Правовой режим информационных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:22, реферат

Описание

Само определение информации вызывает сегодня большие споры. У разных авторов мы можем найти различные толкования этого термина. Российское законодательство определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; документированную информацию (документ) — как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 2 Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).

Работа состоит из  1 файл

реферат по инфор.праву.docx

— 24.81 Кб (Скачать документ)

1. Информация  как объект правового регулирования. 

     Само  определение информации вызывает сегодня  большие споры. У разных авторов  мы можем найти различные толкования этого термина. Российское законодательство определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; документированную информацию (документ) — как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 2 Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).

     Несмотря  на кажущуюся простоту данных определений, уяснение фактической сущности понятия  «информация» — дело непростое, так  как данное понятие весьма широко и не всегда удачно используется и  в законодательстве, и в литературе, и в обиходной речи.

     Кроме того, используются и более узкие  понятия. Компьютерная информация — это информация, которая передается, обрабатывается и хранится с использованием электронно-вычислительной техники. Компьютерная информация может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому субъекту или техническому устройству, подвергнута иным операциям (копирование, модификация и т.п.). Понятия собственника, владельца и пользователя также определены указанным законом.

     Документ  на машинном носителе — это документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку содержащейся в нем информации электронно-вычислительной машиной. Требования к составу и содержанию реквизитов, придающих юридическую силу документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники, определены ГОСТом 6.10.4-84 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения». 

     2. Информационные ресурсы. Понятие,  классификация и формирование. 

     Для права в его нормативно-функциональном значении важно уяснить место  и роль информации и тех ее массивов, которые для конкретных субъектов  служат его информационным ресурсом, а также тех трудно поддающихся  объемов информации, которые являются информационным ресурсом для страны. Чтобы создать правовую характеристику этого предмета отношений в качестве объекта правового регулирования  в наиболее полном составе необходимы критерии структуризации этого феномена и специальные правовые понятия.

     Информационный  ресурс в структурном, предметном, восприятии представляет собой  массив или отдельный  документ, иной визуально  воспринимаемый объект, который аккумулирует сведения (информацию), сформированные по определенному  признаку или критерию. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», посвященном документированной информации, информационные ресурсы определены как "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Классификация и формирование информационных ресурсов. 

     Первично  собираемая информация отражает специфику  ее источника, области или сферы  создания, возникновения. Информация, образующаяся самостоятельно в природных  условиях, например, количество колец  на спиле дерева, свидетельствующих  о его возрасте), или информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Сконцентрированный по этому признаку информационный ресурс можно характеризовать как естественный, производственный, социально-экономический. Например, информация о численности населения.

     Другой  класс информационного ресурса  составляют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности любой творческой работы, которая базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям Математическая обработка, логическая и т.д. Сюда же относятся и объекты, создаваемые в области авторского творчества в области литературы, искусства. Это информация, создаваемая в результате интеллектуальной деятельности человека. При этом создается не только вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, но и новая, открывающая то, чего до сих пор человечество не знало Речь идет, например, об открытиях, о прогнозах в различных социальных и природных процессах. Самостоятельное значение имеет классификация информационных ресурсов по сферам их использования. В ее основе лежат признаки классификации информации по интересам потребителей. Потребитель или пользователь информационного ресурса видит в информации источник своих знаний, источник формирования субъективного информационного ресурса. Прежде всего, это связано с получением образования, профессиональной подготовки лица физического, с осуществлением производственной, научной и иной общественно полезной деятельности различных социальных структур, в которых участвуют граждане.

     Как правило, происходит формирование информационных ресурсов с учетом потребностей субъектов, использующих уже накопленные ресурсы. Формируются общие, специализированные библиотеки, архивы, различные фонды  информации, в условиях информатизации эти источники, депозитарии информационных ресурсов переводятся в электронную форму, создаются электронные информационные системы в качестве накопителей специализированной информации. Это все различные организационные формы представления информационных ресурсов.

     Независимо  от формы организационного выражения  в структуре правоотношений информационные ресурсы являются предметом отношений  субъектов. Именно по поводу этого предмета у отдельных субъектов формируется  или возникает интерес, который  реализуется в отношениях с другими  субъектами права. Причем здесь становится важной характеристика информационного  ресурса (информации) по видам его  источника и области использования. По этому признаку можно классифицировать информационные ресурсы на информацию научно-техническую, социально-экономическую, правовую, социально-культурную, образовательную, развлекательную, просветительную  и т.д. Каждое из этих направлений  имеет внутреннюю, более предметную классификацию. Проследить это можно  на примере каталогов библиотек, архивов.

     Область производственной деятельности имеет  свои классификации. Классификаторы, созданные  ООН, ЕС, отражают состав отраслей экономической  деятельности. Всемирная организация  интеллектуальной собственности (ВОИС) установила классификацию объектов интеллектуального творчества в  пределах авторского права и смежных  прав, а также объектов промышленной (патентной) собственности. По этим же предметным признакам может классифицироваться информационный продукт. Важно уяснить, что по сфере создания информации и по сферам потребления информации могут формироваться ресурсы, которые  составляют в своей единичности (при важности документа) и в совокупности предмет отношений различных  субъектов.

     Информация  может быть ресурсом самых разных субъектов: отдельного лица (гражданина), юридического лица, органа государственной  власти или его  подразделений, их служащих в процессе работы, органов местного самоуправления; общественных организаций, государства в целом. Эти субъекты производят, создают определенный информационный продукт и потребляют его в разных видах, обращая в информационный ресурс своей деятельности. В настоящее время особое значение приобретают вопросы корпоративного, межгосударственного и глобального интереса к информационным ресурсам. Все это требует тщательного исследования с точки зрения правовой культуры, выработки адекватных правовых механизмов регулирования отношений в данной сфере. Основным правовым институтом для этого является институт правового режима. 

    3.Правовой  режим информационных ресурсов. 

     Что касается информационных ресурсов или  их отдельных элементов как предмета правовых отношений, то здесь на первом месте находится такой институт права, как правовой режим.

     Институт  правового режима в праве является межотраслевым и применяется  к самым разным сферам правового  регулирования и объектам правовых отношений. Например, Конституция РФ относит к ведению федерации  такие отрасли законодательства, как гражданское уголовное и  др., а административное законодательство - к предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов. Это элемент режима отрасли права  и режима законотворческой деятельности.

     Триединство информации, технологий и систем связи  в практической информатике определяет значение института правового режима не только для информационного ресурса. Этот институт действует и в отношениях, связанных с информационными  технологиями, образуемых на их основе информационными системами и  обеспечивающими взаимодействие систем средств связи.

     С введением в 1996 году нового Гражданского кодекса впервые в российском законодательстве информация стала  полноправным объектом права, что закреплено в статье 128 «Виды объектов гражданских прав», которая гласит: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) нематериальные блага».

     Правовой  режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

     1. порядок документирования информации. Документирование информации — обязательное условие включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность РФ.

     Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую  силу после его подписания должностным  лицом в порядке, установленном  законодательством РФ.

     2. право собственности на отдельные  документы и отдельные массивы  документов, документы и массивы  документов в информационных  системах. Информационные ресурсы  могут быть государственными  и негосударственными и как  элемент состава имущества находятся  в собственности граждан, органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, организаций  и общественных объединений. Отношения  по поводу права собственности  на информационные ресурсы регулируются  гражданским законодательством  РФ.

     Физические  и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или  наследования.

     Российская  Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а  также полученных путем иных установленных  законом способов.

     Государство имеет право выкупа документированной  информации у физических и юридических  лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. При  этом собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к  государственной тайне, вправе распоряжаться  этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной  власти.

     Субъекты, представляющие в обязательном порядке  документированную информацию в  органы государственной власти и  организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование  содержащейся в них информации.

     Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной  власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, и форм собственности, а также  гражданами на основании ст. 8 Федерального за кона «Об информации, информатизации и защите информации» формирует  информационные ресурсы, находящиеся  в совместном владении государства  и субъектов, представляющих эту  информацию.

     Информационные  ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества  в соответствии с гражданским  законодательством РФ.

     Информационные  ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов  государственной власти и организаций  в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в со ставе  государственного имущества.

     Информационные  ресурсы могут быть товаром, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  РФ.

     3. категорию информации по уровню  доступа к ней. Документы, принадлежащие  физическим и юридическим лицам,  могут включаться по желанию  собственника в состав государственных  информационных ресурсов по правилам, установленным для включения  документов в соответствующие  информационные системы.

Информация о работе Правовой режим информационных ресурсов