Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:14, реферат
Актуальность развития информационных технологий подчеркивается президентом Д.А. Медведевым на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», проведенной 17 июля 2008 года: «…У нас на наших заседаниях президиума всегда рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития нашей страны. К числу таковых относится вопрос развития информационного общества в Российской Федерации. Не буду говорить банальностей, очевидно, что в XXI веке главная ставка делается именно на развитие информационно-коммуникационных технологий. Этим всё сказано…»
Введение 2
1. Общая характеристика информационных технологий 4
2. Медицинские информационные системы и локальные информационные сети 6
3. Уровни МИС 9
4. Взгляд в прошлое: примеры МИС 11
5. Современные представления о МИС 13
6. Классификация медицинских информационных систем 16
7. Рынок медицинских информационных систем 18
8. Перспективы внедрения МИС 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
В исследовании, проведенном CNews Analytics в августе 2008 года, приняли участие 125 компаний, расположенных во всех регионах нашей страны. 19% из них - это государственные организации, а 81% - коммерческие структуры, что в целом отражает структуру рынка МИС, обозначенную АРМИТ.
В процессе проведения исследования
было принято решение разделить
все множество предлагаемых на рынке
медицинских информационных систем
на несколько категорий в
Категории решений, представленных в исследовании CNews Analytics
Таблица 1
Категория решений |
Описание решений, входящих в категорию |
Общая медицинская информация |
Технологии хранения медицинской информации на пластиковых картах пациентов |
Порталы медицинских учреждений |
Решения по разработке интернет-порталов медицинских учреждений |
Обмен медицинскими данными |
Решения по созданию систем
обмена медицинской информацией
между отделениями/ |
Хранение изображений |
Системы хранения и обработки фото- и видео-данных, изображений |
Управление процессом медпомощи |
Системы, включающие модули: регистратура, учет оказанной помощи, подготовка данных отчетности и т.п. |
Управление законченными случаями |
Системы, применяемые в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п. |
Совместная работа персонала |
Медицинские информационные системы, включающие модули для основного персонала: электронная медицинская карта, ведение учета лабораторной диагностики, управление применением медикаментов и т.п. |
АХО |
Системы, автоматизирующие склад, логистику и т.п. |
Аналитика |
Медстатистика, системы обработки и анализа данных, анализа заболеваемости, системы по расчету показателя толерантности, оценке качества оказания медпомощи, управлению качеством медицинской помощи и т.п. |
Поддержка принятия решений |
Системы поддержки принятия решений |
Управление взаимодействием с пациентом |
Системы планирования и учета медицинских услуг, взаиморасчетов со страховыми компаниями |
Управление ресурсами |
Системы, автоматизирующие управление коечным фондом, планирование загрузки коек, управление процессом закупки оборудования и материалов, управление загрузкой врачей и другого медперсонала |
Мониторинг заболеваний |
Системы мониторинга заболеваемости населения |
Мобильные решения |
Специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств |
Инфраструктурные решения |
Решения, обеспечивающие сбор,
консолидацию, хранение данных (в т.ч.
от разных медучреждений), централизованное
ведение и распространение |
Лабораторные информационные системы (ЛИС) |
Системы, автоматизирующие деятельность лаборатории |
Источник: CNews Analytics, 2009
Около половины разработчиков предлагают системы, автоматизирующие склад, логистику (52,8%), решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение основной нормативно-справочной информации и прикладного ПО (52,0%), системы мониторинга заболеваемости населения (51,2%). Первые две категории решений часто являются составными частями единой медицинской информационной системы.
22% опрошенных компаний
Системы, применяемые в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п., предлагают 16% разработчиков. 14,4% готовы заняться разработкой порталов медицинских учреждений, 8,8% имеют специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств.
Неблагополучное состояние российской медицины заставляет государство и представителей системы здравоохранения всерьез задумываться над тем, что необходимо сделать, чтобы в кратчайшие сроки изменить ситуацию к лучшему. Опыт развития других отраслей убедительно показывает, что информатизация является одним из важнейших способов повышения эффективности и рентабельности любого бизнеса.
Не секрет, что процесс информатизации всех направлений деятельности, в том числе и медицины, протекает в России неравномерно. Внедрение в государственных медицинских учреждениях современных информационных систем носит разрозненный характер и происходит исключительно по инициативе наиболее продвинутых в вопросах информатизации руководителей ЛПУ. Несколько иначе обстоят дела в коммерческих и ведомственных лечебных учреждениях, где на первое место выходят вопросы конкурентоспособности, рентабельности и повышения качества оказываемых услуг. Здесь решение вопросов информационно-технологического оснащения зачастую заложено в план развития клиники еще на стадии ее проектирования и строительства.
По мнению игроков российского
рынка медицинских
В ближайшие годы развитие рынка медицинских информационных систем будет стимулировать государственная политика; кроме того сохраняется важность необходимости повышения качества медобслуживания, оптимизации работы ЛПУ и наличия на рынке МИС, реально облегчающих работу персонала.
Основные сложности внедрения медицинских информационных систем в лечебных учреждениях связаны с отсутствием у заказчика технических специалистов для сопровождения системы. Достаточно часто интеграторы сталкиваются с проблемой нечеткого понимания целей внедрения МИС руководством ЛПУ, трудностями со структуризацией бизнес-процессов, изменениями требований к МИС в процессе внедрения, сложностями в освоении системы сотрудниками ЛПУ. Однако, несмотря на то, что в настоящее время основные принципы электронного здравоохранения уже утверждены, концепция его построения еще недостаточно проработана и не реализуется, а нормативно–правовая база практически отсутствует.
В то же время наиболее значимым фактором, сдерживающим информатизацию ЛПУ, по мнению респондентов, является недостаточное финансирование. За ним следуют непонимание руководителями ЛПУ целей внедрения МИС и финансовый кризис, низкий уровень подготовки руководителей и сотрудников ЛПУ в области информационных технологий.
Статистика негативных последствий отсутствия актуальной, оперативной медицинской информации широко известна во всем мире. В нашей стране такими данными пока не располагает никто, включая профильные ведомства. Однако некоторые исследования в этой области все-таки проводились. По данным Минздравсоцразвития РФ, при традиционной системе медицинского обслуживания 39% времени врача тратится на ведение медицинской документации и 50% – на поиск информации. Внедрение автоматизированной системы позволяет увеличить поток больных на 10-20%, уменьшить время постановки диагноза на 25%, снизить время ожидания пациентом очередной процедуры в 2 раза и время поиска информации в 4 раза.
Использование современной
информационно-технической
Можно сделать попытку спрогнозировать его развитие в 2009 кризисном году. По мнению оптимистов (а таковых оказалось 40% от всех участников исследования), в текущем году ожидается двукратный рост числа внедрений МИС. При этом рост числа автоматизированных рабочих мест оценивается в 88% - т.е. вероятно, некоторые клиники намерены автоматизировать лишь самые проблемные участки, и в целом в 2009 г. проекты будут менее масштабными. Немногочисленные пессимисты (15% респондентов) считают, что число внедрений снизится на 30-40%, при этом произойдет и пропорциональное снижение числа автоматизированных рабочих мест (примерно 40%) [5].
Информационные технологии
могут с успехом применяться
в различных областях современной
медицины. Например, в сфере обеспечения
безопасности пациентов современные
автоматизированные системы способны
усилить контроль качества и безопасности
лекарственных средств и
Пока информатизация в российской медицине – процесс не равномерный, соответственно, и задачи здесь решаются параллельно очень разные. Одни медучреждения ищут интеграционные средства с тем, чтобы преодолеть разнородность сформированной ИТ-инфраструктуры. Другие присматриваются к CRM. Третьи вообще начинают собственную разработку медицинской ИС. Четвертые же пока ограничиваются базовой компьютеризацией. В любом случае, так или иначе, ЛПУ сталкиваются с необходимостью иметь хотя бы ориентировочную, «наколенную» ИТ-стратегию и пусть скромный, но собственный ИТ-отдел [2].
Сотрудничество с мировым медицинским сообществом, участие в совместных исследовательских или телемедицинских проектах неизбежно подталкивает к тому, чтобы начинать перенимать передовой опыт. В этом смысле, как когда-то говорили об отечественных банках или ритейлерах, у наших есть своего рода фора – можно сразу пойти «правильным» путем, избежав тех ошибок, с которыми уже столкнулись иностранные коллеги. И сразу же иметь в виду «правильный» вывод: информатизация сама по себе не сможет улучшить плохо организованную деятельность. Но при этом она может и должна стать способом повышения ее эффективности. А также – прозрачности, с тем чтобы снизить коррупционность или возможности манипулирования, часто свойственные этой достаточно закрытой до недавнего времени отрасли.
Среди клиентов российских компаний-поставщиков МИС около 65% составляют государственные лечебные учреждения. Еще 20% проектов приходится на коммерческие клиники и 15% - на ведомственные ЛПУ.
В ближайшие годы развитие рынка
медицинских информационных систем
будет стимулировать
Таким образом, можно смело утверждать, что медицинские информационные системы, состоящие из множества специализированных модулей, помогают в синхронном решении диагностических, терапевтических, управленческих, финансовых, статистических и прочих задач. В свою очередь, все это, в конечном счете, способствует достижению финальной цели деятельности любого ЛПУ – оказанию качественных медицинских услуг.
Ресурсы интернет:
Информация о работе Медицинские информационные системы и локальные информационные сети