Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:59, контрольная работа
Проблема - это реальное противоречие, требующее разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.
Вариант 6.
Проблема - это реальное противоречие, требующее разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.
Наиболее типичные проблемы в исследовании управления:
■ совершенствование организации управления;
■ совершенствование технологии управления (разработки управленческих решений);
■
совершенствование системы
■ разработка стратегий и инноваций и др.
Каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т.е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управления, последствий нерешения, возможностей решения и пр.
Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.
Исследование предполагает не только применение какого-либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы.
В практике исследования систем управления большое значение имеет:
■ отделение реальных проблем от псевдореальных;
■ отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;
■ ранжирование проблем по критерию ценности ожидаемого результата;
■ выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения. Существуют реальные и мнимые проблемы. Последние можно разделить на
три вида:
1.
Уже не проблема, т.е. проблема
решенная, но считающаяся еще
не решенной или такая,
2. Еще не проблема, т.е. существующая лишь в предпосылках или возникшая задолго до того, как сложились условия для ее решения.
3. Проблема, для которой не существует решения.
Качество проблемы - это:
■ ее реальность;
■ необходимость разрешения (актуальность);
■ возможность разрешения (ресурсы);
■ предполагаемый результат;
■ класс проблемы.
Определение и распознавание проблемы - это:
1. Формулирование проблемы:
■ Наводящие вопросы.
■ Постановка центрального вопроса (контрадикция), т.е. фиксация того противоречия, которое легло в основу проблемы.
■ Предположительное описание предполагаемого результата (финитизация).
2. Построение проблемы:
■ Расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответ на основной проблемный вопрос (стратификация).
■ Группировка и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему (композиция).
■ Ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования, отграничение известного от неизвестного в области объекта исследования (локализация).
■ Поиск альтернатив для всех элементов проблемы (вариантификация).
3. Оценка проблемы:
■ Выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр. (кондификация).
• Проверка наличных возможностей и предпосылок (инвентаризация).
■
Выяснение степени
■ Нахождение среди уже решенных проблем, аналогичных решаемой (уподобление).
■ Отнесение проблемы к определенному типу (квалификация).
4. Обоснование проблемы:
■ Установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами (экспозиция).
■ Приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения (актуализация).
■ Выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы (компроментация).
■ Синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компроментации (демонстрация).
5. Обозначение проблемы:
■ Перекодировка, перевод проблемы на иной научный или обычный язык (экспликация понятия).
■ Выбор словесной нюансировки выражения проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы (интимизация).
Первый методологический принцип исследования. Проблема — это противоречие, которое предстает нам иногда в качестве абсурда (неожиданно, непривычно, необъяснимо, нелогично, абстрактно).
Второй методологический npuнцun - принцип оценки. Любые события, явления, противоречия мы оцениваем по критериям важности, объективности, актуальности, связи с другими явлениями, сложности.
Третий методологический принцип - принцип распознавания. Всегда возникает необходимость отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности к определенной типологической группе.
Это позволяет:
■ глубже понять новое явление;
■ определить его свойства и характер;
■ сделать оценку более существенной.
А если явление не укладывается в существующие типологические схемы, то возникает возможность их изменения, дополнения, развития.
Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществления, комбинация и алгоритм различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.
Этапами исследования могут быть следующие: цель, накопление информации, обучение (образование), концепция, гипотеза, проблема, рецепт, проект, рекомендации, решение, модель, методика.
Исследования разных видов предполагают различные процессуально-методологические схемы их проведения.
Например, для исследования стратегии необходимо начинать с разработки цели и концепции, а для исследования какого-либо частного вопроса функционирования фирмы можно не заострять на этом внимание, просто уяснить проблему и разработать решение.
Выбор
критериев эффективности
Основой для критериев являются индикаторы эффективности функционирования подсистем СУ из элементов и компонентов. Нормативное состояние этих индикаторов может использоваться в качестве критериев эффективности. В случае отсутствия качественных, расчетных нормативов в качестве нормативного состояния может быть использован наиболее передовой аналог. В этой связи вполне логичными могут быть следующие действия, обеспечивающие выбор соответствующих проблеме критериев.
На первом этапе устанавливается местоположение (адрес) проблемы в СУ. Это может быть подсистема, ее элемент или какой-то компонент. На втором подбираются соответствующие адресу проблемы индикаторы эффективности. На третьем осуществляется выбор или поиск нормативных значений для выбранных на предыдущем этапе индикаторов. Эти нормативные индикаторы представляют собой критерии эффективности.
Рис. 2.1 Логика выбора критериев эффективности
В зависимости от глубины и масштаба исследования критерий может быть единственным или представлять собой совокупность таковых. На выбор совокупности критериев влияют следующие факторы:
В качестве графических используются следующие методы:
В процессе создания методов системного анализа был специально разработан и тщательно отлажен метод дерева целей, который стал центральным, главным методом системного анализа. Дерево целей представляет связный граф, вершины которого интерпретируются как цели, а ребра или дуги как связи между целями. При этом в понятие целей на разных уровнях вкладывается различное содержание: от объективных народнохозяйственных потребностей и желаемых направлений развития на верхнем уровне дерева до решения задач и осуществления отдельных мероприятий на нижних уровнях. Основным требованием к дереву целей является отсутствие циклов. В остальном этот метод является достаточно гибким, позволяющим удовлетворить любым требованиям. Дерево целей представляет собой главный инструмент увязки целей высшего уровня с конкретными средствами их достижения на низшем производственном уровне через ряд промежуточных звеньев. Метод дерева целей используется для:
Матричные формы представления и анализа информации не являются специфическим инструментом системного анализа, однако широко используются на различных его этапах в качестве вспомогательного средства. Матрица является не только чрезвычайно наглядной формой представления информации, но и формой, которая во многих случаях раскрывает внутренние связи между элементами, помогает выяснить и проанализировать наблюдаемые части структуры. Замечательным примером блестящего использования свойств матриц является открытие Менделеевым периодической системы элементов, которая позволила упорядочить целый ряд объективных закономерностей, присущих химическим элементам, интерпретировать и экстраполировать их свойства в тех случаях, когда элементы еще не были открыты.
Матрицы используются для представления и анализа систем и их структур (этапы II и III). Перестроение дерева целей в матрицу бывает удобно для анализа структуры дерева целей, для выявления взаимосвязей и отношений между целями (так называемый анализ перекрестной поддержки целей) на этапе IX – отбора вариантов и усечения целей. При решении задач отбора конкретных вариантов мероприятий или средств широко используются различные типы таблиц решения. И, наконец, так называемые функционально-целевые матрицы являются одним из основных инструментов проектирования организаций, ориентированных на цель (этап XII).