Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:56, реферат
В настоящее время сформирован комплекс федеральных законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, включая указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты исполнительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов. Несмотря на обилие правовых актов, значительная часть проблем правового регулирования информационных отношений еще остается нерешенной.
Комплексный характер отношений в сфере информации и информатизации, частично или полностью регулируемых смежными отраслями (конституционным, гражданским, административным, уголовным, процессуальным и др.), существенно осложняет определение границ информационного законодательства
Введение…………………………………………………………………………..3
Основные направления развития законодательства
в сфере информации и информатизации…………………………………..5
Основные направления развития законодательства
в сфере информации и информатизации………………………...7
Заключение……………………………………………………………………… 11
Литература……………………………………………………………………….12
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Уральская государственная юридическая
академия
Институт юстиции
Кафедра информационного права.
«Перспективы развития информационного
законодательства.»
Студента 319 группы ИЮ
Проверил: профессор Кузнецов П.У.
Екатеринбург
2012 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение:
В моей работе я
постараюсь выяснить дальнейшие перспективы
информационного права, его пути развития так, как
За прошедшие пятнадцать лет, и в особенности
в последнее десятилетие, отмечалось бурное
развитие законодательства в информационной
сфере. В настоящее время сформирован
комплекс федеральных законодательных
и подзаконных нормативно-правовых актов,
нормативно-правовых актов субъектов
Российской Федерации, включая указы Президента
Российской Федерации, постановления
Правительства Российской Федерации,
правовые акты исполнительных органов
власти Российской Федерации и ее субъектов.
Несмотря на обилие правовых актов, значительная
часть проблем правового регулирования
информационных отношений еще остается
нерешенной.
Комплексный характер отношений в сфере
информации и информатизации, частично
или полностью регулируемых смежными
отраслями (конституционным, гражданским,
административным, уголовным, процессуальным
и др.), существенно осложняет определение
границ информационного законодательства 1. При слишком расширенном подходе
к определению информационной сферы и
включении в нее смежных областей делает
ее правовое регулирование практически
безбрежным. При этом искусственное сужение
рассматриваемой сферы повлечет отсутствие
единого концептуального подхода, рассогласование
правового регулирования, неувязке правовых
терминов, что не позволяет сформировать
качественную цельную систему правового
регулирования 2. В качестве способа решения
указанной проблемы целесообразно разделить
направления правового регулирования
информации на два блока. В первый блок
следует включить вопросы, которые составляют
ядро сферы информации, правовое регулирование
которых в основном не выходит за ее рамки.
Ко второму блоку должны быть им отнесены
вопросы, которые составляют предмет регулирования
иных сфер, но имеющие принципиальное
значение и для правового регулирования
сферы информации и информатизации. Например,
криминализация противоправных деяний
в информационной сфере является предметом
уголовного законодательства, однако
имеет принципиальное значение для обеспечения
соблюдения информационного законодательства. Таким образом, цель моей работы
заключается в том, чтобы выяснить перспективы
развития информационного законодательства.
В соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе
и структуре федеральных
Одним из документов, направленных на
выработку согласованной государственной
политики в сфере информационного законодательства,
является утвержденная 9 сентября 2000 г.
Президентом Российской Федерации В.В.
Путиным Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации 3. В ее развитие был разработан
документ рекомендательного характера
под названием "Основные направления
нормативно-правового обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации",
одобренный на заседании Межведомственной
комиссии Совета Безопасности Российской
Федерации по информационной безопасности
(решение № 5.4 от 27 ноября 2001 г.) . Указанный
документ определял первоочередные меры
по совершенствованию нормативного правового
обеспечения информационной безопасности
по пяти основным направлениям.
1. Основные направления
развития законодательства
в сфере информации и информатизации
В связи с
интенсивным развитием
В настоящее время на рассмотрении в Государственной
Думе Федерального Собрания Российской
Федерации находится прошедший первое
чтение проект Федерального закона №
217354-4 "Об информации, информационных
технологиях и защите информации", который
позволит приблизить российское законодательство
к международной практике регулирования
информационных отношений, установить
правила и перечень способов защиты публичных
и гражданских прав на информацию, законодательно
закрепить принципы использования информационно-
Предусматривается, что в результате принятия
указанного законопроекта утратят силу:
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №
24-ФЗ "Об информации, информатизации
и защите информации", Федеральный закон
от 4 июня 1996 г. № 85-ФЗ "Об участии в международном
информационном обмене", Указ Президента
Российской Федерации от 6 марта 1997 г. №
188 "Об утверждении Перечня сведений
конфиденциального характера" и другие
нормативные правовые акты 4.
Кроме того, будут
внесены изменения в
В связи с принятием Федерального закона
"Об информации, информационных технологиях
и защите информации" предполагается
также принятие федеральных законов "Об
обеспечении доступа к информации о деятельности
органов государственной власти и органов
местного самоуправления", "О персональных
данных", "О служебной тайне" и
иных соответствующих нормативных правовых
актов.
2. Основные направления
развития законодательства
Российской Федерации о средствах массовой
информации.
Несмотря на
происходившее начиная с 1990 г. бурное
развитие информационного права
Российской Федерации, законодательство
о средствах массовой информации в последние 15 лет развивалось
сравнительно медленно. Правовую основу
деятельности средств массовой информации
составляют сейчас ряд федеральных законов,
соответствующих законодательных актов
субъектов Российской Федерации, а также
указы Президента Российской Федерации,
постановления Правительства Российской
Федерации, нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти,
иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации.
Правовая база регулирования отношений
в сфере средств массовой информации на
федеральном уровне представляет собой
отрывочный набор нормативных правовых
актов, не обеспечивающих весь комплекс
потребностей в правовом регулировании
этой сферы правоотношений 5. С одной стороны, значительное
число проблем осталось нерешенным. С
другой стороны, требуется существенная
корректировка уже принятых законодательных
актов, что подтверждается значительным
количеством законодательных и иных нормативно-правовых
актов в информационной сфере, принятых
субъектами Российской Федерации, в том
числе в целях компенсации пробелов в
федеральном законодательстве 6.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 "О средствах массовой информации" является базовым для указанной сферы. Общепризнанно, что указанный закон требует существенной корректировки и приведения его в соответствие с действующим законодательством, и в первую очередь с Гражданским кодексом Российской Федерации. Об этом свидетельствует имеющаяся группа законопроектов "О внесении изменений о дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", находящихся на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по информационной политике, а также проекты новых версий федерального закона "О средствах массовой информации", подготовленные депутатами Государственной Думы, автором действующего закона о СМИ М.А. Федотовым, Индустриальным комитетом7 и Минкультуры РФ 8 и др. Как показала практика, попытки написания нового Законопроекта "О средствах массовой информации" приводят к появлению законопроектов, в основном повторяющих действующий Закон. По-видимому, нецелесообразно принимать новый Закон "О средствах массовой информации", а следует внести необходимые изменения и дополнения для приведения его в соответствие с действующим законодательством. Учитывая продолжительную практику применения указанного закона, его существенные изменения нежелательны, так как могут привести к созданию значительных трудностей в деятельности средств массовой информации.
Среди нерешенных проблем
правового регулирования
- правовое регулирование телевещания
и радиовещания;
- формирование правовых основ лицензирования
телевещания и радиовещания;
- обеспечение создания в Российской Федерации
института общественного вещания;
- приведение законодательства Российской
Федерации в соответствие с требованиями
международного права и зарубежного опыта
защиты детей от информации, наносящей
вред их здоровью, нравственному и духовному
развитию;
- обеспечение законодательного регулирования
отношений, возникающих в процессе осуществления
спутникового и кабельного вещания, вещания
с использованием сети Интернет и других
современных средств и технологий, в том
числе предоставления публичных услуг
в форме интерактивного телевидения.
Зарубежный опыт свидетельствует о том,
что для обеспечения прав телезрителей
и радиослушателей необходим базовый
закон, который бы устанавливал правовые
основы телевещания и радиовещания. Соответствующий
законопроект более шести лет назад при
участии всех ведущих юристов и представителей
крупнейших российских телерадиокомпаний
разработан и в настоящее время находится
в Государственной Думе. По непонятным
причинам он "заморожен" в Комитете
Государственной Думы по информационной
политике.
Недопустимым является отсутствие в российском
законодательстве установленных законом
норм, устанавливающих порядок лицензирования
организаций, осуществляющих телевещание,
радиовещание и вещание дополнительной
информации в Российской Федерации. В
отсутствие закона, который бы конкретизировал
порядок лицензирования телерадиовещания,
предоставление соответствующих лицензий
производится по правилам, установленным
исполнительной властью посредством нормативно-правовых
актов. Это способствует необъективности
и коррупции в принятии решений о выдаче
или приостановлении лицензий, препятствует
опротестованию принятых решений в суде.
В отличие от Российской Федерации последнее
десятилетие законодательство о средствах
массовой информации государств Центральной
и Восточной Европы развивалось бурными
темпами, в частности, практически везде
государственные телерадиокомпании были
преобразованы в общественные. В республиках
Прибалтики, Румынии, Молдове, Грузии,
Азербайджане, Киргизии действуют внутригосударственные
законы, устанавливающие порядок учреждения,
организации и осуществления общественного
вещания 9. Готовится к принятию закон
об общественном вещании на Украине.
В Концепции развития телерадиовещания в России на период 2006 - 2015 годов, подготовленной Департаментом массовых коммуникаций Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2005 г. 10, в числе первоочередных мер указано совершенствование законодательства в сфере телерадиовещания. В документе обозначена потребность в правовом обеспечении права на граждан Российской Федерации на доступ к информации, необходимость подготовки и принятия федерального закона о телевидении и радиовещании, отсутствие законодательной базы для кабельного телевидения, актуальность создания национального общественного телевидения и радиовещания. Разработка законопроекта "Об общественном телевидении и радиовещании" предусмотрена проектом среднесрочной программы экономического развития на 2005 - 2008 гг., внесенным Минэкономразвития России на рассмотрение Правительства РФ 11.
В ближайшие годы планируется переход на новый технологический уровень вещания, включая замену аналогового телерадиовещания цифровым и распространение цифровой приемной аппаратуры, что потребует подготовки и утверждения ряда нормативно-правовых актов для обеспечения такого перехода и функционирования новой системы телерадиовещания. Концепция рекомендует осуществить разработку и принятие специального Федерального закона "О Федеральной комиссии по телерадиовещанию в Российской Федерации", в компетенцию которой могли бы входить помимо функции предоставления лицензии на телерадиовещание, регулирующие полномочия по установлению стандартов качества вещания, контрольные полномочия в области соблюдения законодательства РФ и лицензионных условий, рассмотрение жалоб по вопросам, связанным с нарушением законодательства и другие.
Заключение:
Как видно из представленного анализа, основные направления развития законодательства в информационной сфере определены, в основном соответствуют зарубежной практике правового регулирования информационных отношений и осуществляются в соответствии международно-правовыми требованиями к обеспечению свободы слова и иных прав и законных интересов граждан в области производства, хранения и распространения информации. В совей работе я выяснила, что на развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом они стимулированы мировыми процессами в этой области– дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания – теле- и киностудии, издательские дома, информационные агентства. А также в российском информационном законодательстве имеются обширные пробелы – не приняты законы о праве на информацию, об охране персональных данных, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных правах, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене. Однако к старым нерешенным проблемам добавляются новые. На повестке дня стоит регулирование уже начавшегося процесса концентрации собственности отечественных средств массовый информации, слияния газет, объединения их с телеканалами, информационными агентствами, финансовыми группами. Нет документов, регламентирующих порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан. Не установлены правила приобретения и эксплуатации информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях, что приводит к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных сумм, компьютерные и информационные системы не вносят ожидаемого вклада в повышение эффективности деятельности государственных органов. Необходимо развивать свой «собственный Интернет» на основе российской информации. Весьма актуальной является разработка нормативных документов, регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых государственными органами. Ресурсы, которые не подлежат разгосударствлению, типа статистической информации, должны быть четко перечислены. Наконец, необходимо определиться, каковы место и роль России в международных программах, например, Глобальной информационной инфраструктуры.
Информация о работе Перспективы развития информационного законодательства