Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:19, доклад
Вопросы защиты информационных ресурсов самым тесным образом связаны не только с решением научно-технических проблем, но и с вопросами правового регулирования отношений в процесс с информатизации. Необходимость организационно-правового обеспечения защиты информации вытекает из факта признания за информацией статуса товара, продукта общественного производства, установления в законодательном порядке права собственности на информацию.
Особо важное значение имеет проблема подписи при передаче сообщений по телекоммуникационным сетям. При этом потенциально возможными являются следующие злонамеренные действия: отказ, когда абонент-отправитель по прошествии времени отказывается от переданного сообщения; фальсификация, когда абонент-получатель подделывает сообщение; изменение когда абонент-получатель вносит изменения в сообщение; маскировка, когда абонент-отправитель маскируется под другого абонента. В этих условиях обеспечение защиты каждой из сторон, участвующих в обмене, осуществляется с помощью ведения специальных протоколов. Для верификации сообщения протокол должен содержать следующие обязательные положения:
Юридические аспекты. Правовое обеспечение защиты информации охватывает отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации, при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, при защите прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Основой построения концепции правового обеспечения является подразделение всех информационных ресурсов на категории открытого и ограниченного доступа, причем информация ограниченного доступа по условиям ее правового режима в свою очередь подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.
В системе правового обеспечения
безопасности информации вид-нос место
занимает правоохранительное законодательство,
включающее нормы об ответственности
за нарушения в области
В целях комплексного подхода к формированию законодательства по проблемам информации и информатизации в России в апреле 1992 г. была утверждена "Программа подготовки законодательного и нормативного обеспечения работ в области информатизации". В соответствии с этой Программой была намечена разработка базового Закона Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", а также специальных законов "О государственной тайне", "О коммерческой тайне", "Об ответственности за злоупотребления при работе с информацией" и др.
Базовый Закон "Об информации, информатизации и защите информации" занимает центральное место во всей системе правового обеспечения безопасности информации. Закон впервые в законодательной практике Росс ни.
определяет обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации, основные направления государственной политики в этой сфере;
закрепляет права граждан, организаций, государства на информацию;
устанавливает правовой режим информационных ресурсов на основе применения в этой области порядка документирования, права собственности на документы и массивы документов к информационных системах, деления информации по признаку доступа на открытую и с ограниченным доступом порядка правовой зашиты информации;
развивает правовой режим признания за документами, полученными из автоматизированной информационной системы, юридической силы, в том числе на основе подтверждения электронной цифровой подписью;
определяет информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности;
устанавливает основные
права и обязанности
разграничивает права собственности и права авторства на информационные системы, технологии и средства их обеспечения;
устанавливает правила и общие требования ответственности за нарушение норм законодательства в области информатизации и защиты информации в системах ее обработки гарантии субъектов в процессе реализации права на информацию, гарантии безопасности в области информатизации.
В Законе предусмотрена специальная глава, посвященная защите информации. В этой главе устанавливается, что защите подлежит вся документированная информация, обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу. Режим защиты устанавливается:
в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
в отношении конфиденциальной документированной информации собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего закона;
в отношении персональных данных - отдельным федеральным законом.
На официальном уровне государственная система защиты информации в России была сформирована в 1973 г. в рамках действия государственной комиссии СССР по противодействию иностранным техническим разведкам. Начиная с 1992 г., проблемы информационной безопасности в новых экономических и правовых условиях вышли из круга оборонной тематики и обусловили тем самым создание в общегосударственном масштабе более совершенной системы информационной безопасности. Создание такой системы, прежде всего, потребовало разработать необходимую нормативно-правовую базу: Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, Доктрину информационной безопасности Российской Федерации и ряд других документов.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
Указом Президента от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Стратегия) до 2020 года.
В связи с этим признана утратившей силу прежняя Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная в декабре 1997 г. и модифицированная в январе 2000 г.
Стратегия национальной безопасности - это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в экономической, политической, социальной, международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной, экологической сферах, а также в сфере науки и образования.
Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных нрав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности нашей страны.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере проявляются в стремлении ряда стран к доминированию в мировом пространстве, вытеснению с внешнего и внутреннего информационного рынка; в разработке рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; в нарушении нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов путем получения несанкционированного доступа к ним.
В ходе реализации настоящей Стратегии
угрозы информационной безопасности предотвращаются
за счет совершенствования безопасности
функционирования информационных и телекоммуникационных
систем критически важных объектов
инфраструктуры и объектов повышенной
опасности в Российской Федерации, повышения
уровня защищенности корпоративных и
индивидуальных информационных систем,
создания единой системы информационно-
Важнейшими задачами в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
- реализация конституционных
- совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
- противодействие угрозе
Для этого России потребуется:
- преодолеть технологическое отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций и связи, определяющих состояние национальной безопасности;
- разработать и внедрить
технологии информационной
- обеспечить условия для
гармонизации национальной
Реализация Стратегии
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
Доктрина информационной безопасности РФ (Доктрина) утверждена Указом № 1895 Президента РФ от 9 сентября 2000 г. Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности и служит основой для:
- формирования государственной
политики в области
- подготовки предложений по
совершенствованию правового,
- разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
1. Информационная безопасность
РФ (виды и источники угроз
ИБ РФ, состояние ИБ РФ и
основные задачи по ее
2. Методы обеспечения ИБ РФ
(особенности обеспечения ИБ
3. Основные положения
4. Организационная основа
2.3. Закон «О государственной тайне»
В основу законов, позволяющих отнести информацию к тому или иному разряду тайн, положены принципы информационного суверенитета и международные правила. Регулирование отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием и рассекречиванием в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законом «О государственной тайне» [19].
Основные понятия
Государственная тайна — защищаемые государственные сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отражение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.
Информация о работе Организационно-правовое обеспечение защиты информации