Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:26, контрольная работа
1. Понятие информации, её свойства, особенности и методы получения, основные операции информационного процесса. Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» - разъяснение, изложение, сведения. В качестве синонимов иногда используют такие понятия как «сообщение» и «данные». Вместе с тем, следует отметить отличительные особенности этих терминов.
1. Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» - разъяснение, изложение, сведения. В качестве синонимов иногда используют такие понятия как «сообщение» и «данные». Вместе с тем, следует отметить отличительные особенности этих терминов.
Данные представляют собой набор символов или цифр, представляя соответственно текст или число.
Сообщение включает в себя набор данных, объединенных общим контекстом или смыслом.
Информация извлекается из сообщения и зависит от объекта воспринимающего (обрабатывающего) это сообщение. Результат зависит от свойств этого объекта. В зависимости от целей и интересов из одного и того же сообщения можно извлечь совершенно разную информацию.
Информация может быть передана устно и письменно, с помощью электрических сигналов и электромагнитных волн и др. После обработки, преобразования, систематизации может быть получена новая информация, новые знания.
В философском смысле информация есть отражение реального мира, сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.
Процессы преобразования
информации связаны с информационными
Под технологией (techne – мастерство, искусство) понимают обычно либо совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства (например, технология металлов, химическая технология, технология строительства и др.), либо науку о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.
Рассматривая технологию как науку о производстве материальных благ, в ней можно выделить три аспекта: информационный, инструментальный и социальный. Информационный аспект включает описание принципов и методов производства, инструментальный – орудия труда, с помощью которых реализуется производство, социальный – кадры и их организацию.
Особенностью ИТ является то, что в ней и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи. ИТ как наука о производстве информации (И) возникала именно потому, что информация стала рассматриваться как реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Производство информации и ее верхнего уровня – знаний – оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий.
Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие подобно множества в математике. Некоторые авторы учебников предлагают следующие определения информации:
Информация – это знания или сведения
о ком-либо или о чем-либо.
Информация –
это сведения, которые можно собирать,
хранить, передавать, обрабатывать, использовать.
Информатика – наука об информации
или
– это наука о структуре и свойствах информации,
способах сбора, обработки и передачи
информации
или
– информатика, изучает технологию сбора,
хранения и переработки информации, а
компьютер основной инструмент в этой
технологии.
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
Информация – это отражение внешнего
мира с помощью знаков или сигналов.
Информационная ценность сообщения заключается
в новых сведениях, которые в нем содержатся
(в уменьшении незнания).
Свойства информации:
Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование "ресурса" как запаса неких знаний материальных предметов или энергетических, структурных или каких-либо других характеристик предмета. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы.
С этой точки зрения можно рассмотреть такие свойства информации:
Запоминаемость — одно из самых важных
свойств. Запоминаемую информацию будем
называть макроскопической (имея в виду
пространственные масштабы запоминающей
ячейки и время запоминания). Именно с
макроскопической информацией мы имеем
дело в реальной практике.
Передаваемость информации
с помощью каналов связи (в том числе с
помехами) хорошо исследована в рамках
теории информации К.Шеннона. В данном
случае имеется в виду несколько иной
аспект — способность информации к копированию,
т.е. к тому, что она может быть “запомнена”
другой макроскопической системой и при
этом останется тождественной самой себе.
Очевидно, что количество информации не
должно возрастать при копировании.
Воспроизводимость информации
тесно связана с ее передаваемостью и
не является ее независимым базовым свойством.
Если передаваемость означает, что не
следует считать существенными пространственные
отношения между частями системы, между
которыми передается информация, то воспроизводимость
характеризует неиссякаемость и неистощимость
информации, т.е. что при копировании информация
остается тождественной самой себе.
Фундаментальное свойство информации
— преобразуемость.
Оно означает, что информация может менять
способ и форму своего существования.
Копируемость есть разновидность преобразования
информации, при котором ее количество
не меняется. В общем случае количество
информации в процессах преобразования
меняется, но возрастать не может.
Свойство стираемости информаци
Информация всегда
связана с материальным носителем.
Носителем информации может
быть:
любой материальный предмет (бумага, камень
и т.д.);
волны различной природы: акустическая
(звук), электромагнитная (свет,радиоволна)
и т.д.;
вещество в различном состоянии: концентрация
молекул в жидком растворе, температура
и т.д.
Машинные носители информации: перфоленты,
перфокарты, магнитные ленты, и т.д.
Сигнал - способ
передачи информации. Это физический процесс,
имеющий информационное значение. Он может
быть непрерывным или дискретным.
Сигнал называется дискретным, если он
может принимать лишь конечное число значений
в конечном числе моментов времени.
Аналоговый сигнал -
сигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде
и во времени.
Сигналы, несущие текстовую, символическую
информацию, дискретны.
Аналоговые сигналы используют в телефонной
связи, радиовещании, телевидении.
Говорить об информации вообще, а не применительно
к какому-то ее конкретному виду беспредметно.
Классифицировать ее можно:
Примеры получения информации:
1) динамик компьютера издает специфический
звук, хорошо знакомый Васе, — следовательно,
пришло новое сообщение по ICQ;
2) с вертолета пожарной охраны в глубине
леса замечен густой дым — обнаружен новый
лесной пожар;
3) всевозможные датчики, расположенные
в сейсмологически неустойчивом районе,
фиксируют изменение обстановки, характерное
для приближающегося землетрясения.
Основные направления в информатике: кибернетика, программирование, вычислительная техника, искусственный интеллект, теоретическая информатика, информационные системы. Понятие информатики является относительно новым в лексиконе современного человека. Несмотря на повсеместное употребление, его содержание остается не проясненным до конца в силу своей новизны. Интуитивно ясно, что оно связано с информацией, а также с ее обработкой на компьютерах. Это подтверждается существующей легендой о происхождении данного слова: считается, что оно составлено из двух слов – ИНФОРМАция и автомаТИКА (как средство преобразования информации).
Вследствие широкого распространения компьютеров и информационного бума, который переживает человечество, с азами информатики должен быть знаком всякий грамотный современный человек; вот почему ее преподавание включено в курс средней школы и продолжается в высшей школе.
Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами
. Информационные процессы можно разложить на три составляющие: хранение,
передачу и обработку информации.
Работа компьютера имитирует (моделирует) информационную функцию человека. Из
сказанного выше следует, что имеются четыре основные компонента
информационной функции человека:
· прием (ввод) информации;
· запоминание информации (память);
· процесс мышления (обработка информации);
· передача (вывод) информации.