Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:13, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать основные задания в ЕГЭ по информатике к теме «Кодирование информации» и провести методический пример подготовки к ЕГЭ и ГИА.
Задачи исследования:
- определить, что собой представляет информация в ЭВМ;
- раскрыть понятие «кодирование» и дать полное представление различным его видам;
Задание №2: Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 КБ памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения
Решение:
1. Определим количество точек изображения. 128*128=16384 точек или пикселей.
2. Объем памяти на изображение 4 Кб выразим в битах, так как V=I*X*Y вычисляется в битах. 4 Кб=4*1024=4 096 байт = 4096*8 бит =32768 бит
3. Найдем глубину цвета I =V/(X*Y)=32768:16384=2
4. N=2I , где N – число цветов в палитре. N=4.
Ответ: 4
Кодирование звуковой информации
Задача №1. Определить информационный объем стерео аудио файла длительностью звучания 1 секунда при высоком качестве звука(16 битов, 48 кГц).
Запись условия Решение
T=1 сек V= T ×I × H × 2
I=16 бит V=1 ×16 × 48 000 × 2=
H= 48 кГц 1536000 бит/8 =192000 байт/1024 = 187,5 Кбайт
Стерео - ×2
V=?
Задача №2: Определить объем памяти для хранения цифрового аудиофайла, время звучания которого составляет две минуты при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрешении 16 битов (П.А. Якушкин, В.Р. Лещинер, Д.Н. Кириенко. 2012).
Запись условия Решение
T=2 мин
I= 16 бит
H= 44,1 кГц (120 × 16 × 44 010) бит = 84672000 бит/8= 10584000байт/1024 =
Моно- ×1 10335,9375 Кбайт/1024 = 10,09 Мбайт
V=?
Заключение
Проверке знаний и умений по этому разделу содержания курса информатики посвящено 8 заданий, из которых пять – с выбором ответа и три – с кратким ответом. Из заданий базового уровня сложности больше затруднений вызвало задание на знания о методах измерения количества информации, отнесенное комиссией к типу заданий на воспроизведение знаний – процент выполнения от 44% до 71% в зависимости от варианта (средний результат 57%). Задания повышенного уровня сложности в среднем выполнило от 55% до 72% экзаменующихся. Наиболее сложным оказалось задание на знание математических основ записи чисел в позиционных системах счисления. Кроме того, результат выполнения этого задания тесно связан с общей математической культурой экзаменуемого. Наиболее часто встречающейся ошибкой является перечисление не всех чисел, отвечающих заданным требованиям (задание формулируется примерно следующим образом: перечислите в порядке возрастания все натуральные числа не больше n, которые при записи в системе счисления с основанием m заканчиваются на k). Вызывало затруднения и задание на определение пропускной способности канала связи. Сравнение результатов выполнения отдельных заданий в 2004-2007 годах показывает, что средний процент выполнения имеет тенденцию к повышению, а результаты по вариантам становятся ровнее. Связано это как с совершенствованием КИМ, так и с лучшей подготовкой абитуриентов по этой теме.
В данной работе мы рассмотрели основные понятия по теме исследования. Определили, что собой представляет информация ЭВМ. Раскрыли основное понятие «кодирование» и его основные формы кодирования информации: кодирование текстовой, звуковой и графической информации. Рассмотрели структуру содержания ЕГЭ для учащихся старших классов, привели примеры и разобрали их. Провели методический анализ подготовки учащихся ЕГЭ на тему «Кодирование звуковой информации».
Список использованной литературы состоит из источников.
Все цели и задачи по проблеме исследования данной работы раскрыты.
Список использованной литературы
Алиев В.К. Информатика в задачах и примерах./ В.К. Алиев– М.: Солон-Р, 2001. – 143 с.
Антонов Ю.С., Николаева Н.В., Павлов Е.Е., Павлов Н.Н. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену по информатике. Чапаево: Изд-во ФМФ "Ленский край", 2005.-123 с.
Антонов Ю.С., Павлов Н.Н., Иванов А.П. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену по информатике. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. – 91 с.
Бочкин А.И. Методика преподавания информатики / А.И. Бочкин - М.: Высшая школа, 1998.- 431с.
ЕГЭ 2012. Информатика. Типовые тестовые задания / П.А. Якушкин, В.Р. Лещинер, Д,Н. Кириенко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2012. – 134 с.
ЕГЭ. Информатика. Задания уровня А / Т.Е. Чуркина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2011. – 271 с.
Ершова А.П., Монахова В.М. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб. Пособие для сред. учеб. заведений: В 2ч./ Под ред.. – М.: Просвещение, 1985. – 293 с.
Информатика. Тематические и тестовые задания для подготовки к ЕГЭ 10 кл. / авт.сост. Н.В. Масленников. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 128 с.
Информатика: Учебник / Под общ. ред. А.Н. Данчула. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 528 с.
Карасев П.Н. Задачи по информатике: учебное пособие 2-е издание. – 2002. – 116 с.
Колмыкова Е.А. Информатика / Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 416 с.
Крылов С.С. Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Информатика.- М.:, 2005-136 с.
Крылов С.С. Лещинер В.Р., Якушкин П.А. Единый государственный экзамен 2007. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Под редакцией Лещинера В.Р./ФИПИ - М.: "Интеллект-Центр", 2007 - 144 с.
Кушниренко А.Г. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учеб. для сред. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. – М.: Просвещение, 1993. – 675 с.
Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 624 с.
Малев В.В. Общая методика преподавания информатики. / В.В. Малеев – М.,1999. – 816 с.
Пустоваченко Н.Н. Информатика в школе./ Н.Н. Пустоваченко //Информатика и образование - 2005.- №6 – С 104.
Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 298 с.
Семакин И.Г. Информатика. 11-й класс: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 139 с.
Семакин И.Г. Информатика: Учеб. по базовому курсу / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. – 215 с.
Симонович С.В. Информатика. Базовый курс: учебник для вузов / С.В. Симонович. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 640 с.
Соболь Б.В. Информатика: Учебник / Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В., Рашидова Е.В., Садовой Н.Н. – М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 448 с.
Софроновa Н.В. Теория и методика обучения информатики / Н.В. Софроновa – М.: Высшая школа, 2004. – 366 с.
Тестирование по информатике в форме ЕГЭ: рекомендации по решению заданий/ авт.- сост. М.В. Зорин, Е.М. Зорина – Волгоград: Учитель, 2009.- 223 с.
Титоров Д.Ю. Информатика в школе. / Д.Ю. Титоров, Р.Р. Сулейманов//Информатика и образование - 2005. - № 7 – С.58 - 70.
Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 классы. Москва. Бином. Лаборатория знаний 2003.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 212 с.
Федорова Л.П. Информатика для учащихся и поступающих в ВУЗы./ Л.П. Федорова, Д.Н. Глухов.– Волгоград: Учитель,2002. – 72 с.
Приложение А
Цели: осмыслить процесс преобразования звуковой информации, усвоить понятия необходимые для подсчета объема звуковой информации. Научиться решать задачи по теме.
Цель-мотивация. Подготовка к ЕГЭ.
План урока
1. Просмотр презентации по теме с комментариями учителя.
Материал презентации: Кодирование звуковой информации.
С начала 90-х годов персональные компьютеры получили возможность работать со звуковой информацией. Каждый компьютер, имеющий звуковую плату, микрофон и колонки, может записывать, сохранять и воспроизводить звуковую информацию.
Процесс преобразования звуковых волн в двоичный код в памяти компьютера:
Процесс воспроизведения звуковой информации, сохраненной в памяти ЭВМ:
Звук представляет собой звуковую волну с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота сигнала, тем выше тон. Программное обеспечение компьютера в настоящее время позволяет непрерывный звуковой сигнал преобразовывать в последовательность электрических импульсов, которые можно представить в двоичной форме. В процессе кодирования непрерывного звукового сигнала производится его временная дискретизация. Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, причем для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды.
Таким образом, непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени A(t) заменяется на дискретную последовательность уровней громкости. На графике это выглядит как замена гладкой кривой на последовательность «ступенек».Каждой «ступеньке» присваивается значение уровня громкости звука, его код(1, 2, 3 и так
далее). Уровни громкости звука можно рассматривать как набор возможных состояний, соответственно, чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание.
Аудиоадаптер (звуковая плата) - специальное устройство, подключаемое к компьютеру, предназначенное для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в числовой двоичный код при вводе звука и для обратного преобразования (из числового кода в электрические колебания) при воспроизведении звука.
В процессе записи звука аудиоадаптер с определенным периодом измеряет амплитуду электрического тока и заносит в регистр двоичный код полученной величины. Затем полученный код из регистра переписывается в оперативную память компьютера. Качество компьютерного звука определяется характеристиками аудиоадаптера:
Частотой дискретизации
Разрядностью (глубина звука).
Частота временной дискретизации
- это количество измерений входного сигнала за 1 секунду. Частота измеряется в герцах (Гц). Одно измерение за одну секунду соответствует частоте 1 Гц. 1000 измерений за 1 секунду – 1 килогерц (кГц). Характерные частоты дискретизации аудиоадаптеров:
11 кГц, 22 кГц, 44,1 кГц и др.
Разрядность регистра (глубина звука) число бит в регистре аудиоадаптера, задает количество возможных уровней звука.