Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:03, реферат
Информационные и телекоммуникационные технологии и системы прочно вошли в жизнь большинства предприятий и организаций. Сегодня корпоративные информационные системы в инфраструктуре бизнеса играют огромную роль в снижении издержек предприятий за счет оптимизации внутренних процессов, автоматизации бизнес-процессов и предоставления информации руководителям всех уровней.
Информационные и
В этом контексте в составе корпоративных информационных систем можно выделить две составляющие. Первая из них отражает аппаратно-программную и структурную сторону любой информационной системы и включает в себя совокупность сетевой, телекоммуникационной, информационной и организационной инфраструктур бизнеса. Вторая составляющая корпоративной информационной системы относится к прикладной области и представляет собой комплекс взаимосвязанных функциональных подсистем, обеспечивающих решение задач предприятия и организации.
Обе эти составляющие достаточно тесно взаимосвязаны, поскольку, с одной стороны, функциональные системы базируются на технических решениях, внедренных на предприятии или в организации, а с другой стороны, функциональные возможности корпоративной информационной системы определяются техническими характеристиками существующей инфраструктуры. Поскольку затраты на создание инфраструктуры любого предприятия весьма существенны, то при их внедрении должны учитываться как новейшие апробированные достижения в этой области, так и перспективные потребности бизнеса. Причем, как уже отмечалось, задачи бизнеса играют главенствующую роль.
Информационные технологии в экономике, интегрированные с организационными решениями и направленные на обеспечение потребностей, бизнеса образуют экономическую информационную систему, структуру которой можно представить на рис. 6.14.
Объекты управления (предприятия, банки, торговые организации, государственные учреждения т. д.) представляют собой сложные системы, подверженные влиянию внешней экономической среды и состоящие из материальных элементов (для предприятий – сырье, здания, станки и т. д.) и бизнес-процессов (для предприятий – снабжение, производство, маркетинг, сбыт и т. д.).
Системы управления, с помощью которых осуществляются такие функции управления, как планирование, учет, контроль, оперативное управление, анализ, могут содержать:
Рис.1 Структура экономической информационной системы
Системы обработки транзакций принято разделять на пакетные и оперативные информационные системы. В настоящее время режим оперативной обработки транзакций – OLTP (OnLine Transaction Processing), используется практически повсеместно для отражения актуального состояния предметной области в любой момент времени. Для систем OLTP характерны интенсивные информационные потоки, возникающие при выполнении заказов, платежей, запросов и т.п. Это определяет и требования к такого родам системам, к числу которых следует отнести необходимость обеспечения высокой производительности, надежности, безопасности обработки транзакций.
Информационные системы управления могут включать в себя обширный класс информационно-справочных систем, офисных информационных систем и т.п., которые обеспечивают решение задач тактического уровня управления.
Системы поддержки принятия решений – DSS (Decision Support System) представляют собой следующий иерархический уровень информационных систем, в которых с помощью сложных запросов производится отбор и анализ данных в различных временных, географических и других срезах.
Экономические информационные системы,
интегрирующие все функции
Широкое распространение средств
вычислительной техники, необходимость
обмена данными между удаленными
компьютерами стали толчком к
созданию и развитию компьютерных сетей.
На начальном этапе использовались
разнообразные нестандартные
Совершенствовались и модели организации вычислений и обработки информации. Начиная с 1950-х гг., использовалась модель централизованных вычислений, когда к мощному компьютеру подсоединялись неинтеллектуальные терминалы, а пользователи работали в режиме разделенного времени. Впоследствии централизованная модель могла включать и персональные компьютеры в качестве интеллектуальных терминалов. В 1980 –х гг. распространение получила модель распределенных вычислений. Одна из наиболее распространенных версий модели распределенных вычислений носит название архитектура клиент-сервер.
В процессе эволюции информационных и телекоммуникационных технологий и систем был накоплен значительный мировой опыт внедрения и развития корпоративных информационных систем. Этот опыт нашел свое отражение в системе стандартов, не являющихся обязательным законом, но обобщающих наблюдения и содержащих рациональные принципы, подходы и процедуры контроля и управления деятельностью предприятия. Наиболее распространенными стандартами, относящимися к организации деятельности предприятий, разработанными в США и одобренными Американским обществом по контролю за производством и запасами - American Production and Inventory Control Society (APICS), являются (рис. 6.3).:
Рис.2 Этапы развития корпоративных информационных систем
Все достижения в области информационных технологий использовались в управлении бизнес-процессами на предприятиях и в организациях.
На первом этапе в 1970-х гг. внедрялись системы, соответствующие стандарту управления предприятием MRP (Material Requirements Planning) – планирование потребностей предприятия в материальных ресурсах (рис.6.4). Внедрение систем, реализующих эту методологию, позволило выстроить выпуск продукции, планирование и управление запасами в единый бизнес-процесс.
Рис..3 Планирование потребностей предприятия в материальных ресурсах
Однако эти системы не учитывали производственные мощности, их загрузку, трудовые ресурсы и т.д., в связи с чем возникла концепция MRP II (MRP – Manufacturing Resources Planning) – системы планирования ресурсов производства.
В дальнейшем и концепция MRP II получила развитие, и конец XX в. ознаменован появлением ERP-систем – систем планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning) (рис. 6.5).
В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащих всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения деловых операций, включая финансовую информацию, данные, связанные с управлением производством, управлением персоналом и любые другие сведения. Кроме того, любая часть информации, которой располагает организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями.
Рис.4 Функциональная схема ERP-систем
ERP-системы позволяют снизить стоимость производимой продукции за счет эффективности операций, уменьшить издержки и брак, ускорить выход продукции на рынок, выполнить обработку заказов по замкнутому циклу, но фокусируются в большей степени на внутренних процессах предприятия.
Совершенствование методологий и стандартов, определяющих развитие корпоративных информационных систем, предъявляет к компании и внутренним бизнес-процессам жесткие требования. Это относится и к стоимости реализации проекта, которая увеличивается в зависимости от масштабов предприятия. Однако при построении корпоративной информационной системы не всегда экономически оправдано закладывать в ее основу самый современный стандарт. Корпоративная информационная система должна в первую очередь отвечать задачам конкретного бизнеса с учетом перспектив его развития. Большинство предприятий и организаций в России реализуют только те функции, которые являются жизненно необходимыми и экономически оправданными. Тем не менее, знакомство с наиболее современными стандартами и системами является полезным для выработки грамотных стратегических решений в области автоматизации бизнес-процессов.
Под ERP-системой (системой планирования ресурсов предприятия) понимают набор интерактивных приложений, позволяющих создать интегрированную информационную среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процессов предприятия.
Ассоциация APICS регламентирует содержание современной системы управления предприятием, соответствующей стандарту ERP [5] и, как правило, они содержат следующие функциональные блоки:
Внедрение ERP-систем имеет для предприятий большое значение. Это, в первую очередь, связано с интеграцией всех бизнес-процессов, возможностью совершенствования унаследованных корпоративных систем, повышением конкурентоспособности предприятий. Однако не менее важными является высвобождение ресурсов времени руководящего звена для выполнения всестороннего анализа и выработки стратегических решений, налаживания взаимоотношений с контрагентами, развития новых перспективных направлений производства.
Внедрение корпоративных информационных систем класса ERP обеспечивает поддержку функционирования и развития предприятий и организаций, повышая конкурентоспособность компаний за счет улучшения качества продукции, снижения трудоемкости рутинных операций, ускорения процессов получения информации для принятия управленческих решений.
До недавнего времени успех компаний определялась быстрым увеличением доли рынка за счет предложения новых качественных товаров и услуг. Сегодня гиперконкуренция диктует необходимость поиска новых методов для сохранения позиций на рынке, в основе которых лежит осознание того, что ключ к успеху для любой компании – в ее способности наиболее полно отвечать запросам потребителей.
Классификация корпоративных информационных систем
На сегодняшний день существуют
различные способы
По типу программно-аппаратных средств все системы делятся на два больших класса: клиент-сервер и мэйнфреймы.2 Из числа клиент-серверных архитектур выделяют:
В свою очередь, системы, использующие серверы СУБД, подразделяются:
Примерами классификации систем по
назначению могут служить системы
военного назначения, экономические
системы, информационно-поисковые систем