Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 11:05, реферат
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что во второй половине XX века происходит выдвижение информации на лидирующее место в жизни человека. Информация все больше становится мерилом всех сфер человеческого общества, в том числе и национальной культуры той или иной страны. Это приводит, с одной стороны, к огромной потребности в знаниях для общества в целом, с другой стороны - к развитию и созданию средств для удовлетворения личностных потребностей отдельного человека.
Введение 3
1. Основные понятия и определения 5
2. Человек и информационное общество 10
3. Информационные технологии 21 века: на пороге революции 17
Заключение 23
Литература 26
Введение
Появление новых информационных систем и информационных технологий во второй половине 20-го века является информационной революцией в собственном смысле слова. По своей информационной насыщенности, по темпу, по глобальности в истории человечества нет аналогов этому процессу.
Как и любые технологии, информационные технологии не нейтральны. Последствия их применения зависят от ценностных установок и политических решений. Например, многие приложения информационных технологий основаны на идее повышения производительности труда на отдельных рабочих местах. Такой подход является причиной частых неудач, т.к. он не учитывает, что проблемы применения информационных технологий имеют социальную, а не техническую природу. Дело заключается в том, что для развития материального производства необходимо применять новые информационные технологии, обеспечивающие прирост знаний, эффективное их приращение, распространение новых образцов научно-технической информации. Раньше все это достигалось с помощью речи, письма, телефона, телевидения и т.д.
Поэтому краеугольным камнем при построении информационного общества должны быть социальная приемлемость и социальная поддержка, соответствие нуждам людей. С этой точки зрения информационное общество должно стать почвой для развития эмансипации и укрепления позиций самых разных членов общества.
Информационные технологии распространяются от развитых стран к развивающимся, охватывая все новые культуры, сильно отличающиеся от тех, в которых эти технологии зародились. Внутри этих культур "автоматизация" и "компьютеризация" воспринимаются по-разному, и часто с понятным опасением, ибо они неизбежно влияют на жизнь индивидуумов и сообществ, а это влияние не всегда понятно и желательно. Для того, чтобы предотвратить дегуманизацию информационного общества, необходимо четко представлять себе возможные побочные эффекты от повсеместного внедрения информационных технологий - такие, как нарушение приватности или конфиденциальности, утрата работы или квалификации, компьютерные преступления или техно-стресс и т.п.
Появление новых информационных технологий приводит не только к тому, что человек начинает овладевать новыми колоссальными объемами информации, но и к тому, что новые информационные технологии коренным образом меняют социальный, культурный порядок развития. Современные технологии, биотехнологии, атомные технологии, технологии безотходного производства и т.д. невозможно применять без компьютеризированных информационных систем, они являются как бы осевым принципом, вокруг которого формируется новая научно-технологическая рациональность, общество, основанное на знании.
Новые информационные технологии играют порождающую роль для социальных, культурных, гносеологических форм. Они оказывают все возрастающее влияние на формирование личности, семьи, образа жизни. Они изменяют сферу образования и, в свою очередь, образование должно стать той структурой, в которой формируется сознание будущих поколений, живущих в информационном обществе.
Но, как бы то ни было, информационная революция очень быстро меняет мир. Эти изменения неизбежны и чрезвычайно масштабны, а их скорость растет экспоненциально. Помимо серьезнейших экономических последствий информационная революция приносит с собой и не менее серьезные преимущества, некоторые из которых уже оценены людьми в разных странах.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что во второй половине XX века происходит выдвижение информации на лидирующее место в жизни человека. Информация все больше становится мерилом всех сфер человеческого общества, в том числе и национальной культуры той или иной страны. Это приводит, с одной стороны, к огромной потребности в знаниях для общества в целом, с другой стороны - к развитию и созданию средств для удовлетворения личностных потребностей отдельного человека.
Сегодня стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Поэтому слово "информация" приобрело поистине магическое значение, а современные информационные технологии являются подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, преумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники XX века.
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным.
До середины XIX века, когда доминирующими были процессы сбора и накопления информации, основу информационной техники составляли перо, чернильница и бумага. Коммуникация (связь) осуществлялась путем направления пакетов (депеш). На смену “ручной” информационной технике в конце XIX века пришла “механическая” (пишущая машинка, телефон, телеграф и др.), что послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации. Понадобилось еще много лет, чтобы перейти от запоминания и передачи информации к ее переработке. Это стало возможно с появлением во второй половине нашего столетия такой информационной техники, как электронные вычислительные машины, положившие начало “компьютерной технологии”.
Древние греки считали, что технология (techne — мастерство, умение + logos — учение) — это мастерство (искусство) делать вещи. Более ёмкое определение это понятие приобрело в процессе индустриализации общества.
Технология — это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов. В широком смысле слово технология - это способ освоения человеком материального мира с помощью социально организованной деятельности, которая включает три компоненты: информационную (научные принципы и обоснование), материальную (орудие работы) и социальную (специалисты, имеющие профессиональные навыки). Эта триада составляет сущность современного понимания понятия технологии.
Технологиям
управляемых процессов
Понятие информационной технологии появилось с возникновением информационного общества, основой социальной динамики в котором являются не традиционные материальные, а информационные ресурсы: знания, наука, организационные факторы, интеллектуальные способности, инициатива, творчество и т.д.
Информационная технология — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Из всех видов технологий информационная технология сферы управления предъявляет самые высокие требования к “человеческому фактору”, оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений. В отличие от любой другой инженерной технологии, информационная технология позволяет интегрировать различные виды технологий, а информация, которую она обрабатывает в различных сферах деятельности, синтезируется для накопления опыта и внедрения в практику в соответствии с общественными потребностями.
Информационные технологии имеют различные уровни представления:
концептуальное представление. На этом уровне определяется среда обитания объекта, целевые задачи, базовые принципы и средства реализации информационных технологий. Здесь же определяется вид структурной организации управления: децентрализованное, централизованное или иерархическое;
описание информационных потоков. Определяются объемы, периодичность получения, необходимость накопления, пути перемещения, места обработки, хранения и накопления информации;
описание методов получения, обработки и распространения информации;
описание инструментальных средств (универсальных и специальных).
В связи с применением новой информационной технологии, основанной на использовании средств связи, компьютеров, широко используется понятие “информационная система”. При этом термин “система” употребляется в основном в двух смыслах:
система как некоторое свойство, состоящее в рациональном сочетании и упорядоченности всех элементов определенного объема во времени и пространстве так, что каждый из них содействует успеху деятельности всего объекта. С такой трактовкой связано понимание координации и синхронизации действий персонала управления, объединенных с целью достижения поставленных целей:
система как объект, обладающий достаточно сложной, определенным образом упорядоченной внутренней структурой (например, производственный процесс).
В общем виде понятие “система” охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое в интересах достижения поставленных целей.
"Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы".1
Информационная
система создается для
Цель создания и широкого распространения информационных технологий - решение проблемы интеллектуального развития информатизации общества и всей жизнедеятельности в стране.
Информатизация общества - повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности. Это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты в единое целое. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, хранения, распространения информации и особенно знаний. Результатом этого как раз и является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные изменения не только в сфере производственных структур и технологий, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений, в культуре, в духовной жизни и быту.
Полагается, что широкомасштабное внедрение новых информационных технологий повысит результативность решений, принимаемых на всех уровнях управления. Это обеспечит, в свою очередь, не только рост экономических показателей, развития народного хозяйства, но и получение качественных научных достижений в фундаментальных и прикладных науках, направленных на развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, защиту окружающей среды. Успех возможен при наличии целенаправленной и долговременной программы создания информационной инфраструктуры.
Информационное общество — это общество, в котором информация приобретает новое значение, фактор знания и сфера знания играют определяющую роль в общественном развитии, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Общество определяется как информационное, поскольку объем, течение и значение информации в нем существенно возрастают, что приводит к децентрализации и дестандартизации, информация становится основанием и непременным условием любого взаимодействия.
Информация о работе Новые информационные системы и технологии