Научно – техническая информация. Другие виды профессионально – ориентированной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:14, контрольная работа

Описание

На мировом рынке информации - наряду с сектором деловой информации, массовой потребительской информации - четко определился сектор профессионально-ориентированной информации, представленный данными в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Он включает библиографическую, реферативную, справочную информацию, предоставляет услуги поиска и выдачи полнотекстовой информации через библиотеки и специализированные службы.

Содержание

Введение 2
1. Виды профессионально – ориентированной информации 2
2. Научно – техническая информация 2
Заключение 2
Список литературы 2

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Мировым информ. ресурсам.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Кафедра «Экономика, организация  производства, управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Мировые информационные ресурсы»

 

Тема 15: «Научно – техническая информация.

Другие виды профессионально  – ориентированной информации»

 

 

 

 

                                             Выполнила   

Студентка гр. З-12ФК-1

Дырявых Ю.С

Зачетная книжка № 12.0745

Проверил

к.э.н., доц. Демиденко А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2013 г.

Содержание

 

Введение

На мировом рынке информации - наряду с сектором деловой информации, массовой потребительской информации - четко определился сектор профессионально-ориентированной информации, представленный данными в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Он включает библиографическую, реферативную, справочную информацию, предоставляет услуги поиска и выдачи полнотекстовой информации через библиотеки и специализированные службы. 

Вместе с тем сами сотрудники библиотек и информационных служб признают, что сложившаяся система традиционных форм и видов информационного обслуживания уже не удовлетворяет потребности ученых и специалистов как в фундаментальных, так и прикладных областях науки, не привлекает существующих и новых потребителей - представителей новых экономических структур, малого и среднего бизнеса. Для этой категории потребителей специальная информация, наряду с деловой и коммерческой, представляет огромную важность. Успех бизнеса во многом зависит от знания определенной предметной области, т.е. специальной информации по областям деятельности; информации о других независимых производителях, возможных потребителях продукции, о поставщиках сырья, комплектующих и технологиях, о положении на товарных рынках и т.д.

Предоставление библиотеками и службами информации традиционных услуг в виде информационных изданий в печатной форме, баз данных по новым поступлениям на магнитных лентах, дискетах, компакт-дисках, ИРИ по печатным изданиям и базам данных, услуги диалогового доступа к удаленным БД не привлекают существующих и новых потребителей в силу ряда причин. Эти причины неоднократно обсуждались на научно-практических конференциях информационных работников, проводимых на самых различных уровнях и связаны с уменьшающейся полнотой охвата мировой научной литературы, особенно трудов научных конференций, ограниченностью прямого доступа к уже имеющимся БД по каналам связи, большими сроками выполнения заказов ученых и работников промышленных предприятий на получение копий первоисточников и другими обстоятельствами.

Новые возможности поиска информации, необходимой специалистам, предоставляет  Интернет. С начала 90-х гг. в США  и некоторых других странах он официально стал рассматриваться в  качестве основного канала доступа  к научно-технической информации самых широких кругов потребителей.

Некоторая часть этой информации может  быть получена бесплатно, но, по мнению специалистов, сектор профессионально-ориентированной  информации стал одним из первых, построенных  в Интернет на сугубо рыночных основах.

Следует отметить, что Интернет предоставляет специалистам возможность использовать целый ряд новых услуг, таких, как службы фильтрации информации, службы оповещения о новых   Web-страницах, электронные газеты и бюллетени, службы поиска по электронным каталогам, использование специальных консультационных систем для выполнения справок и консультаций.

Комплексность предоставления информации в Интернет, использование технологии гипертекста позволяют связывать  документы через систему ссылок, строить сами документы иерархически и переходить из одного фрагмента текста к другому. Его использование позволяет принципиально по-новому организовать информационную работу, так как оказание сложных информационных услуг упрощается на основе использования   Web-технологий.

 В нынешней ситуации специалистам важно оценить преимущества новых информационных услуг, предлагаемых Интернет, осознать тот факт, что информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры. И в связи с этим вновь возрастает роль профессионального информационного работника (сотрудника библиотеки, информационного брокера, менеджера по знаниям), основной задачей которых является ознакомление потребителей с имеющимися информационными ресурсами и их информационное обслуживание с использованием новых информационных технологий.

1. Виды профессионально – ориентированной информации

К тематической классификации информационных ресурсов прямое отношение имеет  одна из отраслей - информационный рынок. Он включает следующие основные секторы (табл. 1).

  • деловая информация;
  • информация для специалистов;
  • потребительская и развлекательная информация.

Таблица 1

Краткие сведения о типах  информационных ресурсов по отраслям

 

В сектор деловой информации входят следующие типы информации:

1. Биржевая и финансовая информация; поставляется биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями и содержит:

  • котировки акций и цены на биржевые товары, а также золото, драгметаллы, курсы валют, ставки различных финансовых инструментов;
  • справочную информацию по институтам финансового и фондового рынка;
  • аналитические обзоры инвестиционных возможностей и деловые новости.

2. Экономическая и демографическая статистическая информация; включает следующие данные:

  • первичная статистическая информация - экономическая, демографическая, социальная, собранная непосредственно на изучаемых объектах;
  • статистическая информация, подготовленная для проведения экономических исследований, прошедшая сортировку, выборку, группирование по определенным методикам, объединенная во временные ряды или загруженная в базы данных;
  • итоги экономических исследований, характеризующие текущее состояние исследуемого объекта, прогнозирующие возможные варианты его развития.

3. Коммерческая информация (справочная информация о предприятиях или организациях и их продуктах и услугах) охватывает предприятия, работающие в различных областях бизнеса, а также различные государственные и негосударственные организации и включает адресные данные, сведения об области и направлениях деятельности предприятий, основных продуктах и услугах, данные о финансовом состоянии (в том числе в виде полных отчетов компаний), коммерческих связях, сделках, контрактах и государственных заказах, а иногда коммерческие предложения.

4. Деловые новости - новости о деятельности компаний, о продуктах и услугах, а также о состоянии рынка. Возможны три варианта организации данных ИР:

  • интерактивный доступ к базе данных новостей;
  • подписка на новости, сгруппированные по секторам рынка, проблемам, группам пользователей;

- технология персонализированных газет: фильтрацию осуществляют службы доставки (delivery services), которые работают на платной основе. При распространении информации через Internet ее передают прямо в ящик электронной почты пользователя, аналог ИРИ (избирательного распределения информации).

В сектор информации для  специалистов входят следующие виды информации: 1. Научно-техническая информация, которая включает:

- первичные документы (первоисточники):

а) публикуемые первичные документы - книги (монографии, сборники, учебники, руководства, материалы конференций); периодические и продолжающиеся издания (журналы и научно-технические сборники); специальные виды НТИ (стандарты, описания изобретений, технические каталоги);

б) непубликуемые первичные документы - научно-технические отчеты (выпускаются по завершении этапа темы или в целом НИР); препринты (оттиски статьи, полученные типографским способом до ее официального опубликования); диссертации (неопубликованная монография, квалификационная работа, удостоверяющая право автора на присвоение ученой степени); депонированные рукописи (оформленная надлежащим образом рукопись, которая передана в соответствующий информационный центр и реферат которой размещен в соответствующем реферативном журнале);

- вторичные документы:

а) публикуемые документы - обзоры (сообщения и сборники сообщений, обобщающие достижения науки и техники); справочники (отраслевые энциклопедии, производственно-технологические справочники); экспресс-информация (бюллетени, включающие краткие переводы публикаций о важнейших достижениях, изобретениях и открытиях); сигнальная информация (быстрое оповещение потребителей о появлении потенциально интересных материалов); библиографические указатели (периодические издания, в компактной форме освещающие новинки книжно-журнальной продукции). Указатели обычно формируются в соответствии с определенным методом организации информационного массива - библиотечно / библиографическая классификация, универсальная десятичная классификация и др.; справочно-терминологические издания (словари алфавитно-цифровых кодов классификационных систем, словари дескрипторов - тезаурусы и др.), реферативные журналы;

б) непубликуемые вторичные документы - регистрационные карты НИР (РК -структурированный  документ, фиксирующий факт начала выполнения открытой темы НИР в любой области науки. Каждая РК содержит наименование темы, организации, реферат темы и передается на хранение в соответствующий центр НТИ, ответственный за регистрацию НИР); информационные карты (ИК) НИР - фиксируют завершение этапа НИР или темы в целом, которые по структуре и назначению аналогичны РК.

2. Другие виды профессионально-ориентированной информации, в том числе: - законодательная и юридическая, а именно: экономическое законодательство, таможенное законодательство, банковское законодательство, земельное законодательство, жилищное законодательство, международное право, региональные акты (штата, области, города),

  • медицинская (данные о медицинских учреждениях, лекарствах, болезнях, официальной и нетрадиционной медицине и пр.);
  • политико-политологическая, по бухгалтерскому делу, финансовому планированию и менеджменту (справочная информация, учебные курсы, деловые новости, библиографическая информация, полные тексты) и т.п.

Сектор потребительской  и развлекательной информации представлен ресурсами в следующих областях:

  • образование - справочники по вузам, обучающие программы, курсы, дистанционное образование;
  • музыка - интерактивные музыкальные энциклопедии, авторская песня, классическая музыка, тексты песен, нотные листы, музыкальные ансамбли, биографические данные о музыкантах;
  • музеи, галереи, художественные выставки - национальные музеи, специализированные музеи (кинематография, палеонтология), вернисажи, собрания полотен определенных авторов;
  • театр, фильмы и фотографии - фильмотеки, фотогалереи, видеорынок, голливудские хроники и скандалы, биографии актеров, энциклопедии кино, произведения и постановки данного режиссера, фильмы и спектакли с участием данного актера, кинофестивали, призы и премии;
  • спорт - футбольная и хоккейная статистика, календари игр, биографические сведения о спортсменах, чемпионаты и олимпиады, записи знаменитых матчей или игровых моментов, прямая трансляция матчей через Internet;

-развлечения - игры, танцы, юмор, анекдоты, ночные бары, рестораны (с указанием цен)., казино (в том числе виртуально, через Internet), варьете, развлечения для мужчин, женщин, детей и пр., поиск партнеров по хобби;

  • памятники архитектуры;
  • библиотеки.

Бытовая информация - погода; "полезная информация" (программы телевидения, коммунальные и региональные известия); туризм и путешествия (заказ авиабилетов, описания туров, резервирование мест, туристические компании и их услуги, аренда автомашин, отели и рестораны, обменные курсы валют, "шопинг" и развлечения); службы знакомств.

Относительно количественных характеристик  мировых информационных рынков можно  отметить следующее [1. База данных "Информатика 1987-1997".]:

  • годовой оборот информационных сервисов оценивается в 1-1,5 трлн долл.
  • ежедневный объем сделок на электронных биржах оценивается от 500 млрд до 1 трлн дол. (Российская фондовая биржа - РТС - до 100 млн дол.);
  • в мировой экономике 1995 г. электронный обмен данными использовали 400 тыс. фирм, из которых 50% - в США, 35% -в Западной Европе, 15% - в Японии и остальные - в Азии;
  • в секторе интерактивных услуг около 95% оборота обеспечивают службы экономической и профессиональной ориентации. Лидируют американские службы, чья доля в мировом объеме достигает 56% .
  • в Европе 75% БД принадлежат общественному сектору и лишь 25% - частному, в то время как в США это соотношение прямо противоположно.

Информация о работе Научно – техническая информация. Другие виды профессионально – ориентированной информации