Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:13, контрольная работа
В этом разделе разберём понятие ТЕРМИНОЛОГИЯ ИНФОРМАТИКИ, куда входят основные понятия и определения информатики. Раскрываются фундаментальные понятия информации, данных, знаний, информатики, информационной технологии, информационного ресурса. Даются классификация и краткое пояснение автоматизированных информационных систем как объекта изучения информатики. Анализируется информационный ресурс в качестве предмета информатики.
Основные понятия и определения информатики 3
Информация 3
Классы вычислительных машин. 5
Объект информатики 10
Классификация 10
Классификация АИС по классу 10
Классификация АИС по применению 11
Информационные технологии 12
Основные понятия и определения информатики 15
Информатизация общества 15
Предмет информатики 17
Следует выделить ИТ и АИС, с помощью которых регулируются микросоциальные процессы. Это ИТ и АИС денежно-кассовых операций, распределения мест на транспорте, в гостиницах, метеорологической информации и т. п. Они также относятся к объекту информатики.
Информационные технологии
Это машинизированные способы обработки, хранения, передачи и использования информации в виде знаний. Они включают два основных элемента — машинный и человеческий (социальный), причем последний выступает главным. Подчеркнем, что объектом информатики выступают не сами по себе ЭВМ как программно-технические комплексы, а ИТ, воплощением которых служат компьютеризированные, или человеко-машинные, точнее, социотехнические системы. В отличие от производственных, энергопреобразующих ИТ (объект информатики) относятся к социальным, знаниепреобразующим технологиям.
Понятие технологии вообще включает комплекс научных и инженерных знаний, воплощенных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способов их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям, стандартам. В таком понимании термин технология неразрывно связан с машинизацией производственного или непроизводственного (социального) процесса. Последнее важно подчеркнуть для обозначения точных исторических границ информатики: информатики не могло быть в домашинный период обработки и представления знаний, когда не было ИТ. Переработка информации с помощью ЭВМ и выработка новых знаний, соотнесенных с целями пользователей, — функциональное назначение ИТ.
Если информация — категория всеобщая, присущая всем историческим периодам, то информатика — категория конкретно-историческая, присущая лишь современному и будущим историческим периодам. Ранее, когда не было ИТ, т.е. не было объекта информатики, информация перерабатывалась не машинными, рутинными способами. На базе ЭВМ рождаются ИС, реализующие специальные технологии сбора, переработки, передачи и применения информации, т.е. рождается объект информатики, что является основным содержанием современной научно-технической революции.
В будущем возникнут (и уже возникают) сложнейшие проблемы взаимодействия искусственного интеллекта(ИИ) в виде сверхсложных вычислительных сетей пятого поколения с такими элементами, как суперЭВМ, актуализируемые базы знаний. персональные компьютеры (ПК), новейшие локальные и
Телекоммуникационные системы, и сложившегося естественного социального интеллекта, промышленных роботов массового применения и естественной рабочей силы. Это рождает сверхсложные социальные технологии.
Таким образом, объект информатики охватывает все элементы ИТ:
1. технические средства,
2. математическое,
3. алгоритмическое,
4. программное,
5. лингвистическое обеспечение,
Средство связи во взаимодействии с людьми, резко усложняется. Особенно сложные инженерные проблемы информатики возникают применительно к телемеханическим системам в виде «безлюдных» производств и технологий, в которых интегрированы организационные человеко-компьютерные системы, робототехнические комплексы и новейшие средства связи. Это уже информдинамические объекты — новые исторические феномены — с заложенными в них творческими системами (Creatlve Systems), в процессе создания и эксплуатации которых мы попадаем в исключительную зависимость от теории, — нового комплекса знаний и нового мышления.
Один и тот же объект может изучаться различными науками. Объект познания — это некий фрагмент реального мира, а его предмет — это выбранная это выбранная для исследования методами данной науки сторона, грань, аспект объекта.
Информатизация общества
В части материально-технической базы, математического и программного обеспечения ИТ изучается различными науками: кибернетикой, системотехникой, теорией информации, а в части формирования функциональных подсистем — различными общественными науками: экономикой, правоведением, психологией. В формировании ИТ участвуют и науки, относящиеся к той или иной автоматизируемой области: медицина, когда речь идет о внедрении ЭВМ в здравоохранение; педагогика (компьютеризация учебного процесса); военные науки (использование ЭВМ в военном деле), экономика и т.д. Каждая из указанных наук рассматривает компьютеризацию со своей стороны, прилагает к ней свои законы и принципы.
А какую сторону рассматриваемого объекта выбирает информатика, делая её своим предметом? Она выбирает содержательную, смысловую сторону создания и функционирования информационных систем и технологий, связанную с их сущностью, социальной отдачей, полезностью, местом в общественных системах, историческим значением как фактора радикального прогресса и выхода общества на качественно новые исторические рубежи.
Переход к ИТ как технической базе автоматизированных информационно-управляющих систем обнажил и до крайности обострил проблемы, относящиеся ко всему технологическому циклу сбора, переработки и применения информации в планово-управленческих, познавательных и других процессах, выдвинул на первый план общие проблемы содержания информационных процессов и значения ИТ. Говорить о воздействии науки на что-либо вне информационного процесса бессмысленно. Научная идея должна превратиться в информацию, т.е. быть закодированной, переданной по каналу связи, принятой адресатом, чтобы ее можно было применить на практике. Чем больше потенциал знаний, тем важнее задача развития информационно-коммуникативных сфер народного хозяйства.
Знания должны определенным образом:
- фиксироваться;
- трансформироваться;
- распределяться;
- приниматься;
- перерабатываться.
Информационные технологии и выступили новым средством превращения знаний в информационный ресурс (ИР) общества, его новым движущим фактором, стали средством его эффективного использования. Информационный ресурс стал основным ресурсом человечества, главной ценностью современной цивилизации. Но возникли и сложные проблемы, относящиеся к роли, механизму функционирования, социальным последствиям использования ИР. Для их решения и появилась новая наука — информатика.
Предметом информатики как новой фундаментальной науки выступает ИР — его сущность, законы функционирования, механизмы взаимодействия с другими ресурсами общества и воздействия на социальный прогресс. Переход на уровень ИР в его содержательной трактовке означает переход к изучению внутренних связей и закономерностей социальной динамики, основанной на использовании ИТ.
Информатика как наука о законах получения, передачи и использования ИР в общественной практике подводит теоретический фундамент под использование ЭВМ и автоматизированных систем, которые и предназначены для усиления информационных процессов в обществе, использования ИР. Речь идет прежде всего о специальных ИР, основанных на компьютерной технике и реализующих ИТ, т.е. инженерную обработку знаний (Knowledge Engineering).
Т. е., предметом информатики является информационный ресурс как симбиоз знания и информации. Он выступает в качестве предмета новой науки и с содержательной, и с формально-математической, и с технической стороны.
Необходимо разграничивать предмет информатики как фундаментальной науки, ее объект и инструментарий: основанные на ЭВМ вычислительные системы, про- граммы, сети связи и т. д. Конечно, практическая необходимость в информатике возникла в связи с использованием ЭВМ. Но, «оттолкнувшись от ЭВМ», информатика во главу угла ставит новые понятия — ИР и его социальную полезность, отдачу. Поэтому по аналогии с термодинамикой информатику можно назвать информ-динамикой — наукой о развитии социальных систем под воздействием ИР (семантической информации).
Информатика делится на две части: теоретическую и прикладную. Теоретическая информатика рассматривает все аспекты разработки автоматизированных информационных систем: их проектирования, создания и использования не только с формально-технической, но и содержательной стороны, а также комплекс экономического, политического и культурного воздействия на социальную динамику. В орбиту анализа теоретической информатики попадают и традиционные системы преобразования информации и распространения знаний: средства и системы массовой информации, система лекционной пропаганды, кино, театры, справочные службы и т.д. Но теоретическая информатика рассматривает их с определенной стороны — с позиций получения и использования ИР, форм и способов воздействия указанных систем на общественный прогресс, возможной их технологизации.
Теоретическая информатика изучает ИР, законы его функционирования и использования как движущей силы социального прогресса, а также общие, фундаментальные проблемы ИТ как исторического феномена, выводящего общество на новую ступень развития.
Теоретическая информатика изучает общие свойства, присущие всем многочисленным разновидностям конкретных ИТ, процессов и сред их протекания. Всем им характерны такие понятия, как носители информации, каналы связи, информационные контуры, сигналы, прямые и обратные связи, данные, сведения и т.д. Все они описываются такими характеристиками, как надежность, эффективность, релевантность, достоверность, информационный шум, избыточность и др. Все они делятся на различные фазы и подпроцессы: прием, кодирование, передача, декодирование, хранение, извлечение, отображение информации.
Решающее значение для рождения теоретической информатики имеет появление ИТ высшего уровня, основанных на искусственном интеллекте (ИИ).
Задание №1 среда, 30 января 2013 г.
Информация о работе Основные понятия и определения информатики и математики