Контрольная работа по "Правовой информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание

Обеспечение безопасности в различных сферах, в том числе и информационной, является одной из значимых составляющих существования субъекта правовых отношений. В Российской Федерации одним из первых был принят закон "О безопасности", которым определено понятие безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз31. Жизненно важными интересами являются потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития как общества и государства, так и личности.

Работа состоит из  1 файл

есть Правовая информатика и кибернетика.docx

— 25.06 Кб (Скачать документ)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету Правовая информатика и кибернетика

Вариант 6 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                         Студентка 5 курса 7 группы   

                                                                                Юридического факультета 

                                                                                  Заочного ускоренного обучения

Торосян В.В.

 

 

                                                                  

 

Краснодар 2013

 

  1. Отрасли законодательства, акты которых посвящены вопросам информационного законодательства:

- Законодательство об интеллектуальной собственности;

- Законодательство о средствах  массовой информации;

- Законодательство о формировании  информационных ресурсов и предоставлении информации из них потребителям информации;

- Законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

- Законодательство о создании  и применении информационных  систем, их сетей, иных информационных  технологий и средств их обеспечения.

 

  1. Правовые проблемы информационной безопасности.

Обеспечение безопасности в различных сферах, в том числе и информационной, является одной из значимых составляющих существования субъекта правовых отношений. В Российской Федерации одним из первых был принят закон "О безопасности", которым определено понятие безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз31. Жизненно важными интересами являются потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития как общества и государства, так и личности. К основным объектам безопасности относятся: для личности – это ее права и свободы; для общества – его материальные и духовные ценности; для государства – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Именно государство является основным субъектом обеспечения безопасности, оно осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Угроза представляет собой совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Основными принципами обеспечения  безопасности являются:

-  законность;

-  соблюдение баланса  жизненно важных интересов личности, общества и государства;

-  взаимная ответственность  личности, общества и государства  по обеспечению безопасности;

-  интеграция с международными  системами безопасности.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации  и объединения, граждане, принимающие  участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также  законодательство, регламентирующее отношения  в сфере безопасности. Общее руководство  государственными органами обеспечения  безопасности осуществляет Президент  Российской Федерации, который возглавляет  специально организованный для этого  орган – Совет безопасности Российской

Федерации. Совет безопасности РФ рассматривает различные вопросы, в том числе и информационной безопасности. По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

-  угрозы конституционным  правам и свободам человека  и гражданина в области духовной  жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и  общественному сознанию, духовному  возрождению России;

-  угрозы информационному  обеспечению государственной политики  Российской Федерации;

-  угрозы развитию отечественной  индустрии информации, включая индустрию  средств информатизации, телекоммуникации  и связи, обеспечению потребностей  внутреннего рынка в ее продукции  и выходу этой продукции на  мировой рынок, а также обеспечению  накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

-  угрозы безопасности  информационных и телекоммуникационных  средств и систем, как уже развернутых,  так и создаваемых на территории  России.

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации  подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:

-  деятельность иностранных  политических, экономических, военных,  разведывательных и информационных  структур;

-  стремление ряда стран  к доминированию и ущемлению  интересов России в мировом  информационном пространстве, вытеснению  ее с внешнего и внутреннего  информационных рынков;

-  обострение международной  конкуренции за обладание информационными  технологиями и ресурсами;

-  деятельность международных  террористических организаций;

-  увеличение технологического  отрыва ведущих держав мира  и наращивание их возможностей  по противодействию созданию  конкурентоспособных российских  информационных технологий;

-  деятельность космических,  воздушных, морских и наземных  технических и иных средств  разведки иностранных государств;

-  разработка рядом  государств концепций информационных  войн, предусматривающих создание  средств опасного воздействия  на информационные сферы других  стран мира, нарушение нормального  функционирования информационных  и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного  доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

-  недостаточная экономическая  мощь государства, кризисное состояние  отечественных отраслей промышленности;

-  неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

-  недостаточная координация  деятельности федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации по формированию  и реализации единой государственной  политики в области обеспечения  информационной безопасности;

-  недостаточная разработанность  нормативной правовой базы в  этой сфере, а также недостаточная  правоприменительная практика;

-  неразвитость институтов  гражданского общества;

-  снижение эффективности  системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных  кадров в области обеспечения  информационной безопасности;

-  недостаточная активность  государственных органов в информировании  общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений,  в формировании открытых государственных  ресурсов и развитии системы  доступа к ним граждан;

-  отставание России  от ведущих стран мира по  уровню информатизации.

Общими методами обеспечения  информационной безопасности страны являются – правовые, организационно-технические  и экономические.

Жизнь общества и граждан  многогранна, информационная безопасность должна обеспечиваться в различных  сферах деятельности. В каждой из них  имеются свои особенности обеспечения  информационной безопасности, связанные  со спецификой объектов обеспечения  безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз. В каждой сфере  жизнедеятельности общества и государства  наряду с общими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации могут использоваться частные методы и формы, обусловленные спецификой факторов, влияющих на состояние объектов.

1.  Сфера экономики.  Особо подвержены воздействию  угроз в этой области система  государственной статистики; кредитно-финансовая  система; системы бухгалтерского  учета предприятий, учреждений  и организаций независимо от  формы собственности; системы  сбора, обработки, хранения и  передачи финансовой, биржевой, налоговой,  таможенной информации и информации  о внешнеэкономической деятельности  государства, а также предприятий,  учреждений и организаций независимо  от формы собственности.

2.  Сфера внутренней  политики. Наиболее важными объектами  являются конституционные права  и свободы человека и гражданина; конституционный строй, национальное  согласие, стабильность государственной  власти, суверенитет и территориальная  целостность России; открытые информационные  ресурсы государственных органов  и средств массовой информации.

3.  Сфера внешней политики. Наиболее важные объекты –  информационные ресурсы государственных  органов, предприятий, учреждений  и организаций, реализующих внешнюю  политику Российской Федерации;  блокирование деятельности российских  средств массовой информации  по разъяснению зарубежной аудитории  целей и основных направлений  государственной политики страны, ее мнения по социально значимым  событиям российской и международной  жизни.

4.  Сфера науки и  техники. Это результаты фундаментальных,  поисковых и прикладных научных  исследований, потенциально важные  для научно-технического, технологического  и социально-экономического развития  страны; открытия, незапатентованные  технологии, промышленные образцы,  полезные модели и экспериментальное  оборудование; научно-технические кадры  и система их подготовки; системы  управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и другими).

5.  Сфера духовной жизни.  Основными объектами угроз являются достоинство личности, свобода совести, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; свобода массовой информации; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России; языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации; объекты интеллектуальной собственности.

6.  В сфере общегосударственных  информационных и телекоммуникационных  систем. Это, прежде всего, информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию; средства и системы информатизации программные средства, автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных; технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации; помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров, а также переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа.

7.  В сфере обороны.  К объектам обеспечения информационной  безопасности относятся информационная  инфраструктура центральных органов  военного управления Вооруженных  Сил Российской Федерации, научно-исследовательских  учреждений Министерства обороны  Российской Федерации; информационные  ресурсы предприятий оборонного  комплекса и научно-исследовательских  учреждений, выполняющих государственные  оборонные заказы; программно-технические  средства автоматизированных систем управления войсками и оружием; информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура войск.

8.  В правоохранительной  и судебной сферах. Представляют  интерес информационные ресурсы  органов, реализующих правоохранительные  функции, судебных органов, ресурсы,  содержащие специальные сведения  и оперативные данные служебного  характера; информационно-вычислительные  центры, их информационное, техническое,  программное и нормативное обеспечение;  информационная инфраструктура.

9.  В сфере чрезвычайных  ситуаций. Наиболее уязвимыми объектами  обеспечения информационной безопасности  являются система принятия решений  по оперативным действиям, связанным  с развитием таких ситуаций  и ходом ликвидации их последствий,  а также система сбора и  обработки информации о возможном  возникновении чрезвычайных ситуаций.

Информация о работе Контрольная работа по "Правовой информатике"