Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:35, реферат
Модели представления знаний – это одно из важнейших направлений исследований в области искусственного интеллекта. Почему одно из важнейших? Да потому, что без знаний искусственный интеллект не может существовать в принципе. Действительно, представьте себе человека, который абсолютно ничего не знает.
Приведем простой пример: покупка тетради» или «набор цветных карандашей. Очевидно, что каждую продукцию обычно именуют словами, подходящими для данного момента. Проще говоря, называют вещи своими именами.
Идем дальше. Элемент Q характеризует сферу применения данной конкретной продукционной модели знаний. Такие сферы легко выделяются в сознании человека, поэтому с определением данного элемента, как правило, сложностей не возникает. Приведем пример.
Рассмотрим следующую ситуацию: допустим, в одной сфере нашего сознания хранятся знания о том, как надо готовить пищу, в другой, как добраться до работы, в третьей, как правильно эксплуатировать стиральную машину. Подобное разделение присутствует и памяти продукционной модели знаний. Это разделение знаний на отдельные сферы позволяет значительно экономить время, затрачиваемое на поиск нужных в данный момент каких-то конкретных продукционных моделей знаний, и тем самым значительно упрощает процесс работы с ними.
Разумеется, что основным элементом продукции является ее так называемое ядро, которое в нашей приведенной выше формуле обозначалось как А → В. Эта формула может быть интерпретирована, как «если выполняется условие А, то следует выполнить действие В».
Если же мы имеем дело с более сложными конструкциями ядра, то в правой части допускается следующий альтернативный выбор: «если выполняется условие А, то следует выполнить действие В1, иначе следует выполнить действие В2».Однако интерпретация ядра продукционной модели знаний может быть различной и зависеть от того, что будет стоять слева и справа от знака секвенции «→». При одной из интерпретаций ядра продукционной модели знаний секвенция может истолковываться в обычном логическом смысле, т. е. в качестве знака логического следования действия В из истинного условия А.Тем не менее возможны и другие интерпретации ядра продукционной модели знаний. Так, например, А может описывать какое-то условие, выполнение которого необходимо для того, чтобы можно было совершить некое действие В.
Далее рассмотрим элемент продукционной модели знаний Р. Элемент Р определяется, как условие применимости ядра продукции. Если условие Р истинно, то ядро продукции активизируется. В противном случае, если условие Р не выполняется, т. е. оно ложно, ядро не может быть активизировано.
В качестве наглядного примера рассмотрим следующую продукционную модель знаний:«Наличие денег»; «Если хочешь купить вещь А, то следует заплатить в кассу ее стоимость и предъявить чек продавцу».Смотрим, если условие Р истинно, т. е. покупка оплачена и чек предъявлен, то ядро активизируется. Покупка совершена. В случае если в этой продукционной модели знаний условие применимости ядра ложно, т. е. если нет денег, то применить ядро продукционной модели знаний невозможно, и оно не активизируется.
И переходим, наконец, к элементу N. Элемент N называется постусловием продукционной модели данных. Постусловие задает действия и процедуры, которые необходимо выполнить после реализации ядра продукции. Для лучшего восприятия приведем простой пример: после покупки вещи в магазине необходимо в описи товаров этого магазина уменьшить на единицу количество вещей такого типа, т. е. если покупка совершена (следовательно, реализовано ядро), то в магазине стало на одну единицу данного конкретного товара меньше. Отсюда постусловие «Вычеркнуть единицу купленного товара».
Подводя итог, мы можем
сказать, что представление знаний
в виде набора правил, т. е. посредством
использования продукционной
1) это простота создания и понимания отдельных правил;
2) это простота механизма логического выбора.
Однако в представлении
знаний в виде набора правил имеются
и недостатки, которые все же ограничивают
сферу и частоту применения продукционных
моделей знаний. Основным таким недостатком
считается неясность взаимных отношений
между составляющими конкретную
продукционную модель знаний правилами,
а также правилами логического
выбора.
Источник информации – интернет.
Информация о работе Модели предоставления знаний. Продукционные системы