Музыкальные
инструменты.
Эмоциональный
мир человека невозможно представить
без музыки. Она необходима людям
всех возрастов и профессий. Музыка
тысячелетиями сопутствует жизни
человека, отражая его трудовую деятельность
и быт, чувства и переживания. Музыка – это язык души. Глубина
воздействия музыки зависит не только
от исполнительского мастерства, но и
от качества самого музыкального инструмента,
его функциональных возможностей.
Потребительские
свойства музыкальных инструментов.
К
потребительским свойствам музыкальных
инструментов (МИ) относятся: социальная
значимость, функциональные, эргономические,
надежности, и эстетические.
Социальная значимость МИ определяет
их общественную полезность. Основное
социальное назначение МИ — воздействие
на эмоциональный мир человека, воспитание
в нем способности воспринимать все богатство
окружающего мира через музыкальные образы,
повышать культурный уровень отдельного
человека и всего общества в целом. Функциональные
свойства МИ определяют ценность инструмента
как источника звука. Эти свойства характеризуются
диапазоном и интервалом звучания, тембром,
громкостью звучания и возможностью их
изменения, возможностью создания дополнительных
звуковых эффектов. Диапазон
звучания МИ определяет ряд звуков,
от самого низкого до самого высокого,
извлекаемого с помощью инструмента. Каждый
музыкальный инструмент имеет строго
определенный частотный диапазон звучания:
чем он шире, тем более выразительно звучание
инструмента, тем больше его возможности
в воспроизведении высоких и низких звуков. Диапазон
каждого конкретного инструмента приводится
в сопроводительной документации в словесной
или нотной записи. Интервал
звучания — соотношение
двух звуков в октаве по высоте. Чем больше
тоновая величина интервала, тем больше
возможности инструмента как источника
звука. Наиболее приятны на слух следующие
интервалы: прима, большая и малая терции,
чистые кнарта и квинта. При настройке
музыкальных инструментов используют
в основном именно эти интервалы. Такие
музыкальные инструменты, как скрипка,
мандолина, имеют квинтовый строй, трехструнках
домра — квартовый строй. Интервал звучания,
как и диапазон звучания, конкретного
музыкального инструмента приводится
в сопроводительной документации в словесной
или нотной записи. Тембр
звучания — это характерная
окраска звука, зависящая от наличия призвуков
—- гармоник. Тембр позволяет различать
звуки одной и той же высоты, полученные
на разных инструментах.
Для характеристики тембра звучания инструментов важна частотная характеристика извлекаемых звуков. В технической документации на инструмент сведения о тембре не приводят. В музыкальной терминологии тембр описывают прилагательными. Принято характеризовать его четырьмя показателями: сочностью (для диапазона частот 200—800 Гц), бархатистостью (для диапазона частот 800—2500 Гц), яркостью (для диапазона частот 2500—2800 Гц) и резкостью (для диапазона частот 3000—6300 Гц).
На тембр
звучания оказывает влияние еще ряд факторов,
к которым относятся: атака, реверберация,
вибрато, унисон:
♦
атака — характеризует нарастание звука
и измеряется в миллисекундах. Время атаки
колеблется от 20 до 200 мс;
♦
реверберация создает у слушателя иллюзию
большого концертного зала с хорошей акустикой.
При этом звук приобретает некоторую певучесть
и длительность послезвучания;
♦
вибрато — электронное или механическое
устройство, позволяющее производить
искусственное периодическое изменение
спектра сигнала по амплитуде, частоте
или фазе; ♦ унисон — одновременное
звучание двух или нескольких звуков одной
и той же высоты, а также одинаковых звуков
в различных октавах. Наличие унисона
обогащает звучание, делая его более сочным,
густым и мягким.
Возможность
изменения тембра расширяет исполнительские
ресурсы инструмента.
Достигается изменение тембра путем изменения
спектрального состава звука за счет вариаций
амплитуды гармоник и их соотношения между
собой. Наибольшие возможности
изменения тембра имеют электромузыкальные
инструменты (ЭМИ). В ЭМИ имеются электронные
устройства — темброблоки, позволяющие
оперативно, т. е. во время игры, менять
окраску тембра. Управление темброблоками
осуществляется включением соответствующего
тумблера ("скрипка", "фагот"
и др.). Акустические (резонаторные
)инструменты имеют очень ограниченные
возможности изменения тембра; большинство
их вообще этой возможности не имеет.
Благодаря
наличию в ЭМИ блока эффектов или приставок
с эффектами (в электрогитарах) создаются
необычные звучания -— эффекты: вибрато,
бустер, вау-вау, дистошн, фаз, сустейн,
лесли и др.:
♦
бустер — придает
звуку трескучий характер за счет усиления
звука в первоначальный момент после щипка
струны или нажатия клавиш.
♦
вау-вау — имитация
квакания лягушки;
♦
дистошн (от
англ. "искривление", "искажение")
— по тембру звучания приближается к звучанию
кларнета, саксофона, виолончели;
♦ фаз (от
англ. "распушаться", "распыляться"),
при этом сигнал как бы распыляется на
большое число высокочастотных составляющих,
по своему звучанию близок К дистошн и
различается лишь опытными музыкантами;
♦ сустейн (от
англ. "поддерживать") — эффект, заключающийся
в поддержании незатухающих колебаний
и регулировании скорости затухания (длительности
звучания); ♦ лесли — эффект,
создающий легкое подвывание звука с определенной
периодичностью.
Громкость
звучания музыкального инструмента
— это субъективное восприятие силы
звука.
Резонаторные
(акустические) музыкальные
инструменты создают громкость до 80
дБ. При использовании в небольших помещениях
их громкость оказывается вполне достаточной.
Например, гитары, обладающие громкостью
до 20 дБ, могут озвучить площадь около
50 м2. При озвучивании с помощью акустических
инструментов больших помещений, концертных
залов, а также при концертировании на
открытом воздухе громкость может оказаться
недостаточной. В этом случае применяют
электрическое звукоусиление. Для этого
звук резонаторных инструментов преобразовывают
с помощью микрофона в электрические сигналы,
которые затем усиливаются до необходимой
мощности и воспроизводятся через акустическую
систему. В документации на акустические
инструменты громкость не указывается,
так как она является общеизвестной и
традиционно постоянной. Громкость
звучания ЭМИ зависит от характеристик
усилителя звуковой частоты и акустических
систем, к которым подключаются инструменты.
Громкость этих инструментов может варьироваться
в широких пределах от тончайшего пиано
до громоподобного форте-фортиссимо. Очень
часто музыканты, использующие эти инструменты,
играют на максимальной громкости в 120—130
дБ, травмирующей слух. Такая громкость
ничего общего с музыкой не имеет и свидетельствует
о низком художественном вкусе. Эргономические
свойства характеризуют
затраты психофизиологической энергии
музыканта при игре на инструменте. К основным
эргономическим свойствам МИ относятся:
легкость извлечения звуков, удобство
игры, возможность виртуозного исполнения,
удобство ношения и хранения. Физические усилия,
необходимые для извлечения звуков, различны
для инструментов с различным способом
звукообразования. Наибольшие усилия
затрачиваются при игре на духовых инструментах. Удобство
игры на инструменте зависит от размеров
инструмента и места расположения органов
управления, усилий, необходимых для приведения
органов управления в действие. Комфортабельность
игры на таких инструментах, как фортепиано,
аккордеон, определяется величиной статического
сопротивления клавиатуры, являющейся
одной из важнейших характеристик инструментов.
Оно зависит от массы деталей и жесткости
пружин. Физическая усталость оказывает
существенное влияние на качество исполнения.
Удобство игры определяют органолептически. Возможность
виртуозного исполнения неразрывно связана
с удобством игры, на что в значительной
мере повлияло появление ЭМИ. В этих инструментах
за счет использования электронных устройств
упрощается по сравнению с акустическими
инструментами техника исполнения таких
приемов, как: беглые пассажи, глиссандо,
выделение мелодии и ослабление аккомпанемента,
автоматическое исполнение ритма и др. Удобство
ношения и хрипения инструментов определяется
их массой, размерами, формой, а также наличием
футляра или чехла. Надежность
музыкальных инструментов определяется
их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью,
сохраняемостью и безопасностью пользования. Долговечность
музыкальных инструментов определяется
их физическим и моральным старением.
При правильной эксплуатации акустических
инструментов их долговечность исчисляется
десятками и сотнями лет, о чем свидетельствуют
скрипичные инструменты, изготовленные
итальянскими мастерами. Сохраняемость — свойство
музыкальных инструментов сохранять обусловленные
документацией показатели при хранении
и транспортировании. Инструменты должны
сохранять свои игровые свойства (легкость
извлечения звуков и изменения громкости
звучания), стабильность строя, стабильность
регулировки механизмов (клавишного и
др.), а также целостность и качество отделки
корпуса и отдельных деталей в условиях
хранения и транспортирования, оговоренных
в технической документации. Эстетические свойства
характеризуют информационную выразительность,
рациональность формы, целостность композиции
и совершенство производственного исполнения
музыкального инструмента. Все резонаторные
инструменты имеют традиционную форму
и отделку, обеспечивающие необходимые
функциональные свойства. Поэтому попытка
осовременить их эстетические характеристики
неизбежно привела бы к нарушению звучания
инструмента и в первую очередь тембра,
что совершенно недопустимо.
АССОРТИМЕНТ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Струнные
музыкальные инструменты. В
струнных музыкальных инструментах источником
звука является натянутая и закрепленная в двух
точках металлическая или жильная струна.
Применяя струны из разных материалов,
разной длины, толщины и разной силы натяжения,
можно добиться необходимой высоты звука. Привести
в возбуждение струну можно различными
способами: защипыванием ее пальцами или медиатором,
трением волоса смычка или ударом молоточка,
что дает основание выделить следующие
подгруппы инструментов: щипковые
(гитара, мандолина и др.), смычковые
(скрипка, виолончель и др.), клавишные
или ударно-клавишные (рояль, пианино).
Г
Итара
-самый популярный щипковый инструмент. Существуют следующие разновидности гитар: испанская, русская, гавайская. Классической считают испанскую
(южноевропейскую) шестиструнную гитару. По количеству струн гитары бывают: двенадцати-, шести-, семиструнные. Наибольшее распространение получили семи- и шестиструнные.
Корпус предназначен
для усиления звуковых
колебаний струн. Он имеет форму восьмерки
и состоит из плоскойверхней (1) и несколько
выпуклой нижней деки — дна (2). Деки соединяются
между собой двумя правой и левой обечайками
(9), концы которых изнутри крепятся к верхнему
(6) и нижнему (7) клецам. К обечайкам приклеивают
контробечайки (8), создающие необходимую
площадь для приклеивания дек. Обечайки,
контробечайки и клецы образуют рамку
корпуса. К внутренней поверхности дек,
в средней их части, приклеивают пружины
(17) — бруски различного сечения, служащие
для создания необходимого сопротивления
натяжению струн и равномерному распространению
звуковых колебаний. Резонаторное отверстие
(15) гитары имеет круглую форму, по размерам
несколько большую, чем у других щипковых
инструментов. Ниже резонаторного отверстия
(розетки) неподвижно приклеивают подставку
(12), которая имеет отверстия и кнопки для
закрепления струн (19). Гриф — важнейший
узел; от того, насколько правильно выбраны
его ширина, толщина и профиль овала, зависит
удобство игры. Гриф гитары (4) широкий,
его нижняя утолщенная часть называется
пяткой. В пятке просверливается отверстие
под соединительный винт. В верхней части
грифа находится деревянный или костяной
верхний порожек (11) с прорезями для струн.
Нижний порожек расположен на подставке
(12) для струн. Расстояние между верхним
и нижним порожками называется мензурой
гитары. Головка грифа имеет механизм
с колками (21) для закрепления струн.
Корпус
гитары изготавливают из березовой
или буковой фанеры, гриф делают
из древесины твердых пород — клена,
бука, березы; накладку на гриф — из груши,
черного дерева, бука; порожки — из граба,
пластмассы, кости; подставку — из бука,
клена, ореха, пластмассы; стрелку — из
бука, березы, клена; струны — стальные,
басовые — обматывают канителью. В больших
гитарах применяются капроновые струны.
Б
алалайка — старинный русский инструмент с резким, пронзительным тембром, используется для сольного исполнения и игры в оркестрах струнных инструментов. Корпус
балалайки имеет треугольную форму и состоит
из деки, задинки и дна склеенного из клепок.
Балалайки выпускают двух разновидностей: прима трехструнные, четырехструнные (с первой парной струной), шестиструнные (со всеми парными струнами) и оркестровые трехструнные — секунда, альт, бас, контрабас, различающиеся длиной мензуры.
Балалайки, как и мандолины, домры, имеют
множество одноименных с гитарами деталей
и узлов. Звуки извлекают
защипыванием пальцами, реже удара-. ми
медиатора. Медиатор представляет собой
особую плоскую пластинку овальной формы,
ее изготавливают из пластмассы или панциря
черепахи. Лучшими считаются черепаховые
медиаторы. Балалайки
специального и индивидуального изготовления
отличаются от обычного оркестрового
музыкального инструмента по силе звука
и тембровым особенностям, по внешней
отделке деталей и подбору пород древесины.