Правовая информатика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является расширенное изучение таких понятий как, электронный документ, электронная цифровая подпись, автоматизированные системы правоохранительных органов, павовые ресурсы сети Интернет.
Для достижения поставленно цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить пониятие электронный документ, электронная цифровая подпись, правовой статус документов с ЭЦП по российскому законодательству;
2. Рассмотреть назначение, функции и задачи автоматизированных систем правоохранительных органов;

Содержание

Введение 3
1. Электронный документ. Понятие, виды. Электронный документооборот. Электронная цифровая подпись, электронная подпись и цифровая подпись (понятия, отличия). Электронная цифровая подпись (понятие, виды, особенности и пределы использования). Правовой статус документов с ЭЦП по российскому законодательству. 4
2. Назначение, функции и задачи автоматизированных систем правоохранительных органов. Автоматизированные информационные системы Прокуратуры РФ. Автоматизированные информационные системы МВД РФ. 10
3. Применение возможностей сети Интернет в юридической деятельности. Правовые ресурсы сети Интернет. 15
Заключение 17
Список литературы 19
Приложение 1 20

Работа состоит из  1 файл

Правовая Информатика.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)
 

Оглавление 

 

Введение

Актуальность темы: увеличение объемов информации во всем мире и бурное развитие новых информационных технологий обусловило появление новых возможностей для ее использования в жизни общества. Колес тою, изменилась и сама роль информации, которая становится первостепенным и наиболее ценным ресурсом. Появилось понятие "информационное общество", которое активно используется в трудах ученых различных стран, в том числе и Российской Федерации.

Безусловно, информатизация общества и необходимость ее правового  регулирования постепенно привела  и к появлению новой отрасли  права - информационное право – «...формирующийся межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации» и компьютерного права, как более узкой отрасли, касающейся только информации в электронном виде.

Внедрение компьютерных технологий для обработки, передачи, хранения и использования информации обусловило создание документов на принципиально новых носителях, что, в свою очередь, вызвало появление таких понятий как "электронный документ" или "документ в электронной форме".

Целью данной работы является расширенное изучение таких  понятий как,  электронный документ, электронная цифровая подпись, автоматизированные системы правоохранительных органов, павовые ресурсы сети Интернет.

Для достижения поставленно цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Изучить пониятие электронный документ, электронная цифровая подпись, правовой статус документов с ЭЦП по российскому законодательству;

     2. Рассмотреть назначение, функции и задачи автоматизированных систем правоохранительных органов;

     3. Рассмотреть применение возможностей сети Интернет в юридической деятельности.

 

1. Электронный документ. Понятие, виды. Электронный документооборот. Электронная цифровая подпись, электронная подпись и цифровая подпись (понятия, отличия). Электронная цифровая подпись (понятие, виды, особенности и пределы использования). Правовой статус документов с ЭЦП по российскому законодательству.

Электронный документ - это:

  • Информация, зафиксированная на материальном носителе в виде набора символов, звукозаписи или изображения и предназначенная для передачи во времени и пространстве с использованием средств вычислительной техники и электросвязи с целью хранения и общественного использования.
  • Форма представления информации в целях ее подготовки, отправления, получения или хранения с помощью электронных технических средств, зафиксированная на магнитном диске, магнитной ленте, лазерном диске и ином электронном материальном носителе.
  • Документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
  • Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью, электронно-графической подписью или иным аналогом собственноручной подписи1.

Электронный документооборот (ЭДО) - единый механизм по работе с документами, представленными в электронном виде, с реализацией концепции «безбумажного делопроизводства».

Машиночитаемый документ - документ, пригодный для автоматического считывания содержащейся в нём информации, записанный на магнитных, оптических и других носителях информации.

Электронный документ (ЭД) - документ, созданный с помощью средств компьютерной обработки информации, который может быть подписан электронной цифровой подписью (ЭЦП) и сохранён на машинном носителе в виде файла соответствующего формата.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - аналог собственноручной подписи, являющийся средством защиты информации, обеспечивающим возможность контроля целостности и подтверждения подлинности электронных документов.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭЦП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭЦП. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП2.

Цифровая подпись  предназначена для аутентификации лица, подписавшего электронный документ. Кроме этого, использование цифровой подписи позволяет осуществить:

Контроль целостности  передаваемого документа: при любом  случайном или преднамеренном изменении  документа подпись станет недействительной, потому что вычислена она на основании  исходного состояния документа  и соответствует лишь ему.

Защиту от изменений (подделки) документа: гарантия выявления подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным в большинстве случаев.

Невозможность отказа от авторства. Так как создать  корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец не может отказаться от своей подписи под документом.

Доказательное подтверждение  авторства документа: Так как  создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец пары ключей может доказать своё авторство подписи под документом. В зависимости от деталей определения документа могут быть подписаны такие поля, как «автор», «внесённые изменения», «метка времени» и т. д.

Все эти свойства ЭЦП позволяют использовать её для следующих целей:

  • Декларирование товаров и услуг (таможенные декларации);
  • Регистрация сделок по объектам недвижимости;
  • Использование в банковских системах;
  • Электронная торговля и госзаказы;
  • Контроль исполнения государственного бюджета;
  • В системах обращения к органам власти;
  • Для обязательной отчетности перед государственными учреждениями;
  • Организация юридически значимого электронного документооборота;
  • В расчетных и трейдинговых системах.

Правовое регулирование  вопросов работы с электронными документами  предполагает  закрепление в нормативных правовых актах, прежде всего, понятия «электронный документ» и возможности использования электронных документов наравне с традиционными документами в различных сферах деятельности, особенно в сфере государственного управления. Применение электронных документов  требует законодательного обеспечения их юридической силы, то есть установления порядка их удостоверения (состава и способов оформления реквизитов), а также защиты от искажений в процессе электронного обмена. В связи с этим в современном законодательстве предпринимаются попытки создания определенных условий для использования в этих целях технологии электронной подписи.

Техническое регулирование (стандартизация) в области электронного документооборота направлено на разработку, принятие, применение и исполнение требований к электронным документам и различным технологическим процессам, связанным с применением электронных документов, например, процессам формирования и проверки электронной подписи, процедурам хранения, транспортировки и эксплуатации носителей, используемых при обработке данных и хранении информации в электронном виде.

В России юридически значимый сертификат электронной подписи  выдаёт удостоверяющий центр. Правовые условия использования электронной  цифровой подписи в электронных  документах регламентирует федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», ст. 3 и определяет ЭЦП так3:

«Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе»

После становления  ЭЦП при использовании в электронном  документообороте между кредитными организациями и кредитными бюро в 2005 году активно стала развиваться  инфраструктура электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками. Начал работать приказ Министерства по налогам и сборам РФ от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 «Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Он определяет общие принципы информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В Законе РФ от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» прописаны условия использования  ЭЦП, особенности её использования  в сферах государственного управления и в корпоративной информационной системе.

Благодаря ЭЦП теперь, в частности, многие российские компании осуществляют свою торгово-закупочную деятельность в Интернете, через  «Системы электронной торговли», обмениваясь  с контрагентами необходимыми документами в электронном виде, подписанными ЭЦП. Это значительно упрощает и ускоряет проведение конкурсных торговых процедур.

Определенные нормы, касающиеся прав граждан на информацию, вводит Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О персональных данных" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006). Этот правовой акт регулирует отношения, связанные с обработкой  персональных данных с использованием средств автоматизации в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, с учетом семейной и личной тайны, неприкосновенности частной жизни4.

Законодательство  о документированной информации с ограниченным доступом регулирует отношения, возникающие в связи  с отнесением информации к государственной  тайне и конфиденциальной информации, независимо от вида носителей такой информации. В частности, Федеральный закон «О государственной тайне» определяет понятие «носители сведений, составляющих государственную тайну» как «материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов». Этот закон устанавливает, что гриф секретности (то есть реквизит, свидетельствующий о степени секретности сведений), проставляется на самом носителе и/или в сопроводительной документации на носитель.

Вопросы работы с  электронными документами также  затрагиваются в нормативных  правовых актах, посвященных отдельным  предметным сферам правового регулирования: гражданское, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое, налоговое и другое законодательство РФ. Например, в Гражданском кодексе РФ признается принципиальная возможность использования электронных документов и электронно-цифровой подписи в гражданско-правовых отношениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Гражданский процессуальный кодекс содержат положения, позволяющие рассматривать документы в электронном виде в качестве письменных (вещественных) доказательств.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность  за преступления в сфере компьютерной информации: неправомерный доступ к  информации; создание, использование  и распространение вредоносных  программ для ЭВМ; нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. Он также устанавливает наказание за уничтожение документов, имеющих историческую или культурную ценность.

Отраслевые кодексы  содержат положения, обеспечивающие работу с электронными документами в  соответствующих отраслях и сферах: Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.

Федеральный закон  от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) "О бухгалтерском  учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) допускает  создание первичных и сводных  учетных документов на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация должна изготовлять копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль5.

Федеральный закон  от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 13.05.2008) "Об архивном деле в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 01.10.2004) гласит, что в состав Архивного фонда РФ включаются архивные документы, независимо от способа их создания, вида носителя, в том числе электронные документы. Поэтому экспертизе ценности документов подлежат все документы на носителях любого вида, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности. Однако в законе нет определения электронного документа, а также не раскрыты правовые основы работы с электронными документами. То есть, признавая сам факт существования электронных документов, их равноправие по отношению к документам традиционного типа, закон не дает четких норм, которыми может руководствоваться архивист в своей работе6.

Электронный документ создается, хранится и используется с использованием средств вычислительной техники.

Информация, содержащаяся в электронном документе и  предназначенная для обработки  с использованием средств вычислительной техники, должна быть представлена в форме, пригодной для восприятия человеком.

Электронный документ содержит реквизиты, позволяющие его  идентифицировать. Обязательные реквизиты  электронного документа определяются действующим законодательством, нормативными правовыми актами и владельцем информационной системы, в которой данный документ создается, используется и хранится, а также в регламенте информационного взаимодействия сторон, участвующих в электронном документообороте с использованием данного документа.

Информация о работе Правовая информатика