Медицинские информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:03, доклад

Описание

Первые попытки использования вычислительных устройств в здравоохранении. Развитие отечественных автоматизированных компьютерных систем в медицине. Задачи, решаемые ИС. Основные составляющие ИС.

Работа состоит из  1 файл

medis системы.doc

— 58.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

По дисциплине: "Медицинские информационные системы"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2007 г.
Проблемы внедрения медицинских информационных систем.

 

Покупка или создание информационной системы (ИС) - мероприятие дорогостоящее. В условиях недостатка средств такое решение должно приниматься обоснованно. Большинство сомнений, возникающих у руководителя, выбирающего систему, обусловлено традиционными проблемами создания и использования таких систем в медицине.

 

Историческая справка

 

Первые попытки использования вычислительных устройств в здравоохранении были предприняты в середине 50-х годов в США после появления на рынке универсальных компьютеров многоцелевого назначения. Первый проект был разработан фирмой "General Electric" для компании МЕDINET.

С 70-х годов разработка больничных информационных систем велась в двух направлениях. Создавались интегрированные комплексы, в которых один мощный компьютер (сервер) использовался для поддержки различных приложений. При этом на начальном этапе вместо рабочих станций использовались терминалы. Другая часть разработок пошла по пути создания распределенных систем, которые поддерживали реализацию специализированных приложений с помощью самостоятельных компьютеров.

Оба эти подхода опирались на принцип общедоступной единой базы данных, в которой хранится информация о пациентах. Распределенные же системы долгое время оставались уникальными и не получали широкого распространения до появления технологии информационных сетей, обеспечившей быструю и надежную связь между отдельными разнотипными вычислительными устройствами.

Бум внедрения компьютерных технологий на Западе пришелся на середину 70-х годов, сразу после появления миникомпьютеров. Больничные отделения и небольшие административные подразделения получили возможность приобрести собственные специализированные компьютеры для разработки требуемых прикладных систем.

В начале 80-х годов первые мини-ЭВМ появились в некоторых крупных ведомственных лечебных учреждениях бывшего Советского Союза. Большинство таких учреждений разрабатывало собственные прикладные системы, строго отвечающие конкретным запросам организации. В результате этого получались плохо тиражируемые и с трудом развиваемые системы. Обслуживанием и поддержкой функционирования таких систем занимались большие коллективы людей или даже целые вычислительные центры.

Ситуация радикально изменилась после создания первых микропроцессоров и персональных компьютеров (ПК), или микрокомпьютеров. Это позволило значительно расширить компьютеризацию здравоохранения, послужило толчком для разработки средств программного обеспечения (ПО) нового поколения.

В нашей стране компьютерный бум пришелся на конец 80-х годов, когда практически в каждом учреждении (медицинском или ином) появился хотя бы один персональный компьютер.

Развитие отечественных автоматизированных компьютерных систем в медицине велось в различных направлениях:

     разработка специализированного программного обеспечения для помощи врачам в принятии решений (экспертные системы);

     разработка автоматизированных рабочих мест (АРМ) отдельных специалистов;

     создание автоматизированной истории болезни и амбулаторной карты.

С началом массового распространения персональных компьютеров (в России, этот период пришелся на начало 90-х годов) процесс компьютеризации больниц и других лечебных учреждений приобрел массовый характер. Столь же малоконтролируемыми оказались разработка и внедрение специализированных АРМов врачей.

Практически во всех медицинских учреждениях для собственных нужд разрабатывались многочисленные АРМы диагностов, клиницистов, фармацевтов, медицинских регистраторов, статистиков и т. п., которые в дальнейшем попадали на рынок программных средств и предлагались к широкому распространению. Порою в одной больнице для нескольких отделений создавались или приобретались разные, подчас несовместимые между собой автоматизированные системы. Они, безусловно, облегчали труд отдельных специалистов, однако не решали всего комплекса проблем, стоявших перед учреждением в целом.

Некоторые из таких АРМов, в основном разработанные программистами клиник или врачами-энтузиастами, продолжают работать и по сей день. Другие системы в результате изменения технологии работы и из-за отсутствия поддержки со стороны разработчиков перестали использоваться, что неизбежно повлекло за собой финансовые потери.

Этот период развития ИС можно охарактеризовать как время “дикой” автоматизации. Вместо пользы, такая информатизация отпугивала потребителя и подчас мешала нормальной работе. У людей формировалось представление о медицинской информационной системе как о громоздкой, сложной и малоэффективной груде компьютеров и программного обеспечения.

Только с конца 90-х годов, после печально известного финансового кризиса, разорившего многие маленькие фирмы-разработчики, все актуальнее становится профессиональный подход к автоматизации. Начался переход от кустарных (местных) разработок к созданию ИС профессиональными фирмами, специализирующимися на медицинской направленности. Ведь без знания предметной области заказчика создать хорошую информационную систему практически невозможно. В лучшем случае задача будет реализована в несколько этапов: после внедрения первой версии потребуется значительная доработка, что, в конечном итоге, скажется на стоимости проекта и спровоцирует негативное отношение к информационной системе у персонала.

К сожалению, фирм, профессионально занимающихся разработкой медицинских информационных систем, немного. Вызвано это как узкой спецификой рынка, на который рассчитан продукт, так и отсутствием качественной рекламы. Такая ситуация создает дополнительный риск при выборе разработчика системы. Дополнительные сложности при выборе поставщика связаны с отсутствием абсолютно одинаковых, потому легко тиражируемых медицинских систем. Некоторые решения, отдельные модули подчас поддаются тиражированию, однако информационная система каждого лечебного заведения выстраивается своя, с учетом конкретных задач, которые она предназначена решать.

К сожалению, даже профессиональный подход разработчика не обеспечит медицинскому учреждению стопроцентный результат, если заказчик не определился с целями и задачами, которые призвана решить система.

 

Задачи, решаемые ИС

 

Остановимся подробнее на задачах, решаемых ИС:

     Медицинская деятельность: управление движением медицинской информации, сбор статистики, электронная история болезни;

     Финансово-хозяйственная деятельность: бухгалтерия, анализ финансово-хозяйственной деятельности, складской учет, организация лечебного питания;

     Административная деятельность: учет кадров, обучение сотрудников, документооборот;

     Научная работа: сбор и систематизация научных данных.

Следует отметить, что между этими блоками задач нет четких границ. Так, задачи научной и аналитической работы тесно связаны с видом медицинской деятельности учреждения, однако всякое учреждение, вне зависимости от направления деятельности, может использовать результаты работы бухгалтерии или администрации.

ИС должна решать не только текущие, но и перспективные задачи, должна развиваться вместе с учреждением. Для этого необходимо выработать концептуальный план создания информационной системы, в котором желательно определить цели и задачи каждого этапа, выработать программы максимум и минимум.

Очевидно, что в случае выделения значительных средств, система не окупится тотчас в полном объеме. Поэтому в условиях самофинансирования систему целесообразно создавать поэтапно. При этом очередной информационный блок должен приносить конкретную пользу, давать финансовую отдачу, и одновременно быть базой для следующего блока.

 

Основные составляющие ИС

 

В рамках этого подхода выделим основные составляющие, влияющие на стоимость каждого этапа внедрения информационной системы:

     техническое обеспечение

     телекоммуникационное и сетевое оборудование

     системное программное обеспечение

     прикладное программное обеспечение

     обучение персонала

     пусконаладочные работы

     техническое обслуживание

     программное сопровождение

     информационная безопасность

Пренебрежение любой из этих составляющих или некачественное решение перечисленных задач может свести к нулю все попытки автоматизировать деятельность медицинского учреждения.

Остановимся подробнее на составляющих проекта:

Техническое обеспечение – совокупность всего комплекса оргтехники, необходимой для функционирования информационной системы (компьютеры, сервера, принтеры, источники бесперебойного питания). Самая очевидная часть ИС. Поэтому наиболее типичная ошибка, совершаемая многими – запастись этим оборудованием еще до разработки программного обеспечения.

Процесс разработки и внедрения программного обеспечения достаточно длительный, поэтому купленная заранее техника будет простаивать. Поскольку эксплуатационный срок оргтехники составляет 3-5 лет, затраты не успевают окупиться. А к моменту полного развертывания всей информационной системы может возникнуть потребность в замене устаревшего оборудования, ведь только после создания программного обеспечения можно сформировать исчерпывающие требования к технике.

Телекоммуникационное и сетевое оборудование - комплекс оборудования, обеспечивающего связь и обмен информацией между рабочими станциями и серверами.

Типичная ошибка при решении этого вопроса - отсутствие оптимизации рабочих мест и их размещения. Прокладка линий связи до каждого рабочего места стоит дорого. Поэтому переезды отделов, перемещение сотрудников на другое рабочее место становится невозможным вследствие дороговизны сетевых переделок.

Требования к оборудованию также формируются на этапе обследования и создания программного обеспечения. Ведь от содержания и объема информации, которая будет использоваться на конкретном рабочем месте, зависит пропускная способность всего сетевого и телекоммуникационного оборудования. Низкая пропускная способность приведет к замедлению обработки информации, что потребует дополнительного расхода времени персонала и отвлечет от обслуживания конкретного пациента.

Системное программное обеспечение - комплекс программ хранения, обработки и обмена данных. В основном, эти программы производят на Западе. Однако в России используется в основном нелицензионное программное обеспечение. На начальном этапе такие решения могут даже показаться экономически выгодными, однако впоследствии возникают сложности при эксплуатации и администрировании программного обеспечения, в таком случае расходы на перестройку системы значительно превышают первичную экономическую выгоду.

Прикладное программное обеспечение – комплекс программ для ввода и обработки данных непосредственно пользователями информационной системы. Это самая серьезная проблема, возникающая перед руководителем при выборе исполнителя и разработчика прикладного программного обеспечения. Ведь от этого зависит успех всего проекта. В данном вопросе важную роль играет уже не дешевизна решения, а профессионализм исполнителя проекта. Общепринятая система тендеров при выборе поставщика оказывается в такой ситуации не только малоэффективной, но даже вредной, поскольку основным преимуществом представляется дешевизна решения, а вовсе не качество.

Обучение персонала - комплекс этих проблем обычно не учитывает руководитель, что приводит к неоправданным временным затратам на этапе внедрения программного обеспечения и подчас вызывает негативную реакцию персонала при внедрении ИС. Повсеместное обучение основам компьютерной грамотности в медицинских учебных заведениях пока не введено, поэтому решение этой проблемы ложится на действующие лечебные учреждения. Это приводит к дополнительным расходам времени и средств.

Пусконаладочные работы - комплекс работ по внедрению программного обеспечения. Успешность реализации этого этапа зависит как от опытности исполнителя, квалификации оргметодотдела, так и от компьютерной грамотности персонала клиники и понимания руководителя значения и возможных сложностей внедрения системы.

Многие информационные системы именно на этом этапе запуска проекта терпели фиаско. В этот период должен быть разработан детальный план и порядок внедрения информационной системы, который необходимо согласовать со всеми службами. В зависимости от конкретных целей и задач, он должен повторять тот или иной технологический процесс. Ведь получить ежедневную сводку по стационару невозможно без автоматизации ввода информации в приемном отделении и у старших сестер отделений. Незнание особенностей технологического (медицинского) процесса как фирмой-разработчиком, так и фирмой, отвечающей за внедрение программного обеспечения, заведомо обрекает проект автоматизации учреждения на неудачу.

Техническое обслуживание. Очевидно, что всякая техника требует обслуживания. Решать этот вопрос можно по-разному: создать собственный отдел технического обслуживания, либо заключить договор с фирмой соответствующего профиля.

Программное сопровождение. Один из самых сложнейших вопросов, ведь кто-то должен администрировать программу, копировать и сохранять данные, вводить новых пользователей, исправлять справочники, получать отчеты и т.п. Услуги квалифицированного программиста стоят дорого, а обслуживание дилетантом может просто загубить весь проект.

Информация о работе Медицинские информационные системы