Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:32, лекция
Лекции по дисциплине "Информатика"
паскаль,массивы,условный
оператор,системы счисления,
10. О П Е Р А Т О Р Ы В В О Д А
И В Ы В О Д А
Для ввода и вывода данных используются стандартные процедуры ввода
и вывода Read и Write, оперирующие стандартными последовательными файлами
INPUT и OUTPUT.
Эти файлы
разбиваются на строки
от друга признаком конца строки. Конец строки задается нажатием кла-
виши ENTER.
Для ввода исходных данных используются операторы процедур ввода:
Read(A1,A2,...AK);
ReadLn(A1,A2,...AK);
ReadLn;
Первый из них реализует чтение К значений исходных данных и прис-
ваивание этих значений переменным А1, А2, ..., АК. Второй оператор
реализует чтение К значений исходных данных, пропуск остальных значе-
ний до начала следующей строки, присваивание считанных значений пере-
менным А1, А2, ..., АК. Третий оператор реализует пропуск строки ис-
ходных данных.
При вводе исходных данных происходит преобразование из внешней
формы представления во внутреннюю, определяемую типом переменных. Пе-
ременные, образующие список ввода, могут принадлежать либо к целому,
либо к действительному, либо к символьному типам. Чтение исходных
данных логического типа в языке ПАСКАЛЬ недопустимо.
Операторы ввода при чтении значений переменных целого и
действительного типа пропускает пробелы, предшествующие числу. В то
же время эти операторы не пропускают пробелов, предшествующих значе-
ниям символьных переменных, так как пробелы являются равноправными
символами строк. Пример записи операторов ввода:
var rV, rS: Real;
iW, iJ: Integer;
chC, chD: Char;
................
Read(rV, rS, iW, iJ);
Read(chC, chD);
Значения исходных данных могут отделяться друг от друга пробелами
и нажатием клавиш табуляции и Enter.
Для вывода результатов работы программы на экран используются
операторы:
Write(A1,A2,...AK);
WriteLn(A1,A2,...AK);
WriteLn;
Первый из этих операторов реализует вывод значений переменных А1,
А2,...,АК в строку экрана. Второй оператор реализует вывод
значений переменных А1, А2, ..., АК и переход к началу следующей
строки. Третий оператор реализует пропуск строки и переход к началу
следующей строки.
Переменные, составляющие список вывода, могут относиться к целому,
действительному, символьному или булевскому типам. В качестве элемен-
та списка вывода кроме имен переменных могут использоваться выражения
и строки.
Вывод каждого значения в строку экрана происходит в соот-
ветствии с шириной поля вывода, определяемой конкретной реализацией
языка.
Форма представления значений в поле вывода соответствует типу пе-
ременных и выражений: величины целого типа выводятся как целые деся-
тичные числа, действительного типа - как действительные десятичные
числа с десятичным порядком, символьного типа и строки - в виде сим-
волов, логического типа - в виде логических констант TRUE и FALSE.
Оператор вывода позволяет задать ширину поля вывода для каждого
элемента списка вывода. В этом случае
элемент списка вывода имеет вид А:К, где
А - выражение или строка, К - выражение либо константа целого типа.
Если выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К,
то перед
этим значением располагаются
ние не помещается в ширину поля К, то для этого значения будет отве-
дено необходимое количество позиций. Для величин действительного типа
элемент списка вывода может иметь вид А:К:М, где А - переменная или выраже-
ние действительного типа, К - ширина поля вывода, М - число цифр
дробной части выводимого значения. К и М - выражения или константы
целого типа. В этом случае действительные значения выводятся в форме
десятичного числа с фиксированной точкой.
Пример записи операторов вывода:
. . . . . . . . . . . .
var rA, rB: Real; iP,iQ:Integer;
bR, bS: Boolean; chT, chV, chU, chW: Char;
. . . . . . . . . . . .
WriteLn(rA, rB:10:2);
WriteLn(iP, iQ:8);
WriteLn(bR, bS:8);
WriteLn(chT, chV, chU, chW);
11. С Т Р У К Т У Р А П Р О Г Р А М М Ы
Программа на языке ПАСКАЛЬ состоит из заголовка, разделов описаний
и раздела операторов.
Заголовок программы содержит имя программы, например:
Program PRIM;
Описания могут включать в себя раздел подключаемых библиотек (мо-
дулей), раздел описания меток, раздел описания констант, раздел опи-
сания типов, раздел описания переменных, раздел описания процедур и
функций.
Раздел описания модулей определяется служебным словом USES и со-
держит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав
системы TURBO PASCAL, так и написанных пользователем. Раздел описания
модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей от-
деляются друг от друга запятыми:
uses CRT, Graph;
Любой оператор
в программе может быть
метки используются произвольные целые без знака, содержащие не более
четырех цифр, либо имена. Метка ставится перед оператором и отделяет-
ся от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны
быть перечислены в разделе описания меток, например:
label 3, 471, 29, Quit;
Описание констант позволяет использовать имена как синонимы конс-
тант, их необходимо определить в разделе описаний констант:
const K= 1024; MAX= 16384;
В разделе описания
переменных необходимо
менных, используемых в программе:
var P,Q,R: Integer;
A,B: Char;
F1,F2: Boolean;
Описание типов, прцедур и функций будет рассмотрено ниже. Отдель-
ные разделы описаний могут отсутствовать, но следует помнить, что в
ПАСКАЛЬ - программе должны быть обязательно описаны все компоненты
программы.
Раздел операторов представляет собой составной оператор, который
содержит между служебными словами
begin.......end
последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга
символом ;.
Текст программы заканчивается символом точка.
Кроме описаний и операторов ПАСКАЛЬ - программа может содержать
комментарии, которые представляют собой произвольную последователь-
ность символов,
расположенную между
{ и закрывающей скобкой комментариев }.
Текст ПАСКАЛЬ - программы может содержать ключи компиляции, кото-
рые позволяют управлять режимом компиляции. Синтаксически ключи ком-
пиляции записываются как комментарии. Ключ компиляции содержит символ
$ и букву-ключ с последующим знаком + (включить режим) или - (выклю-
чить режим). Например:
{$E+} - эмулировать математический сопроцессор;
{$F+} - формировать дальний тип вызова процедур и функций;
{$N+} - использовать математический сопроцессор;
{$R+} - проверять выход за границы диапазонов.
Некоторые
ключи компиляции могут
{$I имя
файла} - включить в текст
ный файл.
Пример записи простой программы:
Program TRIANG;
var A, B, C, S, P: Real;
begin
Read(A,B,C);
WriteLn(A,B,C);
P:=(A+B+C)/2;
S:=Sqrt(P*(P-A)*(P-B)*(P-C));
WriteLn('S=',S:8:3)
end.
13. О П Е Р А Т О Р П Е Р Е Х О Д А
Обычно операторы в программе выполняются в том порядке, в каком они записаны. Оператор перехода прерывает естественный порядок выполнения программы и указывает, что дальнейшее выполнение должно продолжаться, начиная с оператора, помеченного меткой, указанной в операторе перехода.
14. Э Л Е М Е Н Т Ы С Т Р У К Т У Р Н О Г О
П Р О Г Р А М М И Р О В А Н И Я
Структуризованная программа (или подпрограмма) - это программа,
составленная из фиксированного множества базовых конструкций. Расс-
мотрим основные определения и способы образования этих конструкций в
схемах алгоритмов.
{}
Из операций, развилок и слияний строятся базовые конструкции: сле-
дование, ветвление, цикл. Применяя только эти три конструкции, можно
реализовать алгоритм решения любой задачи.
Конструкция,
представляющая собой
или более операций, называется следованием.
Конструкция, состоящая из развилки, двух операций и слияния, назы-
вается ветвлением. Одна из операций может отсутствовать.
Конструкция, имеющая линии управления, ведущие к предидущим опера-
циям или развилкам, называется циклом.
Конструкции следование, ветвление и цикл можно представить как
операции, так как они имеют единственный вход и единственный выход.
Произвольную последовательность операций можно представить как одну
операцию.
Операция
может быть реализована
любым оператором языка
(простым или составным), либо группой операторов, за исключением опе-
ратора перехода GOTO.
В языке ПАСКАЛЬ количество базовых конструкций увеличено до шести,
это:
-следование;
-ветвление;
-цикл с предусловием;
-цикл с постусловием;
-цикл с параметром;
-вариант.
Далее
рассмотрим, как эти базовые
конструкции реализуются в
ПАСКАЛЬ.
15. У С Л О В Н Ы Й О П Е Р А Т О Р
{}
Условный оператор в короткой форме работает по правилу: если бу-
левское выражение B истинно, то выполняется оператор ОР1, далее вы-
полняется оператор, следующий за условным. Если булевское выражение B
ложно, то будет выполняться оператор, следующий за этим условным опе-
ратором.
16. Ц И К Л С П Р Е Д У С Л О В И Е М{}
17. Ц И К Л С П О С Т У С Л О В И Е М{}
18. Ц И К Л С П А Р А М Е Т Р О М{}
19. О П Е Р А Т О Р Ы З А В Е Р Ш Е Н И Я Ц И К Л А
Для всех операторов цикла выход из цикла осуществляется как
вследствие естественного окончания оператора цикла, так и с
помощью операторов перехода и выхода.
В версии ТУРБО ПАСКАЛЬ 7.0 определены стандартные процедуры Break и
Continue. Процедура Break выполняет безусловный выход из цикла. Проце-
дура Continue обеспечивает переход к началу новой итерации цикла.
20. О П Е Р А Т О Р В А Р И А Н Т А{}
21. П Е Р Е Ч И С Л Я Е М Ы Й Т И П Д А Н Н Ы Х
Перечисляемый тип представляет собой ограниченную упорядоченную
последовательность скалярных констант, составляющих данный тип. Зна-
чение каждой константы задается ее именем. Имена отдельных констант
отделяются друг от друга запятыми, а вся совокупность констант, сос-
тавляющих данный перечисляемый тип, заключается в круглые скобки.
Программист объединяет в одну группу в соответствии с каким - либо
признаком всю совокупность значений, составляющих перечисляемый тип.
Например, перечисляемый тип Rainbow(РАДУГА) объединяет скалярные значения
RED, ORANGE, YELLOW, GREEN, LIGHT_BLUE, BLUE, VIOLET (КРАСНЫЙ,
ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ). Пе-
речисляемый тип Traffic_Light (СВЕТОФОР) объединяет скалярные
значения RED, YELLOW, GREEN (КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ).
Перечисляемый тип описывается в разделе описания типов, который
начинается со служебного слова type, например:
type
Rainbow = (RED, ORANGE, YELLOW, GREEN, LIGHT_BLUE, BLUE, VIOLET);
Каждое значение является константой своего типа и может принадле-
жать только одному из перечисляемых типов, заданных в программе. Нап-
ример, перечисляемый тип Traffic_Light не может быть определен в одной
программе с типом Rainbow, так как оба типа содержат одинаковые конс-
танты.
Описание переменных, принадлежащих к скалярным типам, которые объ-
явлены в разделе описания типов, производится с помощью имен типов.
Например:
type Traffic_Light= (RED, YELLOW, GREEN);
var Section: Traffic_Light;
Это означает, что переменная Section может принимать значения RED,
YELLOW или GREEN.
Переменные
перечисляемого типа могут
ния переменных, например:
var Section: (RED, YELLOW, GREEN);
При этом имена типов отсутствуют, а переменные определяются сово-
купностью значений, составляющих данный перечисляемый тип.
К переменным перечисляемого типа может быть применим оператор
присваивания:
Section:= YELLOW;
Упорядоченная последовательность значений, составляющих перечисля-
емый тип, автоматически нумеруется, начиная с нуля и далее через еди-
ницу. Отсюда следует, что к перечисляемым переменным и константам мо-
гут быть применены операции отношения и стандартные функции Pred,
Succ, Ord.
Переменные и константы перечисляемого типа не могут быть элемента-
ми списка ввода или вывода.
22. И Н Т Е Р В А Л Ь Н Ы Й Т И П Д А Н Н Ы Х
Отрезок любого порядкового типа