Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:22, реферат
Само определение информации вызывает сегодня большие споры. У разных авторов мы можем найти различные толкования этого термина. Российское законодательство определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; документированную информацию (документ) — как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 2 Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).
1. Информация
как объект правового
Само
определение информации вызывает сегодня
большие споры. У разных авторов
мы можем найти различные
Несмотря на кажущуюся простоту данных определений, уяснение фактической сущности понятия «информация» — дело непростое, так как данное понятие весьма широко и не всегда удачно используется и в законодательстве, и в литературе, и в обиходной речи.
Кроме того, используются и более узкие понятия. Компьютерная информация — это информация, которая передается, обрабатывается и хранится с использованием электронно-вычислительной техники. Компьютерная информация может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому субъекту или техническому устройству, подвергнута иным операциям (копирование, модификация и т.п.). Понятия собственника, владельца и пользователя также определены указанным законом.
Документ
на машинном носителе
— это документ,
созданный с использованием
носителей и способов
записи, обеспечивающих
обработку содержащейся
в нем информации
электронно-вычислительной
машиной. Требования к составу и содержанию
реквизитов, придающих юридическую силу
документам на машинном носителе и машинограмме,
создаваемым средствами вычислительной
техники, определены ГОСТом 6.10.4-84 «Унифицированные
системы документации. Придание юридической
силы документам на машинном носителе
и машинограмме, создаваемым средствами
вычислительной техники. Основные положения».
2.
Информационные ресурсы.
Для
права в его нормативно-
Информационный ресурс в структурном, предметном, восприятии представляет собой массив или отдельный документ, иной визуально воспринимаемый объект, который аккумулирует сведения (информацию), сформированные по определенному признаку или критерию. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», посвященном документированной информации, информационные ресурсы определены как "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Классификация
и формирование информационных ресурсов.
Первично собираемая информация отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения. Информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях, например, количество колец на спиле дерева, свидетельствующих о его возрасте), или информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Сконцентрированный по этому признаку информационный ресурс можно характеризовать как естественный, производственный, социально-экономический. Например, информация о численности населения.
Другой класс информационного ресурса составляют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности любой творческой работы, которая базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям Математическая обработка, логическая и т.д. Сюда же относятся и объекты, создаваемые в области авторского творчества в области литературы, искусства. Это информация, создаваемая в результате интеллектуальной деятельности человека. При этом создается не только вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, но и новая, открывающая то, чего до сих пор человечество не знало Речь идет, например, об открытиях, о прогнозах в различных социальных и природных процессах. Самостоятельное значение имеет классификация информационных ресурсов по сферам их использования. В ее основе лежат признаки классификации информации по интересам потребителей. Потребитель или пользователь информационного ресурса видит в информации источник своих знаний, источник формирования субъективного информационного ресурса. Прежде всего, это связано с получением образования, профессиональной подготовки лица физического, с осуществлением производственной, научной и иной общественно полезной деятельности различных социальных структур, в которых участвуют граждане.
Как правило, происходит формирование информационных ресурсов с учетом потребностей субъектов, использующих уже накопленные ресурсы. Формируются общие, специализированные библиотеки, архивы, различные фонды информации, в условиях информатизации эти источники, депозитарии информационных ресурсов переводятся в электронную форму, создаются электронные информационные системы в качестве накопителей специализированной информации. Это все различные организационные формы представления информационных ресурсов.
Независимо
от формы организационного выражения
в структуре правоотношений информационные
ресурсы являются предметом отношений
субъектов. Именно по поводу этого предмета
у отдельных субъектов
Область
производственной деятельности имеет
свои классификации. Классификаторы, созданные
ООН, ЕС, отражают состав отраслей экономической
деятельности. Всемирная организация
интеллектуальной собственности (ВОИС)
установила классификацию объектов
интеллектуального творчества в
пределах авторского права и смежных
прав, а также объектов промышленной
(патентной) собственности. По этим же
предметным признакам может
Информация
может быть ресурсом
самых разных субъектов:
отдельного лица (гражданина),
юридического лица,
органа государственной
власти или его
подразделений, их служащих
в процессе работы,
органов местного
самоуправления; общественных
организаций, государства
в целом. Эти субъекты
производят, создают
определенный информационный
продукт и потребляют
его в разных видах,
обращая в информационный
ресурс своей деятельности. В настоящее
время особое значение приобретают вопросы
корпоративного, межгосударственного
и глобального интереса к информационным
ресурсам. Все это требует тщательного
исследования с точки зрения правовой
культуры, выработки адекватных правовых
механизмов регулирования отношений в
данной сфере. Основным правовым институтом
для этого является институт правового
режима.
3.Правовой
режим информационных ресурсов.
Что
касается информационных ресурсов или
их отдельных элементов как
Институт
правового режима в праве является
межотраслевым и применяется
к самым разным сферам правового
регулирования и объектам правовых
отношений. Например, Конституция РФ
относит к ведению федерации
такие отрасли
Триединство информации, технологий и систем связи в практической информатике определяет значение института правового режима не только для информационного ресурса. Этот институт действует и в отношениях, связанных с информационными технологиями, образуемых на их основе информационными системами и обеспечивающими взаимодействие систем средств связи.
С введением в 1996 году нового Гражданского кодекса впервые в российском законодательстве информация стала полноправным объектом права, что закреплено в статье 128 «Виды объектов гражданских прав», которая гласит: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) нематериальные блага».
Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
1.
порядок документирования
Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.
2.
право собственности на
Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.
Государство
имеет право выкупа документированной
информации у физических и юридических
лиц в случае отнесения этой информации
к государственной тайне. При
этом собственник информационных ресурсов,
содержащих сведения, отнесенные к
государственной тайне, вправе распоряжаться
этой собственностью только с разрешения
соответствующих органов
Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование содержащейся в них информации.
Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, и форм собственности, а также гражданами на основании ст. 8 Федерального за кона «Об информации, информатизации и защите информации» формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту информацию.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в со ставе государственного имущества.
Информационные
ресурсы могут быть товаром, за исключением
случаев, предусмотренных
3.
категорию информации по