Правовое регулирование информационной безопасности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:06, реферат

Описание

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационных взаимодействий, представляющих собой совокупность информационных инфраструктур и субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни современного общества, влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности различных государств, в том числе и Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Информационная безопасность как объект исследования………….…..4
Глава 2. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности в Республике Беларусь………………………………………………7
Глава 3. Система обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь и её приоритетные направления…………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………….11
Список использованных источников……………………………………………...12

Работа состоит из  1 файл

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Глава 3. Система обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь и её приоритетные направления

 

В Беларуси принята стратегия развития информационного общества до 2015 года. В ней предусмотрены показатели по развитию ИТ-сферы страны по различным направлениям: от Интернет-доступа до электронного документооборота. Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения информационной безопасности являются:

1. развитие правового обеспечения информационной безопасности и совершенствование правоохранительной деятельности в этой сфере;

2. разработка и внедрение эффективных программных и программно-аппаратных средств защиты информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем;

3. создание централизованно управляемой ИКИ, необходимой для обеспечения деятельности государственных органов, включая соответствующий уровень защиты информации;

4. увеличение набора в высшие учебные заведения на специальности в области защиты информации, совершенствование системы повышения квалификации и создание системы переподготовки кадров в этой области;

5. формирование системы мониторинга информационной безопасности Республики Беларусь в наиболее важных сферах жизнедеятельности общества и государства [2].

Основными органами, обеспечивающими безопасность информационных технологий в Республике Беларусь являются: Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, управление по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий Министерства внутренних дел Республики Беларусь (Управление К), Комитет государственной безопасности. Рассмотрим более подробно каждый из указанных государственных органов. Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь является государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности по обеспечению защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством, от утечки по техническим каналам, несанкционированных и непреднамеренных воздействий [6]. Управление по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий Министерства внутренних дел Республики Беларусь является самостоятельным оперативно–розыскным подразделением Министерства, непосредственно подчиненным первому заместителю Министра внутренних дел – начальнику главного управления криминальной милиции. Для осуществления взаимодействия с иными правоохранительными органами и организациями применяется условное наименование «Управление «К» МВД Республики Беларусь. Управление определено головным подразделением в системе органов внутренних дел, отвечающим за организацию борьбы с преступлениями, предусмотренными статьями 212, 343, 349 – 355 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Управление координирует деятельность подразделений главного управления криминальной милиции МВД и органов внутренних дел при выявлении ими преступлений против информационной безопасности [4]. Что касается Комитета государственной безопасности, то одной из основных его задач является защита независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, информационной, гуманитарной и экологической сферах[4].

Итак, в настоящее время определяющим фактором для информационной безопасности Республики Беларусь является активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий на основе компьютерной техники во все сферы жизнедеятельности общества, в первую очередь в республиканские органы государственного управления, представляющие собой совокупность программных, технических и организационно-экономических средств, объединённых структурно и функционально для решения задач и обработки информации.

Таким образом, Информационная политика в системе национальной безопасности – это сложный, согласованный комплекс мероприятий, реализуемых системой органов государственной власти и управления, направленных на определение реальных и потенциальных информационных угроз национальной безопасности и противодействие этим угрозам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Последняя четверть XX века - начало XXI века ознаменовалось бурным развитием информационных технологий во всех сферах жизни человечества. Кардинальные перемены в мировом информационном обмене были связаны с тенденциями глобализации, когда значительная часть населения планеты оказалась включённой, благодаря современным техническим достижениям в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям  и сведениям, в том числе политическим, экономическим, военным и т.д. При этом информация всё в большей мере становится стратегическим ресурсом государства, производительной силой и дорогим товаром. Это не может не вызвать стремления государств, организаций и отдельных граждан получить преимущества за счёт овладения  информацией, недоступной оппонентам, а также за счёт нанесения ущерба информационным ресурсам противника (конкурента) и защиты своих информационных ресурсов. Таким образом, можно говорить о том, что информация – это сильнейшее современное двустороннее оружие (информация-дезинформация), активно используемое в политике, экономике, науке и технике.

В связи с этим, информационная безопасность, которая является одной из составляющих концепции национальной безопасности Республики Беларусь, становится одним из главных и приоритетных направлений государственной политики и идеологии белорусского государства. Поэтому национальная безопасность Республики Беларусь в целом существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет усиливаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Википедия [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия Режим доступа: /http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_безопасность – Wikimedia Foundation – Минск, 2011 –  Дата доступа: 17.05.2011.

 

2. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утверждено Указом Президента Республики Беларусь 09.11.2010 № 575: официальный текст [электронный ресурс]. – Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P31000575. – Дата доступа: 18.05.2011

 

3. Мельников, В. П. Информационная безопасность и защита информации / В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А.М. Петраков; под ред. С. А. Клейменова. – М.: Академия, 2006. – 336 с.

 

4. Министерство внутренних дел Республики Беларусь: официальный сайт [электронный ресурс] / Управление информации и общественных связей МВД Республики Беларусь – Минск, 2010. – Режим доступа:  http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=1881  –  Дата доступа: 18.05.2011.

 

5. Национальная безопасность. Информационные и идеологические войны: информационные материалы для преподавателей, кураторов и студентов / авт. сост. Я. Л. Гельберг, Т. И. Баталко. – Витебск, 2008. – 30 с.

 

6. Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь [электронный ресурс] – Минск, 2011. – Режим доступа: http://oac.gov.by/rubr/40/history.html - Дата доступа: 18.05. 2011

 

7. Петрович, А.Г. Информационные угрозы национальной безопасности переходного общества / А. Г.  Петрович // Вестн. Бел. гос. ун-та. Сер. 3 – 2005. –  № 3. – с. 3-8

 

8. Филин, С. А. Информационная безопасность: учебное пособие / С. А. Филин. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 412 с.

 

 

 

 

 

 

3

 



[1] Под «информационным оружием» представители этого подхода понимают «средства и методы, применяемые с целью нанесения ущерба информационным ресурсам, процессам и системам государства, негативного информационного воздействия на оборонные, управленческие, политические, социальные, экономические и  другие критически важные системы государства, а также массированной психологической обработки населения с целью дестабилизации общества» [7, c. 5]

 

[2] программа или набор программ для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе [1]

 

[3] это компьютерная сеть, состоящая из некоторого количества хостов, с запущенными ботами — автономным программным обеспечением. Чаще всего бот в составе ботнета является программой, скрытно устанавливаемой на компьютере жертвы и позволяющей злоумышленнику выполнять некие действия с использованием ресурсов заражённого компьютера. Обычно используются для нелегальной или неодобряемой деятельности — рассылки спама, перебора паролей на удалённой системе, атак на отказ в обслуживании [1]

[4] Возможно, в будущем стоило бы создать более разветвлённую систему органов и специализированных центров (как государственных, так и негосударственных), обеспечивающих информационную безопасность в Республике Беларусь. Так, например, в экономически развитых странах стремительно растут ассигнования на содержание специальных центров, осуществляющих ведение информационных войн. В США на период до 2005 г. на эти цели было выделено более 18 млрд. долл.

 


Информация о работе Правовое регулирование информационной безопасности в Республике Беларусь