Медицинские информационные системы и локальные информационные сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:14, реферат

Описание

Актуальность развития информационных технологий подчеркивается президентом Д.А. Медведевым на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», проведенной 17 июля 2008 года: «…У нас на наших заседаниях президиума всегда рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития нашей страны. К числу таковых относится вопрос развития информационного общества в Российской Федерации. Не буду говорить банальностей, очевидно, что в XXI веке главная ставка делается именно на развитие информационно-коммуникационных технологий. Этим всё сказано…»

Содержание

Введение 2
1. Общая характеристика информационных технологий 4
2. Медицинские информационные системы и локальные информационные сети 6
3. Уровни МИС 9
4. Взгляд в прошлое: примеры МИС 11
5. Современные представления о МИС 13
6. Классификация медицинских информационных систем 16
7. Рынок медицинских информационных систем 18
8. Перспективы внедрения МИС 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

информатика курсовпая1.docx

— 68.35 Кб (Скачать документ)

В исследовании, проведенном CNews Analytics в августе 2008 года, приняли участие 125 компаний, расположенных во всех регионах нашей страны. 19% из них - это государственные организации, а 81% - коммерческие структуры, что в целом отражает структуру рынка МИС, обозначенную АРМИТ.

В процессе проведения исследования было принято решение разделить  все множество предлагаемых на рынке  медицинских информационных систем на несколько категорий в соответствии с предоставляемыми ими функциональными  возможностями.

 

Категории решений, представленных в  исследовании CNews Analytics

Таблица 1

Категория решений

Описание решений, входящих в категорию

Общая медицинская информация

Технологии хранения медицинской  информации на пластиковых картах пациентов 

Порталы медицинских учреждений

Решения по разработке интернет-порталов медицинских учреждений

Обмен медицинскими данными

Решения по созданию систем обмена медицинской информацией  между отделениями/учреждениями/регионами, по созданию регистров

Хранение изображений

Системы хранения и обработки  фото- и видео-данных, изображений

Управление процессом  медпомощи

Системы, включающие модули: регистратура, учет оказанной помощи, подготовка данных отчетности и т.п.

Управление законченными случаями

Системы, применяемые в  таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п.

Совместная работа персонала

Медицинские информационные системы, включающие модули для основного  персонала: электронная медицинская  карта, ведение учета лабораторной диагностики, управление применением  медикаментов и т.п.

АХО

Системы, автоматизирующие склад, логистику и т.п.

Аналитика

Медстатистика, системы обработки и анализа данных, анализа заболеваемости, системы по расчету показателя толерантности, оценке качества оказания медпомощи, управлению качеством медицинской помощи и т.п.

Поддержка принятия решений

Системы поддержки принятия решений

Управление взаимодействием  с пациентом

Системы планирования и учета  медицинских услуг, взаиморасчетов со страховыми компаниями

Управление ресурсами

Системы, автоматизирующие управление коечным фондом, планирование загрузки коек, управление процессом закупки оборудования и материалов, управление загрузкой врачей и другого медперсонала

Мониторинг заболеваний

Системы мониторинга заболеваемости населения 

Мобильные решения

Специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским  данным при помощи мобильных устройств

Инфраструктурные решения

Решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение основной нормативно-справочной информации, централизованное распространение прикладного ПО

Лабораторные информационные системы (ЛИС)

Системы, автоматизирующие деятельность лаборатории


 

Источник: CNews Analytics, 2009

Около половины разработчиков предлагают системы, автоматизирующие склад, логистику (52,8%), решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение  основной нормативно-справочной информации и прикладного ПО (52,0%), системы  мониторинга заболеваемости населения (51,2%). Первые две категории решений  часто являются составными частями  единой медицинской информационной системы.

22% опрошенных компаний занимаются  разработкой узкоспециализированного  программного обеспечения, предназначенного  для автоматизации определенных  направлений деятельности, например, созданием лабораторных информационных систем (ЛИС), систем мониторинга заболеваемости населения, решений, применяемых в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п., а также систем анализа данных и поддержки принятия решений. Около 42% респондентов указали, что их компании автоматизируют медицинские учреждения лишь в нескольких, чаще всего смежных, областях [6].

Системы, применяемые в таких  узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п., предлагают 16% разработчиков. 14,4% готовы заняться разработкой порталов медицинских  учреждений, 8,8% имеют специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств.

 

 

8. Перспективы внедрения МИС

 

Неблагополучное состояние российской медицины заставляет государство и представителей системы здравоохранения всерьез задумываться над тем, что необходимо сделать, чтобы в кратчайшие сроки изменить ситуацию к лучшему. Опыт развития других отраслей убедительно показывает, что информатизация является одним из важнейших способов повышения эффективности и рентабельности любого бизнеса.

Не секрет, что процесс информатизации всех направлений деятельности, в  том числе и медицины, протекает в России неравномерно. Внедрение в государственных медицинских учреждениях современных информационных систем носит разрозненный характер и происходит исключительно по инициативе наиболее продвинутых в вопросах информатизации руководителей ЛПУ. Несколько иначе обстоят дела в коммерческих и ведомственных лечебных учреждениях, где на первое место выходят вопросы конкурентоспособности, рентабельности и повышения качества оказываемых услуг. Здесь решение вопросов информационно-технологического оснащения зачастую заложено в план развития клиники еще на стадии ее проектирования и строительства.

По мнению игроков российского  рынка медицинских информационных систем, предлагаемые ими решения  наиболее востребованы в клиниках Москвы и Московской области, Уральского, Центрального и Северо-Западного регионов. В число аутсайдеров попали Дальневосточный и Южный регионы страны. Между тем, отечественные разработки находят себе применение и за пределами Российской Федерации, например, в Казахстане и Латвии.

В ближайшие годы развитие рынка медицинских информационных систем будет стимулировать государственная политика; кроме того сохраняется важность необходимости повышения качества медобслуживания, оптимизации работы ЛПУ и наличия на рынке МИС, реально облегчающих работу персонала.

Основные сложности внедрения  медицинских информационных систем в лечебных учреждениях связаны  с отсутствием у заказчика  технических специалистов для сопровождения системы. Достаточно часто интеграторы сталкиваются с проблемой нечеткого понимания целей внедрения МИС руководством ЛПУ, трудностями со структуризацией бизнес-процессов, изменениями требований к МИС в процессе внедрения, сложностями в освоении системы сотрудниками ЛПУ. Однако, несмотря на то, что в настоящее время основные принципы электронного здравоохранения уже утверждены, концепция его построения еще недостаточно проработана и не реализуется, а нормативно–правовая база практически отсутствует.

В то же время наиболее значимым фактором, сдерживающим информатизацию ЛПУ, по мнению респондентов, является недостаточное  финансирование. За ним следуют непонимание  руководителями ЛПУ целей внедрения  МИС и финансовый кризис, низкий уровень подготовки руководителей  и сотрудников ЛПУ в области  информационных технологий.

Статистика негативных последствий  отсутствия актуальной, оперативной  медицинской информации широко известна во всем мире. В нашей стране такими данными пока не располагает никто, включая профильные ведомства. Однако некоторые исследования в этой области  все-таки проводились. По данным Минздравсоцразвития РФ, при традиционной системе медицинского обслуживания 39% времени врача тратится на ведение медицинской документации и 50% – на поиск информации. Внедрение автоматизированной системы позволяет увеличить поток больных на 10-20%, уменьшить время постановки диагноза на 25%, снизить время ожидания пациентом очередной процедуры в 2 раза и время поиска информации в 4 раза.

Использование современной  информационно-технической инфраструктуры в здравоохранении могло бы ежегодно экономить до 165 млрд долл. за счет снижения длительности пребывания больного в стационаре, своевременного проведения анализов и сокращения административных расходов.

Можно сделать попытку спрогнозировать его развитие в 2009 кризисном году. По мнению оптимистов (а таковых оказалось 40% от всех участников исследования), в текущем году ожидается двукратный рост числа внедрений МИС. При этом рост числа автоматизированных рабочих мест оценивается в 88% - т.е. вероятно, некоторые клиники намерены автоматизировать лишь самые проблемные участки, и в целом в 2009 г. проекты будут менее масштабными. Немногочисленные пессимисты (15% респондентов) считают, что число внедрений снизится на 30-40%, при этом произойдет и пропорциональное снижение числа автоматизированных рабочих мест (примерно 40%) [5].

 

Заключение

 

Информационные технологии могут с успехом применяться  в различных областях современной  медицины. Например, в сфере обеспечения  безопасности пациентов современные  автоматизированные системы способны усилить контроль качества и безопасности лекарственных средств и медицинских  услуг, снизить вероятность врачебных  ошибок, предоставить скорой помощи средства оперативной связи и доступа  к жизненно важной информации о пациенте. Современные технологические решения  в состоянии обеспечить свободный  доступ к службам здравоохранения  вне зависимости от места проживания пациента, значительно повысить доступность  высокотехнологичных медицинских  услуг, медицинской экспертизы

Пока информатизация в  российской медицине – процесс не равномерный, соответственно, и задачи здесь решаются параллельно очень  разные. Одни медучреждения ищут интеграционные средства с тем, чтобы преодолеть разнородность сформированной ИТ-инфраструктуры. Другие присматриваются к CRM. Третьи вообще начинают собственную разработку медицинской ИС. Четвертые же пока ограничиваются базовой компьютеризацией. В любом случае, так или иначе, ЛПУ сталкиваются с необходимостью иметь хотя бы ориентировочную, «наколенную» ИТ-стратегию и пусть скромный, но собственный ИТ-отдел [2].

Сотрудничество с мировым  медицинским сообществом, участие  в совместных исследовательских  или телемедицинских проектах неизбежно подталкивает к тому, чтобы начинать перенимать передовой опыт. В этом смысле, как когда-то говорили об отечественных банках или ритейлерах, у наших есть своего рода фора – можно сразу пойти «правильным» путем, избежав тех ошибок, с которыми уже столкнулись иностранные коллеги. И сразу же иметь в виду «правильный» вывод: информатизация сама по себе не сможет улучшить плохо организованную деятельность. Но при этом она может и должна стать способом повышения ее эффективности. А также – прозрачности, с тем чтобы снизить коррупционность или возможности манипулирования, часто свойственные этой достаточно закрытой до недавнего времени отрасли.

Среди клиентов российских компаний-поставщиков  МИС около 65% составляют государственные  лечебные учреждения. Еще 20% проектов приходится на коммерческие клиники и 15% - на ведомственные  ЛПУ.

В ближайшие годы развитие рынка  медицинских информационных систем будет стимулировать государственная  политика; кроме того сохраняется  важность необходимости повышения  качества медобслуживания, оптимизации  работы ЛПУ и наличия на рынке  МИС, реально облегчающих работу персонала.

Таким образом, можно смело утверждать, что медицинские информационные системы, состоящие из множества специализированных модулей, помогают в синхронном решении диагностических, терапевтических, управленческих, финансовых, статистических и прочих задач. В свою очередь, все это, в конечном счете, способствует достижению финальной цели деятельности любого ЛПУ – оказанию качественных медицинских услуг.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 1
  2. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. 2
  3. Куракова Н.А. Информатизации здравоохранения как инструмент создания «саморегулируемой системы организации медицинской помощи». – //Врач и информационные технологии//. – №2. – 2009. 3

Ресурсы интернет:

  1. http://www.cnews.ru/ ИТ в медицине: регионы тестируют инновации; 6
  2. http://www.cnews.ru ИТ в медицине: регионы тестируют инновации Отечественные разработчики МИС - в боевой готовности 5
  3. http://www.ami-tass.ru 6

Информация о работе Медицинские информационные системы и локальные информационные сети