблемы типологии
читателей и руководства чтением.
Наряду с опросом к числу ведущих исследовательских
методов изучения читателей относился
метод анализа читательских формуляров,
позволяющий выявить тематику запросов
и типовидовую картину чтения. Изучение
читателей и чтения возводилось в ранг
общегосударственной проблемы: в 70-х гг.
XX в. проводились глобальные социологические
исследования: «Специалист-библиотека—
библиография», «Книга и чтение в жизни
небольших городов», «Книга и чтение в
жизни советского села», «Советский рабочий
— читатель» и др.
В это же время в недрах научно-информационной
деятельности активно развивалось новое
научное направление, посвященное изучению
информационных потребностей. Оно привнесло
в практику обслуживания представление
об объективных и субъективных информационных
потребностях, влиянии условий научно-производственной
деятельности на их формирование, особенностях
потребностей разных категорий специалистов
— руководителей, научных работников,
разработчиков новой техники, конструкторов,
производственников и т. д. Далее стало
изучаться информационное поведение различных
групп пользователей. Особое место заняли
исследования по формированию информационной
культуры личности. Все эти разработки
составили «золотой фонд» обслуживания.
Их значимость со временем не уменьшилась,
а возросла в условиях использования современных
информационных технологий.
Комплексные информационные мероприятия
К комплексным
информационным мероприятиям относятся:
выставки презентации, ярмарки, Дни информации,
Дни специалиста, бизнес-семинары, конференции,
круглые столы, клубы по интересам (например
краеведческие, исторические, поэтические,
бизнес-клубы) и др. мероприятия.
В практике
библиотечного обслуживания эта группа
мероприятий традиционно относилась к
массовой работе. В последнее время для
обозначения данного направления используются
такие понятия, как научно-техническая
пропаганда, культурно-просветительная
деятельность, рекламная деятельность,
мероприятия Public Relations, аналитико-коммуникативная
деятельность и др.
Множественность
определений является следствием попытки
терминологически обозначить разнообразие
функций этой группы мероприятий и социальные
технологии, используемые при их подготовке
и проведении. Действительно, во-первых,
они являются видом услуг, предлагаемых
библиотеками и информационными службами
своим пользователям с целью удовлетворения
их информационных потребностей.
Во-вторых, эти мероприятия, организуемые
по инициативе самого информационного
учреждения, несут рекламную нагрузку,
они направлены на продвижение его фонда,
услуг, формирование имиджа. В-третьих,
они предоставляют как организаторам,
так и участникам мероприятий возможность
заявить о себе, установить и укрепить
деловые контакты. В-четвертых, они имеют
сложную модульную структуру — как правило,
программа выставки включает в себя проведение
презентаций, конференций, круглых столов.
Проведение конференции, в свою очередь,
сопровождается организацией выставки
и т. д. Все это позволяет определить данную
группу услуг как комплексные информационные
мероприятия.
Рассматриваются мероприятия, целевой
аудиторией которых выступают пользователи
библиотеки или информационной службы.
В том случае, когда аудиторией обращения
являются и другие целевые группы — руководство
предприятия или региона, спонсоры, представители
СМИ, потенциальные партнеры и т. д., комплексные
мероприятия выступают не столько как
вид информационного обслуживания, сколько
как средство формирования имиджа и продвижения
услуг библиотеки или информационной
службы Можно выделить ряд взаимосвязанных
тенденций, характерных для данного направления
деятельности библиотек и служб информации.
Традиционной для библиотечного обслуживания
была организация мероприятий, связанных
с пропагандой собственного книжного
фонда, например, книжных выставок, типология
и методика организации которых широко
отражена в литературе. В настоящее время
круг объектов выставочной деятельности
значительно расширен. Все чаще библиотеки
организуют выставки-ярмарки картин, изделий
народных промыслов, цветов, офисного
оборудования, информационных и образовательных
услуг и т. д.
Библиотеки активно взаимодействуют с
музеями, творческими объединениями, образовательными
учреждениями, а службы информации предприятий
— с Торгово-промышленными палатами, выставочными
объединениями, профессиональными ассоциациями
и союзами.
Библиотеки
с каждым годом все более заметно стремятся
к повышению уровня проводимых мероприятий.
Система каталогов и картотек библиотеки
В
составе СБА библиотеки система каталогов
и картотек занимает очень важное, можно
сказать ведущее положение.
«Библиотечный
каталог — перечень произведений печати
и других документов, имеющихся в фонде
библиотеки или группы библиотек, составленный
по определенному принципу и раскрывающий
состав или содержание библиотечных фондов».
Каталоги создаются как на фонд библиотеки
в целом (генеральные), так и на его отдельные
части—фонды отделов, филиалов, коллекций,
краеведческой литературы и т. п., на определенные
виды изданий: каталоги книг, периодических
изданий, карт, нот, изоизданий, спецвидов
технической литературы, кинофотофонодокументов,
магнитоленточных изданий, микрофиш и
т. д.
По назначению библиотечные каталоги
бывают генеральными (служебными) или
читательскими.
По способу группировки библиографических
записей каталоги делятся на алфавитные,
систематические, предметные, нумерационные,
хронологические, топографические, словарные
и др. Среди них наиболее распространены
первые три разновидности.
Библиографическая
картотека — это вид библиографического
пособия, реализованного в карточной форме.
Однако такая формулировка не позволяет
увидеть различие между каталогами и картотеками.
Картотеки отражают документы независимо
от наличия их в фонде данной библиотеки.
На практике имеет место еще одно, менее
строгое различие: в картотеках, обычно
в значительно больших масштабах, чем
в каталогах, применяется аналитическое
описание материалов из различных изданий
(картотеки статей). Картотеки, как и каталоги,
могут быть служебные и читательские;
универсальные, отраслевые, тематические;
картотеки отдельных видов документов.
По способу группировки материалов картотеки
бывают систематические, хронологические,
предметные и т.д.Библиографические картотеки,
с одной стороны, являются самостоятельной
частью СБА, наиболее гибкой и подвижной
по тематике, содержанию и видам включенных
документов, целевому и читательскому
назначению и другим параметрам. С другой
стороны, картотеки входят в единую систему
каталогов и картотек библиотеки, создаются
в дополнение к каталогам, расширяют их
поисковые возможности, раскрывают фонд
библиотеки в разнообразных аспектах,
позволяют выделить литературу по наиболее
актуальным темам, не отраженным, например,
в классификационной схеме систематического
каталога.
Системные связи между каталогами и картотеками
формируются уже в момент их создания.
Наличие таких связей обеспечивает планомерное
и целенаправленное развитие всей системы,
совокупное использование (в необходимых
случаях) нескольких каталогов и картотек.
Системное единство этой части СБА обеспечивают:
единый или совместимые
информационно-поисковые языки, стандартизированная
форма библиографической записи;
общие вспомогательные
поисковые подсистемы — АПУ, указатель
(картотека) заглавий художественных произведений
и др.;
единая система
информирования о составе и особенностях
системы каталогов и картотек в данной
библиотеке;
перекрестные
ссылки и отсылки внутри системы каталогов
и картотек;
классификационные
индексы и шифры хранения на фонд
библиотеки,
перенесенные в наиболее активно используемые
картотеки и библиографические издания;
комплекс
современных технических средств подготовки,
хранения и использования библиографической
информации.
Особую
роль в СБА УНБ играют краеведческие каталоги
и картотеки. К ним относятся: систематический
краеведческий каталог (картотека), каталог
(картотека) местных периодических изданий,
хронологический каталог (картотека) книг,
выпущенных местными издательствами,
рекомендательная картотека краеведческой
литературы.
Систематическая картотека статей
Центральное место среди картотек занимает
систематическая картотека статей. Она
является универсальной по содержанию,
- общей по назначению и выполняет функцию
ядра всей системы картотек библиотеки.
Ее структура аналогична структуре систематического
каталога.
Особенности этой картотеки, отличающие,
ее от систематического каталога, состоят
в оперативном отражении новых материалов
из журналов, газет, периодических и продолжающихся
сборников, постоянном введении новых
и актуализации формулировок старых рубрик.
Материалы в систематической картотеке
статей хранятся, пока они актуальны и
на них есть спрос, а в систематическом
каталоге — до тех пор, пока документ находится
в фонде. Картотеку постоянно обновляют
в соответствии с установленными сроками
хранения картотек (три-четыре года —
для общественных наук, четыре-пять лет
— для естественных и технических наук,
семь и более лет — для литературоведения,
искусства).
Ведение картотеки статей предполагает
наличие четко разработанного плана и
методических рекомендаций, в соответствии
с которыми она создается и обновляется.
Основные характеристики картотеки закрепляются
в ее паспорте. В нем указывается год создания
картотеки, ее объем, ежегодный прирост
карточек, хронологический охват, виды
отражаемых документов, способ организации
записей, вспомогательный аппарат и другие
сведения.
Основными источниками пополнения систематической
картотеки, статей являются: печатные
картотеки ВКП на журнальные, газетные
статьи и рецензии; периодические издания,
поступающие в библиотеку. В ходе пополнения
картотеки рукописные карточки заменяются
печатными. Библиотекам приходится расписывать
дополнительно к карточке ВКП местные
газеты (начиная с областных), альманахи,
а также журналы и продолжающиеся издания.
В основе систематизации материалов в
систематической картотеке статей должна
лежать та же схема классификации, что
и в систематическом каталоге. Это ББК
— в УНБ и некоторых других библиотеках;
УДК — в научных и научно-технических
библиотеках; рубрикаторы, разработанные
в последние годы крупнейшими библиотеками.
Новые решения, принятые в ходе совершенствования
картотеки, можно переносить в систематический
каталог.
Структура картотеки отличается от структуры
систематического каталога и более дробной
детализацией материала внутри рубрик,
поскольку по новым и перспективным темам
картотека отражает больший объем материала,
чем систематический каталог.
Систематическая картотека статей входит
в число обязательных элементов СБА. Однако
в библиотеках разных типов существуют
особые ее формы. Например, в специальных
научных и научно-технических библиотеках
ведется главная справочная картотека,
по типу близкая систематической картотеке
статей, но имеющая свои особенности. По
составу включенных материалов главная
справочная картотека не только выходит
за границы фонда библиотеки, но и отражает
разные виды изданий и документов. Это
связано с необходимостью удовлетворять
запросы читателей-специалистов не только
оперативно, но и достаточно полно.
Систематическая картотека статей в ЦБС
создается в ЦБ и библиотеках-филиалах.
Поскольку в ЦБС ведется единый СБА, который
используется всеми входящими в систему
библиотеками, картотека в библиотеках-филиалах
рассматривается как факультативная.
В отдельных случаях в филиалах создаются
отраслевые разделы систематической картотеки,
соответствующие экономическому профилю
региона. Однако такая часть систематической
картотеки постепенно превращается в
обычную тематическую картотеку. Поэтому
в филиалах целесообразно создавать не
систематическую картотеку статей, а набор
необходимых тематических картотек.
В последние годы распространяется практика
отражения в систематической картотеке
ЦБС рецензий, которые или помещаются
в конце каждого раздела, или выделяются
в особый раздел и располагаются в алфавите
авторов и заглавий рецензируемых книг.
Тематические и специальные картотеки
Тематические картотеки по своему
назначению, содержанию и использованию
близки к тематическим библиографическим
изданиям. Их задачей является отражение
документов по наиболее актуальным проблемам.
Тематические картотеки ведутся до тех
пор, пока тема сохраняет актуальность
и не обеспечена печатными библиографическими
пособиями. По особо важным темам можно
составлять тематическую картотеку и
как продолжение соответствующего печатного
тематического указателя.
Большинство тематических картотек —
временные, но существуют и постоянные
тематические картотеки, например в помощь
занимающимся в системе политического
просвещения (в дополнение к типовым учебным
программам) или тематические краеведческие
картотеки.
Тематические картотеки носят рекомендательный
характер и отражают многие виды документов
— книги, статьи, иллюстративные материалы,
разделы книг и сборников, освещающих
тему в разных аспектах. Записи в тематической
картотеке группируются по более дробным
рубрикам, чем в систематическом каталоге
и в систематической картотеке статей.
При создании тематических картотек библиотеки
используют печатные карточки, расписывают
книги, сборники, местные периодические
издания. При формулировке рубрик используются
названия разделов из программ вузовских
учебных дисциплин, заголовки статей,
названия разделов директивных документов
и другие материалы.
Тематические картотеки в универсальных
библиотеках предназначаются в основном
для удовлетворения общеобразовательных
потребностей читателей и составляются
по широким, общеинтересным темам, актуальным
проблемам современности. В специальных
библиотеках они обычно имеют более узкое
назначение и тематику.
^ Специальные картотеки создаются для удовлетворения
читательских запросов, которые не могут
быть успешно реализованы на базе универсальной
части СБА.
К специальным относят картотеки рецензий,
персоналий, иллюстративных материалов,
заглавий произведений художественной
литературы.
^ Картотека рецензий включает карточки, содержащие
описания рецензируемого произведения
и самой рецензии (рецензий), расположенные
в алфавите авторов и заглавий рецензируемых
произведений. Картотека рецензий может
быть небольшой и оперативно обновляемой
(например, включать материалы текущего
года в том случае, если библиотека получает
«Летопись рецензий»). Ежемесячный выход
«Летописи рецензий», наличие в ней ежемесячных
и годового вспомогательных указателей
позволяют отказаться от длительного
хранения материалов в картотеке рецензий.
Следовательно, в этой картотеке нижней
хронологической границей хранения материалов
может быть информационный интервал в
«Летописи рецензий». Это обеспечивает
актуальность картотеки. В тех библиотеках,
где читатели проявляют повышенный интерес
к критическим материалам, ведение картотеки
рецензий, включающей материалы за несколько
лет, более целесообразно, чем использование
«Летописи рецензий». В картотеке все
статьи, посвященные одному произведению,
собраны вместе, и поэтому поиск материала
при алфавитной группировке проводится
оперативно.
^ Картотека персоналки создается с учетом значительного
числа запросов о деятелях науки, культуры,
государственных и общественных деятелях.
Материал группируется в алфавите персональных
рубрик. На разделителях желательно приводить
основные сведения о жизни и деятельности
лица. Ведение картотеки персоналий весьма
трудоемко: расписывается большое число
различных документов (книг, сборников,
периодических изданий). Картотека персоналий
не должна дублировать систематический
каталог и систематическую картотеку
статей Она ведется в тех случаях, когда
в систематическом каталоге и систематической
картотеке персональные рубрики не выделены,
и поиск литературы об отдельных лицах
затруднен.
Картотека заглавий произведений художественной
литературы призвана обеспечить поиск
литературы по признаку, чаще всего известному
читателю,— заглавию. Карточки этой картотеки
содержат минимум сведений — название
произведения, его жанр, имя автора. Эту
картотеку отличает простота создания
и использования. Перед ее составителями
возникают сложные проблемы ограничения
включаемых жанров художественных произведений
и видов изданий, способов раскрытия содержания
собраний сочинений, избранных произведений
и сборников. Чаще всего принимают решение
о включении в картотеку только произведений,
имеющих индивидуальное заглавие.
Систематическая картотека библиографических
материалов ведется обычно библиографом
для служебных целей и отражает отдельно
изданные библиографические пособия,
а также прикнижные и внутрижурнальные
указатели. Картотека может не создаваться,
если в библиотеке имеются каталог на
фонд библиографического отдела, картотеки
библиографических пособий в отделах
обслуживания, ежегодник БСБ.
К числу специальных картотек, необходимых
прежде всего самим библиотекарям, относятся
картотека иллюстраций, в которой аналитически
расписаны иллюстративные материалы из
различных изданий; картотека инструктивно-методических
материалов, создаваемая по направлениям
библиотечной и библиографической работы
и др.
Особое место в системе картотек занимают
фактографические картотеки, создаваемые
не только в специальных научных и научно-технических
библиотеках, откуда они ведут свое начало,
но и в УНБ. Это вызвано необходимостью
изучать социально-экономический профиль
обслуживаемого региона, информационные
потребности различных групп читателей,
прежде всего — специалистов.
Для служебных целей создаются фактографические
картотеки экономического профиля региона,
предприятий, и их информационных потребностей;
номенклатуры производимой продукции
и т.д. В современных условиях возросла
роль УНБ в обслуживании специалистов
в области культуры и искусства, поэтому
в этих библиотеках создаются фактографические
картотеки культурного профиля региона,
картотеки специалистов данной отрасли,
картотеки их информационных потребностей.