Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:03, реферат
Информационная безопасность определяется способностью нейтрализовать воздействие по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне, как внедрения, так и извлечения информации.
1.1. Назначение, правовая основа Концепции информационной безопасности Российской Федерации
1.2. Роль и место информационной безопасности в общей системе национальной безопасности Российской Федерации
1.3. Основные цели и задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
1.4. Объекты информационной безопасности Российской Федерации
1.5 Основные факторы, влияющие на состояние информационной безопасности Российской Федерации
1.6. Организационно-правовые способы
1.7. Вывод
Федерально-государственное
бюджетное образовательное
"Национальный
Исследовательский Ядерный
Реферат на тему:
Правовые и организационные основы
информационной
безопасности
Реферат подготовил студент
III-го курса группы В-322
Климкин Сергей
Преподаватель
Воронов А. Б.
Содержание
1.1. Назначение, правовая
основа Концепции
1.2. Роль и место
информационной безопасности в
общей системе национальной
1.3. Основные цели
и задачи обеспечения
1.4. Объекты информационной
безопасности Российской
1.5 Основные факторы, влияющие на состояние информационной безопасности Российской Федерации
1.6. Организационно-правовые способы
1.7. Вывод
1.1. Назначение, правовая
основа Концепции
Концепция информационной безопасности Российской Федерации представляет собой официально принятую систему взглядов на проблему обеспечения информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере.
Концепция является составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации и служит методологической основой:
разработки стратегии обеспечения информационной безопасности страны, включающей в себя цели, задачи и комплекс основных мер по ее практической реализации;
формирования и проведения государственной политики Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности;
подготовки предложений по совершенствованию правового, нормативно-методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
разработки целевых программ защиты информационных ресурсов и средств информатизации.
Положения Концепции должны учитываться при формировании государственной политики информатизации, создания и развития единого информационного пространства России.
Правовую основу
Концепции составляют Конституция
Российской Федерации, законы Российской
Федерации "О безопасности", "О
государственной тайне", "Об информации,
информатизации и защите информации",
другие законодательные акты Российской
Федерации, а также международные
договоры и соглашения, заключенные
или признанные Российской Федерацией,
определяющие права и ответственность
граждан, общества и государства
в информационной сфере.
1.2. Роль и место
информационной безопасности в
общей системе национальной
Информационная безопасность играет ключевую роль в обеспечении Жизненно важных интересов Российской Федерации. Это, в первую очередь, обусловлено насущной потребностью, создания развитой и защищенной информационной среды общества. Именно через информационную среду осуществляются угрозы национальной безопасности в различных сферах деятельности государства.
В политической сфере все большее значение приобретают информационные факторы. В традиционном противостоянии политических соперников растут удельный вес и значимость информационно-психологического воздействия.
Экономический потенциал
государства все в большей
степени определяется объемом информационных
ресурсов и уровнем развития информационной
инфраструктуры. В то же время растет
уязвимость экономических структур
от недостоверности, запаздывания и
незаконного использования
В военной сфере исход вооружённой борьбы все в большей степени зависит от качества добываемой информации и уровня развития информационных
технологий, на которых основываются системы разведки, радиоэлектронной борьбы, управления войсками и высокоточным оружием.
В сфере духовной
жизни возникает опасность
Информационная среда,
являясь системообразующим
1.3. Основные цели
и задачи обеспечения
Основные цели обеспечения
информационной безопасности определяются
на базе устойчивых приоритетов национальной
безопасности, отвечающих долговременным
интересам общественного
сохранение и укрепление российской государственности и политической стабильности в обществе;
сохранение и развитие демократических институтов общества, обеспечение прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка;
обеспечение достойной роли России в мировом сообществе;
обеспечение территориальной целостности страны;
обеспечение прогрессивного социально-экономического развития России;
сохранение национальных культурных ценностей и традиций.
В соответствии с указанными приоритетами основными целями информационной безопасности являются:
защита национальных
интересов России в условиях глобализации
информационных процессов, формирования
мировых информационных сетей и
стремления США и других развитых
стран к информационному
обеспечение органов
государственной власти и управления,
предприятий и граждан
реализация прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информации.
К основным задачам обеспечения информационной безопасности относятся: выявление, оценка и прогнозирование источников угроз информационной безопасности;
разработка государственной политики обеспечения информационной безопасности, комплекса мероприятий и механизмов ее реализации;
разработка нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, координация деятельности органов государственной власти и управления и предприятий по обеспечению информационной безопасности;
развитие системы обеспечения информационной безопасности, совершенствование ее организации, форм, методов и средств предотвращения, парирования и нейтрализации угроз информационной безопасности и ликвидации последствий ее нарушения;
обеспечение активного
участия России в процессах создания
и использования глобальных информационных
сетей и систем.
1.4. Объекты информационной
безопасности Российской
К объектам информационной безопасности Российской Федерации относятся:
информационные ресурсы,
вне зависимости от форм хранения,
содержащие информацию, составляющую
государственную тайну и
система формирования,
распространения и
информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей, в том числе системы и средства защиты информации;
система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и пр.), базирующаяся на средствах массовой информацией пропаганды;
права граждан, юридических
лиц и государства на получение,
распространение и
Информационная безопасность
всех вышеуказанных объектов создает
условия надежного
1.5. Основные факторы, влияющие на состояние информационной безопасности Российской Федерации
Происходящие в настоящее время процессы преобразования в политической жизни и экономике России оказывают непосредственное влияние на состояние ее информационной безопасности. При этом возникают новые факторы, которые необходимо учитывать при оценке реального состояния информационной безопасности и определении ключевых проблем в этой области.
Указанные факторы
можно разделить на политические,
экономические и
Политическими факторами являются:
изменение геополитической обстановки вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира, сведения к минимуму вероятности мировой ядерной и обычной войн;
информационная экспансия США и других развитых стран, осуществляющих глобальный мониторинг мировых политических, экономических, военных, экологических и других процессов, распространяющих информацию в целях получения односторонних преимуществ;
становление новой российской государственности на основе принципов демократии, законности, информационной открытости;
разрушение ранее существовавшей командно-административной системы государственного управления, а также сложившейся системы обеспечения безопасности страны;
нарушение информационных связей вследствие образования независимых государств на территории бывшего СССР;
стремление России к более тесному сотрудничеству с зарубежными странами в процессе проведения реформ на основе максимальной открытости сторон;
низкая общая правовая и информационная культура в российском обществе.
Среди экономических факторов наиболее существенными являются: переход России на рыночные отношения в экономике, появление множества отечественных и зарубежных коммерческих структур — производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации, включение информационной продукции в систему товарных отношений;
критическое состояние отечественных отраслей промышленности, производящих средства информатизации и защиты информации;
расширяющаяся кооперация с зарубежными странами в развитии информационной инфраструктуры России.
Из организационно-технических факторов определяющими являются:
недостаточная нормативно-правовая
база в сфере информационных отношений,
в том числе в области
слабое регулирование государством процессов функционирования и развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг в России;
широкое использование в сфере государственного управления и кредитно-финансовой сфере незащищенных от утечки информации импортных технических и программных средств для хранения, обработки и передачи информации;
Информация о работе Правовые и организационные основы информационной безопасности