Проблемы формирования системы информационного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание

Право, выполняя экономические и социально-политические функции и взаимодействуя с государством в лице уполномоченных на правотворчество органов, постоянно развивается, совершенствуется и изменяется. Это связано с различными стратегическими задачами и целями, которые ставятся в тот или иной исторический период. Право как единая система правил поведения регулирует общественные отношения, различающиеся по объекту, содержанию, сущности, субъектному составу и другим критериям.

Содержание

I. Введение.
1.1. Информационное право: Актуальные проблемы формирования новой отрасли.

II. Основная часть.
2.1. Самостоятельный предмет правового регулирования.
2.2. Методы информационного права.
2.3. Понятийный аппарат, присущий только данной отрасли права.

III. Заключение.
IV. Список использованных литератур.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 32.63 Кб (Скачать документ)

Методы правового регулирования  информационного права также  можно условно разделить на общие  и частные. Поскольку деятельность по информации вообще и информационное право в частности тесно взаимодействуют  с другими отраслями права, то к общим методам правового регулирования можно отнести такие как метод равноправия сторон, власти и подчинения, самоуправления, а также методы по регулированию деятельности участников информационного обмена (диспозитивный, императивный). Частные методы данной группы включают в себя «делегирующий, рекомендательный и санкционирующий»[vii] методы.

Не останавливаясь на содержательной характеристике указанных выше методов, считаю правильным отметить, что, исходя из принятого за основу в этой работе определения предмета информационного  права, важное значение приобретает такой метод как разъяснение правильного и эффективного с точки зрения взаимоотношений по информационному обмену применения норм информационного права. Указанные разъяснения должны даваться уполномоченными на то органами и лицами в целях предотвращения нарушения требований информационного законодательства и в целях направления информационных отношений в русло эффективного сотрудничества между субъектами, поскольку при стремительно развивающейся деятельности по информации законодательство просто не успеет урегулировать вновь возникающие отношения.

Понятийный аппарат информационного  права

Информационное право  как некая технологическая взаимообусловленность  правовых норм и как формирующаяся  отрасль основывается на понятийном аппарате, присущем только данной отрасли  права. Иными словами, любая отрасль  российского права как устоявшийся  механизм правового регулирования  конкретных общественных отношений  обладает словесно-понятийным инструментарием. Данный тезис, на мой взгляд, можно  отнести и к информационному  праву.

В настоящее время во многих учебниках и учебных пособиях по информационному праву отмечается необходимость «выработки единых понятий  и для науки, и для нормативной практики».[VIII] Полагаю, что для решения данной проблемы необходимо разграничить сущность информации на две категории:

1. информация как документ (как материальный объект). В этом  смысле все дефиниции, связанные так или иначе с этой категорией, не являются в прямом значении чисто юридическими. Такие понятия, как «документированная информация», «документ», «электронный документ», «информационный обмен» и другие, связаны в большей степени с управленческой работой и практическими навыками по делопроизводству. Указанные термины требуют определения их понятий и приведения к единому знаменателю, так как в разных учебниках они трактуются по-разному;

2. информация как сведения  о чем-либо (как нематериальный  объект). Здесь весьма важное значение приобретает социопсихологическая составляющая информации. В связи с этим следует отметить, что информация представляет собой социальный инструмент, не сравнимый ни с каким-либо другим материальным инструментом. Это объясняется тем, что люди ощущают на себе воздействие материального инструмента или механизма и могут предугадать это воздействие в отличие от информации, когда последствия ее воздействия предугадать маловероятно, а ощутить физическое ее воздействие вообще невозможно. В этой категории сущности информации стоит, на мой взгляд, рассматривать и определять значение понятий «информационных войн», «информационного терроризма», «информационной атаки», «информационной безопасности», «информационного оружия» и так далее. Используя данную категорию и социальную суть информации, как отмечают авторы Иголкин А. А., Росс Г. В. и Фельдман М. Д., СМИ влияют на информационно-психологическую безопасность.[IX] Ведь на самом деле, социопсихологические особенности информации, подаваемой через различные СМИ, позволяют формировать или менять определенную точку зрения на те или иные события. При этом информация здесь не оказывает никакого физического воздействия на ее потребителя.

Однако две вышеуказанные  категории, имманентные информации, не исчерпывают всю ее суть, а  особенно правовые явления, складывающиеся по поводу информации.

    Неопределенной дефиницией в литературе выступает институт права собственности на информацию. Во многих работах по информационному праву говорится о праве собственности на информацию. Считаю, что такой подход является ошибочным с учетом тех категорий информации, которые были обозначены выше. Полагаю, что информация не может находиться в чьей-либо собственности, поскольку она как нечто социально неопределенное не принадлежит никому. Информация является лишь отражением объективной реальности. В собственности могут находиться лишь информационные ресурсы, т. е. отдельные документы и отдельные массивы документов, находящиеся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Разногласия в юридической литературе по поводу собственности на информацию или на информационные ресурсы еще раз подтверждают многофункциональную сущность самой информации.

    Подводя итог сказанному, отмечу, что наличием указанных в этой работе трех конструкций (предмета, методов и понятийного аппарата) информационного права не исчерпывается необходимость в формировании новой отрасли права. Информационному праву присущи также самостоятельные система (нормы и институты), источники.

При формировании новой отрасли  всегда возникают различные мнения: некоторые выступают «за», некоторые  – «против». Информационное право  не стало в этом смысле исключением. Споры, рождающиеся по поводу выделения  информационного права из системы  права, не лишены основания и требуют  обсуждения. Однако размеры настоящей  работы не позволяют мне изложить свои взгляды в более полном объеме.

IV. Заключение.

В заключение хотелось бы резюмировать, что информационное право – это  формирующаяся отрасль нового тысячелетия, и именно поэтому в настоящее  время необходимо акцентировать  свое внимание на формирующейся отрасли  и предопределить критерии ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

[I] Кузнецов П. У. Методологические особенности правового обеспечения информационных процессов и информационной безопасности // Альманах. Приложение к Российскому юридическому журналу.-2001.-№1.-С. 55-75.

[II] Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротуолл К. Реклама: теория и практика М.: «Прогресс», 1989.

[III] Малько А. Право гражданина на информацию: необходимость, природа, гарантии реализации // Правоведение, 1995.- №3.- С. 14.

[IV] Там же. С. 15

[V] Долотказин Р. Х. Информационная безопасность как основная составляющая информационного законодательства // Альманах. Приложение к Российскому юридическому журналу.-2001.-№1.-С. 130.

[VI] Рассолов М. М. Информационное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1999. – С.10

[VII] Рассолов М. М. Указ. соч. С. 21-22

[VIII] Информационное право: Основы практической информатики. Учебное пособие / И. Л. Бачило. - М.: 2001.- С.63

[IX] Иголкин А. А., Росс Г. В. и Фельдман М. Д. Влияние СМИ на информационно-психологическую безопасность региона: возможность оценки методами контент-анализа // Комплексная защита информации. Сборник материалов 6-ой международной конференции. Минск, 2002.- С. 125-126


Информация о работе Проблемы формирования системы информационного права