Лекции по "Информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:51, курс лекций

Описание

Лекция 1. Введение в информатику
1.1. Что такое инфоpматика?
1.2. Что такое информация?

Работа состоит из  1 файл

Информатика.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

     В качестве единицы информации условились принять один бит (англ. bit binary, digit — двоичная цифра).

     Бит в теории информации — количество информации, необходимое   для   различения   двух   равновероятных   сообщений.

 
А в вычислительной технике битом называют наименьшую "порцию"

 

памяти, необходимую для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд. Бит — слишком мелкая единица измерения. На практике чаще применяется более крупная единица — байт, равная восьми битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой

                      Q

из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=2 ).

     Широко  используются также ещё более  крупные производные единицы информации:

  • 1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,
  • 1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт, 
    1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.

      В последнее время в связи с  увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:

      1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,

    • 1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.

     За  единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое для различения, например, десяти равновероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации.

    1.6. Что можно  делать с информацией?

    Информацию  можно: 

ать;

 
ть; 
 

создавать;             • формализоват           • собират
передавать; ь;
        ь;
 
восприним            • распространят          • хранить
      ь;
   
иcпользова           • преобразовыв           • искать;
      ать;
измерят

 

    • запоминать •        комбинировать;

; ь; •        разруша

  • принимать; •        обрабатывать; ть;
  • копировать •        делить         на •        и др. 
    ;                                        части; •

            •        упрощать;

Все эти процессы, связанные с опреденнылеми операциями над информиейац, называются информационными процессами. 1.7. Какими свойствами обладает инфоацирмя? Свойства информации:

  • достоверность; •        понятность;
  • полнота; •        доступность;
  • ценность; •        краткость;
  • своевременность; •        и др. 
    Информация    достоверна,    если    она    отражает    истинное

положение дел. Недостоверная информация может  привести к неправильному пониманию или принтию янеправильных решений.

     Достоверная информация со временем может стать  недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

      Информация  полна, если её достаточно для понимания  и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

      Точность  информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию  объекта, процесса, явления и т.п.

      Ценность  информации зависит от того, насколько  она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

 

      

      Только  своевременно полученная информация может  принести ожидаемую пользу. Одинаково  нежелательны как преждевременная  подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

      Если  ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

      Информация  становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

      Информация  должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

      Информацию  по одному и тому же вопросу можно  изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

    1.8. Что такое  обработка информации?

      Обработка информации - получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов [15].

      Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.

      Средства  обработки информации — это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер — универсальная машина для обработки информации.

     Компьютеры  обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.

 

     

      Живые организмы и растения обрабатывают информацию с помощью сихво     органов и систем.

      1.9. Что такое информационные ресурсы  и информационные технологии?

     Информационные  ресурсы - это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.

      Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. [42].

      Информационные  ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

     Информационная  технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

     Человечество  занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счётов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров.

      В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, тлевидениее и радиовещание.

      Они находят применение в промышленности, торговле, управлении,   банковской   системе,   образовании,   здравоохранении,

 

      

медицине  и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и дмоозяймохка.

     Народы  развтыхи стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляетсамую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу.

     В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку.

    1.10. Что понимают под информатизацией общества?

     Информатизация  общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [53].

      Цель  информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

      Информатизация  — это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

    1.11. Вопросы для самоконтроля

 

      1.1. Что   означает   термин   "информатика"   и   каково   его 
происхождение?

  1. Какие области знаний и административно-хозяйственной 
    деятельности официально закреплены за понятием "информатика" с 
    1978 года?
  2. Какие сферы человеческой деятельности и в какой степени 
    затрагтивае  информатика?
 
      
  1. Назовите   основные   составные   части   информатики   и 
    основные направления её применения.
  2. Что   подразумевается   под   понятием   "информация"   в 
    бытовом, естественно-научном и техническом смыслах?
  3. Какие   формы   существования  информации  Вы  можете 
    назвать?
  4. Приведите   примеры   знания   фактов   и   знания   правил. 
    Назовите новые факты и новые правила, которые Вы узнали за 
    сегодняшний день.

      1.8. От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому 
передает информацию?

      1.9. В    каких    формах    человек    передаёт    и    принимает 
информацию?

    1.10. Где и как человек хранит информацию?

      1.11. Что    необходимо    добавить    в    систему    "источник 
информации    —    приёмник    информации",    чтобы    осуществлять 
передачу сообщений?

  1. Какие типы действий выполняет человек с информацией?
  2. Перивдите приерым ситуаций, в которых информация

                                                 и) 
    а) создаётся; д) копируется;

                    передаётся;

 

      б) е) к)

    обрабатывается; воспринимается;         разрушается;

      в)

                                ж) измеряется; л) ищется; 
    зминаетсяапо;

      г)   делится   на м)

              з) принимается;

    чиаст; упрощается.

      1.14. Приведите примеры обработки информации человеком. 
Что явяетсля результатами этой обработки?

    1.15. Приведите примеры информации:

  • а) достоверной и недостоверной;
  • б) полной и неполной;
  • в)ценной и малоценной;
  • г) своевременной и несвоевременной;
  • д) понятной и непонятной;
  • е) доступной и недоступной для усвоения;
  • ж) краткой и пространной.

      1.16. Назовите системы сбора и обработки информации в теле 
человека.

      1.17. Приведите  примеры  технических устройств  и  систем, 
преднназначеных для сбора и обработки информации.

      1.18. От     чего     зависит     информативность     сообщения, 
принимаемого человеком?

      1.19. Почему количество информации в сообщении удобнее 
оценивать не по степени увеличения знания об объекте, а по степени 
уменьшения неопределённости наших знаний о нём?

Информация о работе Лекции по "Информатике"