Распознавание речи компьтером

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 10:18, доклад

Описание

Первые попытки разработать программу, способную понимать человеческую речь, были предприняты едва ли не на заре компьютерной эры, в начале пятидесятых. В дальнейшем многие научные центры, в том числе и в нашей стране, брались за решение этой проблемы (фундаментальные исследования теории языка, которые велись в 70-х годах в СССР, легли в основу многих современных продуктов), но первый серьезный прорыв в области речевых технологий удалось сделать только в 1986 году в знаменитом американском Defense Advanced Research Project Agency (DARPA) — Агентстве перспективных исследований Министерства обороны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. История 5
2. Распознавание речи на сегодняшний день 7
3. Алгоритмы распознавания речи 9
4. Способы распознавания речи 13
5. Перспективы 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

Работа состоит из  1 файл

Распознавание речи доклад.docx

— 226.31 Кб (Скачать документ)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. История 5

2. Распознавание речи на сегодняшний день 7

3. Алгоритмы распознавания речи 9

4. Способы распознавания речи 13

5. Перспективы 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

 

  

ВВЕДЕНИЕ

 

Когда-то писателям-фантастам  возможность обычного разговора  с компьютером казалась столь  очевидной и естественной, что  первые вычислительные машины, лишенные голосового интерфейса, воспринимались как что-то неполноценное и еще  не вполне состоявшееся. С той норы утекло много времени, за которое  произошли две перемены: первая из них состояла в том, что люди с  этой неполноценностью смирились, а  вторая характерна тем, что под влиянием технического прогресса стали возрождаться надежды на долгожданную реализацию естественного интерфейса, частью которого и является разговор.

Надо сказать, что потребность  в речевом общении с компьютером  столь естественна, что ее не могли  заглушить никакие паллиативы, порождаемые  развитием аппаратного и программного обеспечения. В наибольшей мере ее стимулирует  отнюдь не желание разработчиков  создать пользовательские суперудобства, а существование специфических областей компьютеризации, где голосовые команды являются наиболее приемлемым или даже единственно возможным решением. К ним относятся телефонный доступ к автоматическим справочным системам, управление удаленным компьютером или мобильным портативным устройством, осуществляемое во время движения.

Первые попытки разработать  программу, способную понимать человеческую речь, были предприняты едва ли не на заре компьютерной эры, в начале пятидесятых. В дальнейшем многие научные центры, в том числе и в нашей стране, брались за решение этой проблемы (фундаментальные исследования теории языка, которые велись в 70-х годах в СССР, легли в основу многих современных продуктов), но первый серьезный прорыв в области речевых технологий удалось сделать только в 1986 году в знаменитом американском Defense Advanced Research Project Agency (DARPA) — Агентстве перспективных исследований Министерства обороны.

Успех связан с тем, что  ученые решили уменьшить число фонетических структур, предлагаемых распознающему  устройству. Для реализации этой задачи они применили так называемую "скрытую марковскую модель" (Hidden Markov Model, HMM), основанную на свойстве марковской цепи генерировать последовательность определенных детерминированных символов при переходах между некоторыми состояниями вероятностного характера (в марковском процессе параметры системы зависят только от предыдущего состояния и "не помнят" более глубокой предыстории). Имея последовательность символов, сгенерированную марковской моделью, можно однозначно восстановить породившую ее последовательность состояний,но лишь только при том условии, что каждый символ соответствует одному состоянию.

В процессе цифровой обработки  речевой сигнал подвергается сначала  логарифмическому, а затем обратному  преобразованию Фурье, в результате чего отыскивается с десяток первых коэффициентов, несущих наиболее существенную информацию об огибающей спектральной характеристики сигнала. Собственно, современные развитые коммерческие программы распознавания речи и отличаются именно способом реализации механизма выбора из своей (или созданной пользователем) базы данных наиболее вероятного набора фонем (минимально значимых элементов, из которых состоит слово).

 

  1. История

 

Первое устройство для  распознавания речи появилось в 1952 году, оно могло распознавать произнесённые человеком цифры. В 1964 году на ярмарке компьютерных технологий в Нью-Йорке было представлено устройство IBM Shoebox.

Коммерческие программы  по распознаванию речи появились  в начале девяностых годов. Обычно их используют люди, которые из-за травмы руки не в состоянии набирать большое  количество текста. Эти программы (например, Dragon NaturallySpeaking, VoiceNavigator) переводят голос пользователя в текст, таким образом, разгружая его руки. Надёжность перевода у таких программ не очень высока, но с годами она постепенно улучшается.

Увеличение вычислительных мощностей мобильных устройств  позволило и для них создать  программы с функцией распознавания  речи. Среди таких программ стоит  отметить приложение Microsoft Voice Command, которое позволяет работать со многими приложениями при помощи голоса. Например, можно включить воспроизведение музыки в плеере или создать новый документ.

Интеллектуальные речевые  решения, позволяющие автоматически  синтезировать и распознавать человеческую речь, являются следующей ступенью развития интерактивных голосовых  систем (IVR). Использование интерактивного телефонного приложения в настоящее время не веяние моды, а жизненная необходимость. Снижение нагрузки на операторов контакт-центров и секретарей, сокращение расходов на оплату труда и повышение производительности систем обслуживания — вот только некоторые преимущества, доказывающие целесообразность подобных решений.

Прогресс, однако, не стоит  на месте и в последнее время  в телефонных интерактивных приложениях  все чаще стали использоваться системы  автоматического распознавания  и синтеза речи. В этом случае общение с голосовым порталом становится более естественным, так  как выбор в нем может быть осуществлен не только с помощью  тонового набора, но и с помощью  голосовых команд. При этом системы  распознавания являются независимыми от дикторов, то есть распознают голос  любого человека.

Основным преимуществом  голосовых систем является дружественность  к пользователю — он избавляется от необходимости пробираться сквозь сложные и запутанные лабиринты голосовых меню. Теперь достаточно произнесения цели звонка, после чего голосовая система автоматически переместит звонящего в нужный пункт меню.

Следующим шагом технологий распознавания речи можно считать  развитие так называемых Silent Speech Interfaces (SSI) (Интерфейсов Безмолвного Доступа). Эти системы обработки речи базируются на получении и обработке речевых сигналов на ранней стадии артикулирования. Данный этап развития распознавания речи вызван двумя существенными недостатками современных систем распознавания: чрезмерная чувствительность к шумам, а также необходимость четкой и ясной речи при обращении к системе распознавания. Подход, основанный на SSI, заключается в том, чтобы использовать новые сенсоры, не подверженные влиянию шумов в качестве дополнения к обработанным акустическим сигналам.

На сегодняшний день существует два типа систем распознавания речи — работающие «на клиенте» (client-based) и по принципу «клиент-сервер» (client-server). При использовании клиент-серверной технологии речевая команда вводится на устройстве пользователя и через Интернет передается на удаленный сервер, где обрабатывается и возвращается на устройство в виде команды (Google Voice, Vlingo, пр.); ввиду большого количества пользователей сервера система распознавания получает большую базу для обучения. Первый вариант работает на иных математических алгоритмах и встречается редко (Speereo Software) — в этом случае команда вводится на устройстве пользователя и обрабатывается в нем же. Плюс обработки «на клиенте» в мобильности, независимости от наличия связи и работы удаленного оборудования. Так, система, работающая «на клиенте» кажется надежнее, но ограничивается, порой, мощностью устройства на стороне пользователя.

 

  1. Распознавание речи на сегодняшний день

 

      Как хорошо было раньше! Позвонив  в справочную, можно было побеседовать с девушкой-оператором и даже назначить ей свидание. Теперь же на том конце провода слышится приятный, но неживой женский голос, предлагающий набрать 1 для получения такой-то информации, 2 — для связи с тем-то, 3 — для выхода в меню и т.д. Все чаще доступ к информации контролируется системой, а не человеком. В этом есть своя логика: однообразная, неинтересная работа выполняется не человеком, а машиной. И для пользователя процедура получения информации упрощается: назвал определенный набор цифр — получил нужную информацию.

      Существующие  технологии распознавания речи  не имеют пока достаточных  возможностей для их широкого  использования, но на данном  этапе исследований проводится  интенсивный поиск возможностей  употребления коротких многозначных  слов (процедур) для облегчения понимания.  Распознавание речи в настоящее  время нашло реальное применение  в жизни, пожалуй, только в  тех случаях, когда используемый  словарь сокращен до 10 знаков, например  при обработке номеров кредитных  карт и прочих кодов доступа  в базирующихся на компьютерах  системах, обрабатывающих передаваемые  по телефону данные. Так что  насущная задача - распознавание по крайней мере 20 тысяч слов естественного языка - остается пока недостижимой. Эти возможности пока недоступны для широкого коммерческого использования. Однако ряд компаний своими силами пытается использовать уже существующие в данной области науки знания.

      Существующие  сегодня системы распознавания  речи основываются на сборе  всей доступной (порой даже  избыточной) информации, необходимой  для распознавания слов. Исследователи  считают, что таким образом  задача распознавания образца  речи, основанная на качестве  сигнала, подверженного изменениям, будет достаточной для распознавания,  но тем не менее в настоящее время даже при распознавании небольших сообщений нормальной речи, пока невозможно после получения разнообразных реальных сигналов осуществить прямую трансформацию в лингвистические символы, что является желаемым результатом.

   Сегодня  в этом направлении работают уже не десятки, а сотни исследовательских коллективов в научных и учебных заведениях, а также в крупных корпорациях. Об этом можно судить по таким международным форумам ученых и специалистов в области речевых технологий, как ICASSP, EuroSpeech, ICPHS и др. Результаты работы, на которую, как у нас образно говорят, «навалились всем миром», трудно переоценить.

       Уже в течение нескольких лет  голосовые навигаторы, или системы распознавания команд, успешно применяются  в различных  областях  деятельности.  Например,  call-центр     OmniTouch    поставленный  Ватикану компанией Alcatel, использовался для обслуживания мероприятий, проходивших в рамках празднования 2000-летия Христа. Паломник, звонивший в call-центр, излагал свой вопрос, и система автоматического распознавания речи «выслушивала» его. Если система определяла, что вопрос задан по часто встречающейся теме, например о расписании мероприятий или адресах гостиниц, то включалась предварительно сделанная запись. При необходимости уточнить вопрос предлагалось речевое меню, в котором голосом надо было указать один из пунктов. Если же система распознавания определяла, что предварительно записанного ответа на заданный вопрос нет, то происходило соединение паломника с оператором-человеком.

   В Швеции  не так давно была открыта автоматическая телефонная справочная служба, использующая программу распознавания речи компании Philips. За первый месяц работы службы Autosvar, которая начала действовать без официального объявления, ее услугами воспользовались 200 тыс. клиентов. Человек должен набрать определенный номер и после ответа автоматического секретаря назвать интересующий его раздел информационного справочника.

   Новая  услуга предназначена в основном для частных клиентов, которые предпочтут ее из-за значительно меньшей стоимости услуг. Служба Autosvar является первой системой такого рода в Европе (в США испытания аналогичной службы в компании AT&T были начаты в декабре  2002  года).

  Вот несколько  примеров использования этой технологии в США.

    Риэлтеры часто обращаются к услугам компании Newport Wireless. Когда риэлтер проезжает на машине по улице и видит возле какого-нибудь дома табличку «Продается», он звонит в Newport Wireless и запрашивает сведения о доме с таким-то номером,  находящемся на такой-то улице. Автоответчик приятным женским голосом рассказывает ему о метраже дома, дате постройки и владельцах. Вся эта информация находится в базе данных Newport Wireless. Риэлтерам остается только выдать сообщение клиенту. Абонентская плата — около 30 долл. в месяц.

    Джули, виртуальный агент компании Amtrak, обслуживает железнодорожных пассажиров с октября 2001 года. Она по телефону сообщает о расписании  поездов, об их прибытии и отправлении, а также производит бронирование билетов. Джули — это продукт компании SpeechWorks Software и Intervoice Hardware. Она уже увеличила показатель удовлетворенности пассажиров на 45%; 13 из 50 клиентов получают всю нужную информацию из «уст» Джули. Раньше компания Amtrak использовала тоновую систему справки, однако показатель удовлетворенности тогда был меньше: всего 9 клиентов из 50.

   В Amtrak признаются, что свою цену (4 млн. долл.) Джули окупила за 12-18 месяцев. Она позволила не нанимать на работу целую команду служащих. A British Airways экономит 1,5 млн. долл. в год, используя технологию от Nuance Communications, которая тоже автоматизирует справочную службу.

  Недавно Sony Computer Entertainment America представила Socom — первую видеоигру, в которой игроки могут отдавать устные приказы бойцам из «Deploy grenades». В игре стоимостью 60 долл. применена технология ScanSoft. В прошлом году было продано 450 тыс. таких игр, что сделало Socom безусловным лидером продаж компании.

 Даже в  медицине технология распознавания голоса нашла свое место. Уже разработаны аппараты осмотра желудка, послушные голосу врача. Правда, эти аппараты, по словам специалистов, пока еще несовершенны: у них замедленная реакция на приказы врача. Но все еще впереди. В Мемфисе VA Medical Center вложил 277 тыс. долл. в программу Dragon, позволяющую врачам и медсестрам надиктовывать информацию в базу данных компьютера. Вероятно, скоро не нужно будет мучиться, чтобы разобрать в медицинской карте почерк врача.

Информация о работе Распознавание речи компьтером