Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:23, реферат
Появление и начальное становление информатики как науки относится ко второй половине прошлого века. Область интересов информатики — это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вы числительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики.
1.1. Информатика как наука: предмет и понятие
Появление
и начальное становление
Термин «информатика» (в том смысле как он применен в первом абзаце) в отечественной литературе используется сравнительно недавно, к тому же его толкование до настоящего времени еще нельзя считать установившимся и общепринятым. Терминологические и понятийные трудности, связанные с сущностью самого понятия «информатика» (равно как и производных понятий) не преодолены до сих пор.
Касаясь вопроса об объекте и предмете науки информатики, в общегносеологическом плане противопоставление объекта и предмета науки является относительным. И все же представление о различии понятий «объект науки» и «предмет науки» важно для установления существа любой науки.
Объект
— это область
Ветвь информатики, обслуживающая проблемы средней школы, получила название школьной информатики. Программное (или математическое) обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы, включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения таких систем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников, учителей и работников аппарата управления органами просвещения.
Программное
(или математическое) обеспечение
школьной информатики поддерживает информационную,
управляющую и обучающую системы средней
школы, включает в себя программистские
средства для проектирования и сопровождения
таких систем, а также средства общения
с ними, ориентированные на школьников,
учителей и работников аппарата управления
органами просвещения. В области технического
обеспечения школьная информатика имеет
своей целью экономически обосновать
выбор технических средств для сопровождения
учебно-воспитательного процесса школы.
Учебно-методическое обеспечение школьной
информатики состоит в разработке учебных
программ, методических пособий, учебников
по школьному курсу информатики, а также
по всем школьным предметам, которые могут
испытывать методологическое влияние
информатики, и по курсам, при преподавании
которых планируется использование средств
информатики.
Младший
школьный возраст наиболее благоприятен
для развития таких важных для
всей последующей учебы и жизни
школьника психических
Внедрение
курса информатики в начальные
классы предполагает изменение подходов
к обучению в целом. Для учета
потенциальной возможности
Информатика в младших классах преподается в основном в тех школах, где есть лицейные или гимназические классы. Эти школы, как правило, имеют компьютерные классы, оснащенные современной вычислительной техникой. В соответствии с утверждением классиков марксизма-ленинизма, что бытие определяет сознание, обучение информатике в таких школах носит явно "машинный" характер, т.е. достаточно большое количество времени дети проводят за компьютерами, в обучении активно используются развивающие интеллектуальные среды.
Использование
компьютеров в обучении школьников
младших классов может привести
к дезориентации ребенка в
окружающей действительности, срыву
процессов ассимиляции в
В связи с высокой долей использования компьютеров в учебном процессе вопрос о разработке методик обучения информатике в младших классах, компенсирующих негативные последствия работы с компьютером, встает особенно остро. Применяемые в младшей школе методы и формы обучения должны учитывать особенности психического, физического и умственного развития школьников 1—4-х классов. Так на уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:
Необходимость построения эффективного обучения с учетом социального состава населения и соответственно уровня информатизации региона породило такую форму обучения, как информационные минутки. Необходимость развития психической коммуникабельности вводит в урок такую форму обучения, как диалог: диалог "ученик — ученик", "ученик — учитель". успешность формирования любых знаний зависит прежде всего от желания учащихся получить эти знания. Процесс формирования мотивов учения напрямую связан с формами обучения. В психологии доказано, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
В процессе обучения необходимо включить «Информационную минутку».
Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе можно вводить во втором классе, начиная с самых первых занятий. Активное участие в подготовке и проведении информационных минуток должны принимать сами дети: "ученики делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах и информатике". Эффективность такого подхода к подготовке и проведению минуток во многом определяется социальным составом населения и соответствующим уровнем информатизации региона (особо остро этот вопрос встает в малых городах и сельских районах). Эти объективные обстоятельства накладывают определенные требования к подготовке учителя к уроку информационной культуры. Творчески работающий педагог не пойдет по пути наименьшего сопротивления, он будет учить детей "добывать" новую информацию. По ходу проведения информационных минуток необходимо, по возможности, показать источник информации (газету, журнал и т.п.), из которого учитель дочерпнул интересные сведения, иллюстрации в нем, зачитать фрагменты. Это позволит усилить значимость уроков информационной культуры, будет способствовать воспитанию у детей самоуважения, создаст дополнительную мотивацию.
Еще одним видом обучения является – игра.
Игра
должна постоянно пополнять знания,
быть средством всестороннего
Познание
мира в дидактических играх
Необходимо указать еще одну важную роль познавательных игр, превращающую их в орудие воспитания. Они всегда ведутся по определенным правилам. В игре учащиеся должны мобилизовать свои знания, обращаться к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащать себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.
Дидактические игры предполагают определенную заранее цель, план и общие для всех участников правила. Игры эти должны помогать не только лучше усваивать учебный материал, но и углублять представления по различным вопросам, полученным в ходе учебы, расширять кругозор, обогащать новыми сведениями.
Для изучения информатике можно использовать следующие способы обучения:
Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами
Обучение информатике, совместное с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, “Окружающий мир”, в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании помещать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. приложение).
Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета “Информатика” в рамках одного урока без деления на группы
В этом
случае необходимо учитывать наличие
компьютеров в начальной школе
(например, компьютер учителя или
3 — 7 компьютеров в классе), электронных
средств обучения и готовность учителей
начальной школы к
При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов — с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.
Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как “электронная доска”.
Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
При выборе
школой формы обучения информатике
с компьютерной поддержкой с использованием
компьютерного кабинета школы (12 мест)
рекомендуется привлекать к проведению
урока информатики (1 чай) учителя
информатики школы для
Кабинет информатики организуется как учебно-воспитательное подразделение младшей, средней общеобразовательной и профессионально-технической школы, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных и внеклассных занятий по курсу «ИНФОРМАТИКА».Материально – техническая база играет одну из самых главных ролей в изучении информатики. Учитель в основных случаях для эффективности обучения опирается на нее.
Информация о работе Особенности преподавания информатике в начальной школе