Понятие компьютерная шина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:42, реферат

Описание

Шины отличаются разрядностью, способом передачи сигнала (последовательные или параллельные), пропускной способностью, количеством и типом поддерживаемых устройств, а также протоколом работы. Шины могут быть синхронными (осуществляющими передачу данных только по тактовым импульсам) и асинхронными (по которым данные передаются в произвольные моменты времени), а также для совместного использования несколькими устройствами.

Содержание

1. Понятие компьютерная шина …………………………………………...2стр.
2. История развития компьютерной шины ………………………………..5стр.
2.1. Первое поколение ………………………………………………….…5стр.
2.2. Второе поколение ………………………………………………….….7стр.
2.3. Третье поколение ……………………………………………………..8стр.
3. Магистраль …………………………………………………………….....9стр.
4. Типы обмена информации по шинам ……………………………….....13стр.
5. Шина ISA ………………………………………………………………..16стр.
6. Шина РСI ………………………………………………………………..18стр.
7. Шина EISA ……………………………………………………………....20стр.
8. Шина VLB …………………………………………………………….....21стр.
9. Шина AGP …………………………………………………………….....21стр.
10. Шина PCI Express ………………………………………………….…....23стр.
11. Шина ATA и Serial ATA ……………………………………………......24стр.
12. Шина USB ……………………………………………………………….25стр.
Список литературы …………………………………………………………26стр.

Работа состоит из  1 файл

Шина.doc

— 746.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

1.   Понятие компьютерная шина …………………………………………...2стр.

2.   История развития компьютерной шины ………………………………..5стр.

    2.1. Первое поколение ………………………………………………….…5стр.

    2.2. Второе поколение ………………………………………………….….7стр.

    2.3. Третье поколение ……………………………………………………..8стр.

3.   Магистраль …………………………………………………………….....9стр.

4.   Типы обмена информации по шинам ……………………………….....13стр.

5.   Шина ISA ………………………………………………………………..16стр.

6.   Шина РСI ………………………………………………………………..18стр.

7.   Шина EISA ……………………………………………………………....20стр.

8.   Шина VLB …………………………………………………………….....21стр.

9.   Шина AGP …………………………………………………………….....21стр.

10. Шина PCI Express ………………………………………………….…....23стр.

11. Шина ATA и Serial ATA ……………………………………………......24стр.

12. Шина USB ……………………………………………………………….25стр.

Список литературы …………………………………………………………26стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  компьютерная шина.

 

Компьютерная  шина – это:

1. от англ. computer bus, bidirectional universal switch — двунаправленный универсальный коммутатор — в архитектуре компьютера подсистема, которая передаёт данные между функциональными блоками компьютера. Обычно шина управляется драйвером. В отличие от связи точка-точка, к шине можно подключить несколько устройств по одному набору проводников. Каждая шина определяет свой набор коннекторов (соединений) для физического подключения устройств, карт и кабелей.

2. магистраль передачи данных; представляет собой сеть проводников, соединяющих между собой различные электронные устройства персонального компьютера – микропроцессор, память, контроллеры, размещённые на материнской плате. Системную шину можно представить как совокупность сигнальных линий, объединённых по назначению (данные, адреса, управление), которые имеют определённые электрические характеристики и протоколы передачи информации. Основной обязанностью системной шины является передача информации между процессором (или процессорами) и остальными электронными компонентами компьютера.

 

 Шины отличаются  разрядностью, способом передачи  сигнала (последовательные или  параллельные), пропускной способностью, количеством и типом поддерживаемых  устройств, а также протоколом  работы. Шины могут быть синхронными (осуществляющими передачу данных только по тактовым импульсам) и асинхронными (по которым данные передаются в произвольные моменты времени), а также для совместного использования несколькими устройствами. Ранние компьютерные шины представляли собой параллельные электрические шины с несколькими подключениями, но сейчас данный термин используется для любых физических механизмов, предоставляющих такую, же логическую функциональность, как параллельные компьютерные шины. Современные компьютерные шины используют как параллельные, так и последовательные соединения и могут иметь параллельные и цепные топологии. В случае USB и некоторых других шин могут также использоваться хабы (концентраторы).

Основные шинные интерфейсы материнских плат:

ISA (Industry Standard Architecture). Разрешает связать между собой все устройства системного блока, а также обеспечивает простое подключение новых устройств через стандартные слоты. Пропускная способность составляет до 5,5 Мбайт/с. В современных компьютерах может использоваться лишь для подсоединения внешних устройств, которые не требуют большей пропускной способности (звуковые карты, модемы и т.д.).

EISA (Extended ISA). Расширение стандарта ISA. Пропускная способность возросла до 32 Мбайт/с. Как и стандарт ISA, этот стандарт исчерпал свои возможности и в будущем выпуск плат, которые поддерживают эти интерфейсы прекратится.

VLB (VESA Local Bus). Интерфейс локальной шины стандарта VESA. Локальная шина соединяет процессор с оперативной памятью в обход основной шины. Она работает на большей частоте, чем основная шина, и позволяет увеличить скорость передачи данных. Позже, в локальную шину "врезали" интерфейс для подключения видеоадаптера, который требует повышенной пропускной способности, что и привело к появлению стандарта VLB. Пропускная способность - до 130 Мбайт/с, рабочая тактовая частота - 50 МГц, но она зависит от количества устройств, подсоединенных к шине, что является главным недостатком интерфейса VLB.

PCI (Peripherial Component Interconnect). Стандарт подключения внешних устройств, введенный в ПК на базе процессора Pentium. По своей сути, это интерфейс локальной шины с разъемами для подсоединения внешних компонентов. Данный интерфейс поддерживает частоту шины до 66 МГц и обеспечивает быстродействие до 264 Мбайт/с независимо от количества подсоединенных устройств. Важным нововведением этого стандарта является поддержка механизма plug-and-play, суть которого состоит в том, что после физического подключения внешнего устройства к разъему шины PCI происходит автоматическая конфигурация этого устройства.

AGP (Advanced Graphic Port). Специальный шинный интерфейс для подключения видеоадаптеров. Разработан в связи с тем, что параметры шины PCI не отвечают требованиям видеоадаптеров по быстродействию. Частота этой шины - 33 или 66 МГц, пропускная способность до 1066 Мбайт/с.

PCI Express. Шина PCI Express разрабатывается корпорацией Intel совместно с многочисленными ведущими компаниями, такими как Dell, Hewlett-Packard, IBM и т.д. Она относится уже к третьему поколению архитектуры ввода-вывода и называется также 3GIO (Third Generation Input Output). Особенно важно, что новая архитектура PCI Express будет совместима на программном уровне с шиной PCI.

USB (Universal Serial Bus). Стандарт универсальной последовательной шины определяет новый способ взаимодействия компьютера с периферийным оборудованием. Он разрешает подключать до 256 разных устройств с последовательным интерфейсом, причем устройства могут подсоединяться цепочкой. Производительность шины USB относительно небольшая и составляет 1,55 Мбит/с. Среди преимуществ этого стандарта следует отметить возможность подключать и отключать устройства в "горячем режиме" (то есть без перезагрузки компьютера), а также возможность объединения нескольких компьютеров в простую сеть без использования специального аппаратного и программного обеспечения.

 

2. История  развития компьютерной шины.

2.1. Первое поколение

Ранние компьютерные шины были группой проводников, подключающей компьютерную память и периферию к процессору. Почти всегда для памяти и периферии использовались разные шины, с разным способом доступа, задержками, протоколами. Одним из первых усовершенствований стало использование прерываний. До их внедрения компьютеры выполняли операции ввода-вывода в цикле ожидания готовности периферийного устройства. Это было бесполезной тратой времени для программ, которые могли делать другие задачи. Также, если программа пыталась выполнить другие задачи, она могла проверить состояние устройства слишком поздно и потерять данные. Поэтому инженеры дали возможность периферии прерывать процессор. Прерывания имели приоритет, так как процессор может выполнять только код для одного прерывания в один момент времени, а также некоторые устройства требовали меньших задержек, чем другие. Некоторое время спустя компьютеры стали распределять память между процессорами. На них доступ к шине также получил приоритеты. Классический и простой способ обеспечить приоритеты прерываний или доступа к шине заключался в цепном подключении устройств. DEC отмечала, что две разные шины могут быть излишними и дорогими для малых, серийных компьютеров и предложила отображать периферийные устройства на шину памяти, так, что они выглядели как области памяти. В то время это было очень смелым решением, и критики предсказывали ему провал. Первые мини компьютерные шины представляли пассивные объединительные платы, подключенные к контактам микропроцессора. Память и другие устройства подключались к шине с использованием тех же контактов адреса и данных, что и процессор. Все контакты были подключены параллельно. В некоторых случаях, например в IBM PC, необходимы дополнительные инструкции процессора для генерации сигналов, чтобы шина была настоящей шиной ввода-вывода. Во многих микроконтроллерах и встраиваемых системах шины ввода-вывода до сих пор не существует. Процесс передачи контролируется ЦПУ, который в большинстве случаев читает и пишет информацию в устройства, так, как будто они являются блоками памяти. Все устройства используют общий источник тактового сигнала. Периферия может запросить обработку информации путём подачи сигналов на специальные контакты ЦПУ, используя какие-либо формы прерываний. Например, контроллер жёсткого диска уведомит процессор о готовности новой порции данных для чтения, после чего процессор должен считать их из области памяти, соответствующей контроллеру. Почти все ранние компьютеры были построены по таким принципам, начиная от Altair с шиной S-100, заканчивая IBM PC в 1980-х. Такие простые шины имели серьёзный недостаток для универсальных компьютеров. Всё оборудование на шине должно было передавать информацию на одной скорости и использовать один источник синхросигнала. Увеличение скорости процессора было непростым, так как требовало такого же ускорения всех устройств. Это часто приводило к ситуации, когда очень быстрым процессорам приходилось замедляться для возможности передачи информации некоторым устройствам. Хотя это допустимо для встраиваемых систем, данная проблема непозволительна для коммерческих компьютеров. Другая проблема состоит в том, что процессор требуется для любых операций, и когда он занят другими операциями, реальная пропускная способность шины может значительно страдать.

Такие компьютерные шины были сложны в настройке, при наличии широкого спектра оборудования. Например, каждая добавляемая карта расширения могла  требовать установки множества  переключателей для задания адреса памяти, адреса ввода-вывода, приоритетов и номеров прерываний.

2.2.Второе поколение

Компьютерные шины «второго поколения» решали некоторые из вышеперечисленных  проблем. Они обычно разделяли компьютер  на две «части», процессор и память в одной и различные устройства в другой. Между частями устанавливался специальный контроллер шин. Такая архитектура позволила увеличивать скорость процессора без влияния на шину, разгрузить процессор от задач управления шиной. При помощи контроллера устройства на шине могли взаимодействовать друг с другом без вмешательства центрального процессора. Новые шины имели лучшую производительность, но также требовали более сложных карт расширения. Проблемы скорости часто решались увеличением разрядности шины данных, с 8-ми битных шин первого поколения до 16 или 32-х битных шин во втором поколении. Также появилась программная настройка устройств для упрощения подключения новых устройств, ныне стандартизованная как Plug-n-play. Однако новые шины, так же как и предыдущее поколение, требовали одинаковых скоростей от устройств на одной шине. Процессор и память теперь были изолированы на собственной шине и их скорость росла быстрее, чем скорость периферийной шины. В результате, шины были слишком медленны для новых систем и машины страдали от нехватки данных. Один из примеров данной проблемы: видеокарты быстро совершенствовались, и им не хватало пропускной способности даже новых шин Peripheral Component Interconneсt (PCI). Компьютеры стали включать в себя Accelerated Graphics Port (AGP) только для работы с видеоадаптерами. В 2004 году AGP снова стало недостаточно быстрым для мощных видеокарт и AGP стал замещаться новой шиной PCI Express. Увеличивающееся число внешних устройств стало применять собственные шины. Когда были изобретены приводы дисков, они присоединялись к машине при помощи карты, подключаемой к шине. Из-за этого компьютеры имели много слотов расширения. Но в 1980-х и 1990-х были изобретены новые шины SCSI и IDE решившие эту проблему и оставив большую часть разъёмов расширения в новых системах пустыми. В наше время типичная машина поддерживает около пяти различных шин. Шины стали разделять на внутренние и внешние. Первые разработаны для подключения внутренних устройств, таких как видеоадаптеры и звуковые платы, а вторые предназначались для подключения внешних устройств, например, сканеров. IDE является внешней шиной по своему предназначению, но почти всегда используется внутри компьютера.

2.3.Третье поколение

Шины «третьего поколения» обычно позволяют использовать как  большие скорости, необходимые для  памяти, видеокарт и межпроцессорного взаимодействия, так и небольшие  при работе с медленными устройствами, например, приводами дисков. Также они стремятся к большей гибкости в терминах физических подключений, позволяя использовать себя и как внутренние и как внешние шины, например для объединения компьютеров. Это приводит к сложным проблемам при удовлетворении различных требований, так что большая часть работ по данным шинам связана с программным обеспечением, а не с самой аппаратурой. В общем, шины третьего поколения больше похожи на компьютерные сети, чем на изначальные идеи шин, с большими накладными расходами, чем у ранних систем. Также они позволяют использовать шину нескольким устройствам одновременно. Современные интегральные схемы часто разрабатываются из заранее созданных частей. Разработаны шины для более простой интеграции различных частей интегральных схем.

 

 

 

3. Магистраль.

В основу архитектуры современных персональных компьютеров положен магистрально-модульный принцип. Модульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее модернизацию. Модульная организация компьютера опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информацией между устройствами.

Магистраль (системная шина) включает в себя три многоразрядные шины: шину данных, шину адреса и шину управления, которые представляют собой многопроводные линии. К магистрали подключаются процессор и оперативная память, а также периферийные устройства ввода, вывода и хранения информации, которые обмениваются информацией на машинном языке (последовательностями нулей и единиц в форме электрических импульсов).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

                       Типичная структура микропроцессорной  системы.

Шина адреса служит для определения адреса (номера) устройства, с которым процессор обменивается информацией в данный момент. Каждому устройству (кроме процессора), каждой ячейке памяти в микропроцессорной системе присваивается собственный адрес. Когда код какого-то адреса выставляется процессором на шине адреса, устройство с таким адресом понимает, что ему предстоит обмен информацией. Шина адреса определяет максимально возможную сложность микропроцессорной системы, то есть допустимый объем памяти и, следовательно, максимально возможный размер программы и максимально возможный объем запоминаемых данных.

Количество адресов, обеспечиваемых шиной адреса, определяется как 2N, где N — количество разрядов. Например, 16-разрядная шина адреса обеспечивает 65 536 адресов. Разрядность шины адреса обычно кратна 4 и может достигать 32 и даже 64. Шина адреса может быть однонаправленной (когда магистралью всегда управляет только процессор) или двунаправленной (когда процессор может временно передавать управление магистралью другому устройству, например контроллеру ПДП). Наиболее часто используются типы выходных каскадов с тремя состояниями или обычные ТТЛ (с двумя состояниями).

Информация о работе Понятие компьютерная шина