Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:22, доклад
Микропроцеессор — процессор (устройство, отвечающее за выполнение арифметических, логических операций и операций управления, записанных в машинном коде), реализованный в виде одной микросхемы или комплекта из нескольких специализированных микросхем (в отличие от реализации процессора в виде электрической схемы на элементной базе общего назначения или в виде программной модели).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Л.Н.ГУМИЛЕВА
ФИЗИКА – ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СИСТЕМА АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ
ДОКЛАД
На тему: «МИКРОПРОЦЕССОРЫ В АВТОМОБИЛЯХ»
Астана 2012 г.
Микропроцеессор
Микропроцеессор — процессор (устройство, отвечающее за выполнение арифметических, логических операций и операций управления, записанных в машинном коде), реализованный в виде одной микросхемы или комплекта из нескольких специализированных микросхем (в отличие от реализации процессора в виде электрической схемы на элементной базе общего назначения или в виде программной модели). Первые микропроцессоры появились в 1970-х годах и применялись в электронных калькуляторах, в них использовалась двоично-десятичная арифметика 4-битных слов. Вскоре их стали встраивать и в другие устройства, например терминалы, принтеры и различную автоматику. Доступные 8-битные микропроцессоры с 16-битной адресацией позволили в середине 1970-х годах создать первые бытовые микрокомпьютеры.
Система зажигания автомобиля
В течение длительного
времени в автомобилях
Прогресс в области микроэлектроники позволил создать электронную систему зажигания, в которой катушки зажигания управляются микропроцессором. Блок управления по сигналам датчиков определяет момент зажигания и выдает управляющие импульсы на модуль зажигания. Здесь нет каких-либо подвижных деталей и поэтому не требуется обслуживания и регулировок при эксплуатации.
В такой системе, вообще говоря, число катушек должно быть равно числу цилиндров в двигателе. Однако в дешевых системах, в целях экономии, одна катушка обслуживает два цилиндра.
В наиболее продвинутых системах
напряжение бортовой сети предварительно
преобразуется в
Избавляемся от жгутов
Широкое внедрение электроники приводит к резкому усложнению электропроводки, в результате автомобиль стал буквально опутан толстыми жгутами проводов. Чтобы избавиться от них, были разработаны шины и протоколы для соединения различных устройств, по которым ими можно управлять. Теперь ко всем устройствам подходит один привод питания и шина управления. Первоначально многие промышленные группы предлагали свои собственные стандарты шин, но к настоящему времени определились лидеры. Это следующие шины и протоколы:
- CAN (Controller Area Network) классов А, В и С;
- J1850: стандарт SAE, 2 варианта, классов А и В;
- в разработке находится шина ITS.
Стандартом J2057 определены три класса коммуникационных сетей для передвижных объектов: А, В и С.
Сеть класса А применяется при передаче данных со скоростями от 1 до 10 кбит/с. Типичным применением этой сети является связь с оператором или управление объектами, которые не требуют высокой скорости передачи данных.
Сеть класса В удовлетворяет всем требованиям сети класса А, но обеспечивает скорость передачи данных от 10 до 125 кбит/с и может использоваться для обмена данными состояния и диагностическими данными между блоком управления двигателем, системой управления скоростью движения и системой управления трансмиссией.
Рис. 4. Применение сетей различных классов в автомобиле
Сеть класса С применяется при передаче данных в реальном масштабе времени и может обеспечивать передачу данных со скоростями от 125 кбит/с до 1 Мбит/с. Связь между системами управления двигателем и активной подвески требует высокой скорости передачи данных и низкого уровня ошибок.
Наибольшее распространение получила шина CAN, разработанная фирмами Bosch и Motorola (см. PC Week/RE, N 9/2000, с. 27).
Сеть и стандарт CAN
Функционирование сети определяется
стандартом ISO 11898. В этой сети данные,
которые передаются между узлами,
не содержат адресов источника и
приемника, а только тип данных, содержащихся
в сообщении (угловое положение
коленчатого вала, температура охлаждающей
жидкости и т. п.), который задается
уникальным идентификатором, представляющим
собой целое 11- или 29-разрядное двоичное
число. Теоретически число узлов
в сети ограничено только этими числами,
однако возможности драйверов
Скорость передачи данных зависит от длины шины и задержек, определяемых трансиверами. По стандарту ISO 11898 скорость передачи данных в 1 Мбит/с должна обеспечиваться при максимальной длине шины 40 м. При увеличении длины падает скорость передачи. При скорости 500 кбит/с максимальная длина - 100 м, при 250 кбит/с - 200 м и при 125 кбит/с - 500 м.
Рис. 5. Управление потребителями в перспективном автомобиле
Все устройства в узлах сети получают сообщение и по идентификатору определяют, кому из них послано это сообщение, и обрабатывают его. Идентификатор задает еще и приоритет сообщения. Чем меньше численное значение идентификатора, тем ниже его приоритет. Сообщение с наивысшим приоритетом получает доступ к шине так, как если бы передавалось только это единственное сообщение. Сообщения с более низким приоритетом автоматически передаются снова в очередном цикле шины или в последующих циклах, если имеются еще не переданные сообщения с более высоким приоритетом.
В шине используется кодирование сигнала по схеме NRZ с передачей сигнала по двухпроводной витой паре, которая может быть экранированной или неэкранированной. Возможно даже применение обычного телефонного провода и оптического волокна.
Сеть CAN работает в исключительно
тяжелых условиях, поэтому в стандарте
предусмотрены механизмы
При обрыве обоих проводов в одной точке возможно продолжение работы образовавшихся подсистем с выполнением ограниченных функций. Степень ограничений зависит от аппаратуры, подключенной к сети, и ее конфигурации.
Стандарт J1850
Стандартом предусматриваются две возможности передачи данных: со скоростью 41,6 кбит/с при применении модуляции PVM и 10,4 кбит/с при модуляции VPW.
Протокол J1850 поддерживает арбитраж
CSMA/CR, при котором в сети нет
ведущего устройства. Любой узел перед
передачей данных “слушает” шину
в течение определенного
Максимальная длина шины, работающей по протоколу J1850 - 40 м, число узлов - 32.
На рис. 4 показан пример
использования в автомобиле сетей
различных классов, а на рис. 5 - будущая
архитектура автомобильной
Микпроцессоры в автомобиле
Поскольку автомобильная промышленность - это огромные деньги, то большинство полупроводниковых компаний предлагают для блоков управления свои микропроцессоры и другие приборы. Это Siemens (Infineon), Motorola, Intel, Bosch и целый ряд других. И все же главными игроками на этом рынке являются Siemens и Motorola, которые выпускают микропроцессоры и интегральные схемы для управления двигателем и подвеской, обеспечения пассивной и активной безопасности и др.
Поскольку в отечественных
автомобилях применяются
Дополнительное АЛУ может выполнять деление 32-разрядных целых чисел за 2,25 мкс, а умножение 16-разрядных чисел - за 1,5 мкс. Минимальное время преобразования аналогового входа в цифру - 7 мкс.
Это процессор достаточно старый, и в нем нет встроенной поддержки протоколов CAN и J1850. В 32-разрядном процессоре ТС1775, который идет ему на смену, имеются два контроллера CAN.
Популярность шины CAN подтверждается тем, что по крайней мере 23 компании выпускают интегральные схемы и микропроцессоры с его поддержкой.