Конгресс Юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:40, реферат

Описание

Важной вехой в процессе формирования новых подходов к изучению информатики в системе образования явился II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика», который состоялся в 1996 году в Москве. В работе конгресса приняли участие более 1200 представителей правительств, научных и деловых кругов из многих стран мира, профессоры и преподаватели образовательных учреждений, а также специалисты в области информатики и информационных коммуникаций, занимающиеся применением новых информационных технологий в сфере образования.

Работа состоит из  1 файл

Конгресс Юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

предмет: «Социальная информатика»

тема: «Конгресс Юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования» 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила студентка 51 группы

              педагогического отделения

              специальность 050202 «Информатика»

              Цыганкова Марина Александровна 
               
               
               
               
               

г. Черняховск

2011г.

     Важной вехой в процессе формирования новых подходов к изучению информатики в системе образования явился II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика», который состоялся в 1996 году в Москве. В работе конгресса приняли участие более 1200 представителей правительств, научных и деловых кругов из многих стран мира, профессоры и преподаватели образовательных учреждений, а также специалисты в области информатики и информационных коммуникаций, занимающиеся применением новых информационных технологий в сфере образования.

     Основной темой конгресса являлась национальная и международная политика в области образования при использовании новых информационных технологий. 39 стран-участниц ЮНЕСКО, в том числе и Россия, представили конгрессу свои национальные доклады по этой проблеме, в которых были проанализированы состояние, национальный опыт и дальнейшие перспективы развития и использования НИТ в сфере образования.

     Делегацию России на этом конгрессе возглавлял министр общего и профессионального образования профессор В.Г. Кинелев, который был избран президентом конгресса и сделал на его первом пленарном заседании специальный доклад «Образование и цивилизация» [28]. В этом докладе была показана определяющая роль образования на современном этапе развития цивилизации и настоятельная необходимость его существенно большей фундаментализации и информатизации с целью подготовки людей к жизни и деятельности в новой, насыщенной информацией среде обитания, формирования у них целостного научного мировоззрения, создания предпосылок и условий для непрерывного самообразования.

     В докладе особо подчеркивалось, что в современных условиях развития общества «реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка». Именно поэтому «узкопрофессиональная подготовка в какой- либо конкретной области должна постепенно уходить из системы образования, переходя в сферу производства и иной профессиональной деятельности».

     В докладе была показана важная роль изучения информатики как общеобразовательной дисциплины в достижении указанных выше стратегических целей перспективной системы образования.

     Роль и позиция российской делегации на конгрессе ЮНЕСКО

     Обзорно-прогностический и системно-философский характер пленарного докладапрезидента конгресса В. Г. Кинелева задал соответствующую тональность в работе конгресса при обсуждении важнейших проблем дальнейшего развития системы образования. Основные положения этого доклада были затем развиты в докладах и сообщениях ряда других членов российской делегации: академика РАН Ю.Л. Ершова, профессоров Ю.Н. Афанасьева, К.К. Колина, И.В. Соколовой, И.В. Халеевой, А.Д. Урсула. Ключевой идеей этих докладов явилась необходимость перемещения внимания преподавателей с инструментально-технологических аспектов информатизации сферы образования на содержательные аспекты, т. е. на существенно большую информационную ориентацию самой предметной области образования.

     В наиболее концентрированной форме эта идея нашла свое отражение в национальном докладе России на II Международном конгрессе ЮНЕСКО [19], а также в специальном докладе «Информатика в системе опережающего образования» [18], который был сделан автором настоящей работы на заседании одной из секций конгресса.

     По инициативе российской делегации в процессе работы конгресса был проведен специальный семинар по теме: «От информационной грамотности к информационной культуре общества». На этом семинаре были рассмотрены социологические, культурологические и цивилизационные проблемы информатизации сферы образования. При этом был заслушан специальный доклад об опыте изучения курса социальной информатики в системе высшей школы России [29].

     Необходимо отметить, что в национальном докладе России была впервые предложена новая современная концепция преподавания информатики в системе образования, основанная на последних достижениях отечественной фундаментальной науки. Отличительными особенностями этой концепции являются [19].

  • Признание высокого развивающегося потенциала информатики и придание ей статуса фундаментальной дисциплины.
  • Соответствующее современным воззрениям представление о структуре предметной области информатики (рис. 1).
  • Модульное представление изучаемой предметной области в отличие от ранее использовавшегося дисциплинарного подхода.
  • Использование современных информационных технологий системного модульного формирования содержания подготовки, основанных на деятельностном подходе и позволяющих исходя из государственных образовательных стандартов сформировать программу, ориентированную на характеристики будущей профессиональной деятельности обучаемого с учетом его личностных интересов и особенностей.
  • Ориентация на новые информационные технологии.

     Предложенный российской делегацией принципиально новый подход к изучению информатики в системе образования получил положительную оценку участников конгресса ЮНЕСКО и нашел отражение в его итоговых документах. Достаточно указать, что подготовленный к началу работы конгресса российскими учеными аналитический обзор по проблеме «Образование и информатика» [30] в итоговых материалах конгресса опубликован полностью. При этом он предваряет тексты национальных докладов стран-участниц этого конгресса.

     Таким образом, именно благодаря усилиям российских ученых новый подход к изучению проблем информатики в системе образования (в том числе социальной информатики) получил международное признание и поддержку такой авторитетной международной организации, как ЮНЕСКО.

     Что же касается докладов представителей США и стран Западной Европы на этом конгрессе, то они носили в основном фрагментарный характер и касались различных методологических и инструментально-технологических аспектов проблемы информатизации сферы образования.

Информация о работе Конгресс Юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования