Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:22, реферат
Само определение информации вызывает сегодня большие споры. У разных авторов мы можем найти различные толкования этого термина. Российское законодательство определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; документированную информацию (документ) — как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 2 Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).
1. Информация 
как объект правового 
     Само 
определение информации вызывает сегодня 
большие споры. У разных авторов 
мы можем найти различные 
Несмотря на кажущуюся простоту данных определений, уяснение фактической сущности понятия «информация» — дело непростое, так как данное понятие весьма широко и не всегда удачно используется и в законодательстве, и в литературе, и в обиходной речи.
Кроме того, используются и более узкие понятия. Компьютерная информация — это информация, которая передается, обрабатывается и хранится с использованием электронно-вычислительной техники. Компьютерная информация может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому субъекту или техническому устройству, подвергнута иным операциям (копирование, модификация и т.п.). Понятия собственника, владельца и пользователя также определены указанным законом.
     Документ 
на машинном носителе 
— это документ, 
созданный с использованием 
носителей и способов 
записи, обеспечивающих 
обработку содержащейся 
в нем информации 
электронно-вычислительной 
машиной. Требования к составу и содержанию 
реквизитов, придающих юридическую силу 
документам на машинном носителе и машинограмме, 
создаваемым средствами вычислительной 
техники, определены ГОСТом 6.10.4-84 «Унифицированные 
системы документации. Придание юридической 
силы документам на машинном носителе 
и машинограмме, создаваемым средствами 
вычислительной техники. Основные положения». 
     2. 
Информационные ресурсы. 
     Для 
права в его нормативно-
Информационный ресурс в структурном, предметном, восприятии представляет собой массив или отдельный документ, иной визуально воспринимаемый объект, который аккумулирует сведения (информацию), сформированные по определенному признаку или критерию. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», посвященном документированной информации, информационные ресурсы определены как "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Классификация 
и формирование информационных ресурсов. 
Первично собираемая информация отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения. Информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях, например, количество колец на спиле дерева, свидетельствующих о его возрасте), или информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Сконцентрированный по этому признаку информационный ресурс можно характеризовать как естественный, производственный, социально-экономический. Например, информация о численности населения.
Другой класс информационного ресурса составляют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности любой творческой работы, которая базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям Математическая обработка, логическая и т.д. Сюда же относятся и объекты, создаваемые в области авторского творчества в области литературы, искусства. Это информация, создаваемая в результате интеллектуальной деятельности человека. При этом создается не только вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, но и новая, открывающая то, чего до сих пор человечество не знало Речь идет, например, об открытиях, о прогнозах в различных социальных и природных процессах. Самостоятельное значение имеет классификация информационных ресурсов по сферам их использования. В ее основе лежат признаки классификации информации по интересам потребителей. Потребитель или пользователь информационного ресурса видит в информации источник своих знаний, источник формирования субъективного информационного ресурса. Прежде всего, это связано с получением образования, профессиональной подготовки лица физического, с осуществлением производственной, научной и иной общественно полезной деятельности различных социальных структур, в которых участвуют граждане.
Как правило, происходит формирование информационных ресурсов с учетом потребностей субъектов, использующих уже накопленные ресурсы. Формируются общие, специализированные библиотеки, архивы, различные фонды информации, в условиях информатизации эти источники, депозитарии информационных ресурсов переводятся в электронную форму, создаются электронные информационные системы в качестве накопителей специализированной информации. Это все различные организационные формы представления информационных ресурсов.
     Независимо 
от формы организационного выражения 
в структуре правоотношений информационные 
ресурсы являются предметом отношений 
субъектов. Именно по поводу этого предмета 
у отдельных субъектов 
     Область 
производственной деятельности имеет 
свои классификации. Классификаторы, созданные 
ООН, ЕС, отражают состав отраслей экономической 
деятельности. Всемирная организация 
интеллектуальной собственности (ВОИС) 
установила классификацию объектов 
интеллектуального творчества в 
пределах авторского права и смежных 
прав, а также объектов промышленной 
(патентной) собственности. По этим же 
предметным признакам может 
     Информация 
может быть ресурсом 
самых разных субъектов: 
отдельного лица (гражданина), 
юридического лица, 
органа государственной 
власти или его 
подразделений, их служащих 
в процессе работы, 
органов местного 
самоуправления; общественных 
организаций, государства 
в целом. Эти субъекты 
производят, создают 
определенный информационный 
продукт и потребляют 
его в разных видах, 
обращая в информационный 
ресурс своей деятельности. В настоящее 
время особое значение приобретают вопросы 
корпоративного, межгосударственного 
и глобального интереса к информационным 
ресурсам. Все это требует тщательного 
исследования с точки зрения правовой 
культуры, выработки адекватных правовых 
механизмов регулирования отношений в 
данной сфере. Основным правовым институтом 
для этого является институт правового 
режима. 
3.Правовой 
режим информационных ресурсов.
     Что 
касается информационных ресурсов или 
их отдельных элементов как 
     Институт 
правового режима в праве является 
межотраслевым и применяется 
к самым разным сферам правового 
регулирования и объектам правовых 
отношений. Например, Конституция РФ 
относит к ведению федерации 
такие отрасли 
Триединство информации, технологий и систем связи в практической информатике определяет значение института правового режима не только для информационного ресурса. Этот институт действует и в отношениях, связанных с информационными технологиями, образуемых на их основе информационными системами и обеспечивающими взаимодействие систем средств связи.
С введением в 1996 году нового Гражданского кодекса впервые в российском законодательстве информация стала полноправным объектом права, что закреплено в статье 128 «Виды объектов гражданских прав», которая гласит: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) нематериальные блага».
Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
     1. 
порядок документирования 
Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.
     2. 
право собственности на 
Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.
     Государство 
имеет право выкупа документированной 
информации у физических и юридических 
лиц в случае отнесения этой информации 
к государственной тайне. При 
этом собственник информационных ресурсов, 
содержащих сведения, отнесенные к 
государственной тайне, вправе распоряжаться 
этой собственностью только с разрешения 
соответствующих органов 
Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование содержащейся в них информации.
Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, и форм собственности, а также гражданами на основании ст. 8 Федерального за кона «Об информации, информатизации и защите информации» формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту информацию.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в со ставе государственного имущества.
     Информационные 
ресурсы могут быть товаром, за исключением 
случаев, предусмотренных 
     3. 
категорию информации по