Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа
Обычно под научно-технической революцией понимали скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний. Резкие перемены в науке и технике происходят всё чаще с конца ХVI века. Ускоряющийся процесс развития науки и техники с середины нашего столетия получил название научно-технической революции (НТР). Именно тогда начал формироваться современный технический потенциал.
Атомная угроза
В ХХ веке произошли качественно новые перемены в истории использования энергии – развивается применение атомной энергетики. Одна атомная электростанция даёт на малом количестве топлива достаточно энергии для обеспечения потребностей нескольких городов. Вместе с этим увеличивается угроза слепой технологической случайности – «чернобыльского варианта». Любая техника ломается, как свидетельствует история, а на планете работает более 430 АЭС. Грандиозное оружие массового поражения, атомные и термоядерные бомбы определяют сильную сверхдержаву. Существует лишь два варианта выхода из сложившейся ситуации: маловероятное в ближайшее время разоружение (по-моему мнению, только при изобретении ещё более губительного и ужасного оружия или при глубокой всеобщей перемене отношения к окружающему миру человечество может отказаться от атомных взрывов) или применение и скорая смерть всему живому. Несмотря на это, сохранилась угроза термоядерного пожара. Договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока они молчаливо соблюдаются, но до сих пор не приобрели статуса закона не в одном ядерном государстве. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределённо длительный срок. А только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 года насчитывалось около 25 тыс. ядерных боеголовок.
Вроде бы уменьшилась
опасность прямого военного столкновения
ядерных сверхдержав, но при этом
любой из очагов локальных войн может
стать запалом для всемирной
войны, в которой не будет победителя.
Невозможно не применить атомные
запасы и не омертвить планету, не
получиться долго балансировать
на краю атомной пропасти. Многие люди,
особенно молодёжь, живут под тяжестью
проблемы выживания в условиях непрерывного
совершенствования оружия массового
уничтожения: В ядерный век человечество
впервые за всю историю стало
смертным, и этот печальный итог
стал «побочным эффектом» научно-
Экологическая проблема
Земля, наша колыбель и обитель, в опасности – мы уничтожаем её. Растущее давление антропологических факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почв, вод, атмосферы. Это порождает «коллапс» – резкое и стремительное ухудшение биологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты.
Наша экологическая
ниша раскинулась практически на
всю планету и от нашей деятельности
грозит уничтожение. Растущие потребности
человечества увеличивают негативное,
хоть и непредумышленное воздействие
на природу, вызывая нарастание экологического
кризиса в глобальных масштабах.
Два аспекта человеческого
Взгляды философов и простых людей на технику и её развитие
Середина столетия породила могучий всплеск внимания к философии техники. Мартин Хайдер, Карл Яспер, Томас Веблен, Ольвин Тоффлер и ряд других философов (в том числе наших соотечественников) поставили острейшие вопросы о статусе и генезисе техники, её сущности, характеристиках и перспективах будущего развития. Каковым будет её развитие, существует ли возможность выбирать пути, есть у человека право или гарантия безопасности в тех или иных областях науки? Ещё в 1949 г. А. Эйнштейн и Б. Рассел объявили об ответственности учёных за опасные для судеб человечества итоги научных исследований. В 1968 г. создан Римский клуб – международное объединение учёных, обеспокоенных судьбой человечества.
Конечно, техника всегда привлекала к себе внимание философов. Взгляды на неё многочисленны и очень многие из них противоположны друг другу. Гуманитарный взгляд стремиться оградить человека от уподобления своим творениям, ведь он, уверовав во всемогущество технических достижений, может потерять ценности гуманитарного характера: способность сочувствовать и сострадать ближнему, ценности красоты и добра. Это угроза дегуманизации общественных отношений.
Технократический взгляд напротив считает, что положительная роль прогресса техники даёт большие надежды, что везде нужно стремится к технической замене всего, что она освобождает человечество.
Для техницизма
характерно стремление любые проблемы
(мировоззренческие, нравственные, политические,
педагогические и т.п.) решать по образцу
алгоритмов технического знания. Техника
демонична, мир – это «мегамашина»,
– таковы исходные тезисы техницизма
как образа мыслей, согласия с самоподчинением
технике. Техницизм, связанный с
абсолютизацией техники, утверждает её
самодостаточность и
Луддиты, разрушители станков, появились в конце 18 – начале 20 века; современные неолуддиты обвиняют бездушную власть машин наших дней, превращающую каждого в безмолвную деталь социального механизма, которая целиком зависит от производительной и бытовой техники и не может жить вне и помимо неё. Эти люди готовы уничтожить такую зависимость немедленно, оставив лишь самый необходимый минимум в промышленности и, конечно, не допуская её в быт где она разнежит и тем подчинит себе человека.
Аж с древнего Китая до наших дней дошли идеи недовольства, враждебности к технике – технофобии. Противники техники мотивируют своё отношение тем, что техника, конечно, облегчает жизнь, но порабощает человеческое «я». В 1846 году английская писательница Мери Шелли создала образ Франкенштейна, искусственного чудовища, восставшего против создавших его людей. С тех пор этот неомифологический образ стал нарицательным для подогрева технофобии во всех её формах и не покидает страниц печати, кинолент и экранов телевизоров. «Бунт машин» – расхожая тема в современном масс-культе. От Аристотеля до Мохандамеса Карамгада Ганди мыслителями различных времён и направлений не мало высказано опасений о возможном выходе техники из под контроля людей. Воззрения человека в этом смысле дополнились творениями второй половины ХХ века: информатизация и генная инженерия дают широкое поле для фантазий и самозапугивания.
Человечество всегда возлагало надежды на научные достижения. В 60-е годы люди связывали прогресс с автоматизацией, чуть позже – с решением проблемы термоядерного синтеза, которое дало бы неисчерпаемый источник энергии, в 70-е – 80-е годы – с развитием биологической науки, сулившее заманчивые перспективы в области генной инженерии. Сейчас информатизация и компьютеризация являются наиболее часто обсуждаемыми и развиваемыми отраслями.
Технический и
технологический фетишизм в наши
дни не редкость. Им сильно заражена
техническая интеллигенция, он проник
в сферу хозяйственной и
Как и в давние
времена новое и непонятное кажется
человеку опасным. Для слабого человеческого
тела опасным может стать почти
любой предмет, а мы без страха
пользуемся электричеством и бытовой
химией. Современные эксперименты и
простые фабричные процессы ничуть
не избегают контроля. Наука даёт нам
новые материалы, лекарства, приборы,
а СМИ и массовое искусство
демонстрируют губительные
Некоторые аспекты влияния научно-технической революции на общество и человека
НТР радикально
меняет положение человека (субъекта
труда) в системе производства, вызывает
коренные сдвиги в организации производства
и труда, в системе управления
производством. Человек выводится
за пределы непосредственного
НТР влияет не только
на производство, но и на другие сферы
жизни. В ХХ веке резко возросли автомобильные
перевозки, увеличилась скорость транспорта,
модернизировались пути сообщений,
с достижениями космической техники
(спутники) развитие средств связи
претерпело революцию, микроэлектроника
с успехом применяется в быту
и сфере обслуживания. Растут потребности
человечества, а НТР неизмеримо увеличивает
технические возможности
У человечества
очень большие и заманчивые возможности.
Грандиозные свершения, уникальные
приборы и технологии, позволяющие
поднять производство на достаточный
для процветания уровень, научные
эксперименты, воплощение которых откроет
новые грани мира, улучшение жизни
людей, чего ещё нужно ему добиваться?
А рядом угроза тому миру, который
уже сейчас задыхается в продуктах
нашей жизнедеятельности и
Развитие техники
порой порождает ситуацию абсурда.
Так, например, стремительное развитие
коммуникационных сетей (телефон, радиотелефон,
компьютерные сети) опережают возможность
их значимого и ответственного наполнения.
Многие технические инновации (изобретения,
конструкторские разработки) подчас
опережают время, становятся экономически
невыгодны. Массовое количество технических
приспособлений, их внедрение в производство
и быт опережают
Развитие человеческого общества и техника
В конце ХХ века
деятельность человечества развернулась
так широко, как никогда не распространялось
в своём влиянии на планетный
ареал ни одно живое существо. Антропогенное
общество стремительно развивается
во всех своих проявлениях. Растут границы
познания, совершенствуются методы воздействия
на окружающий мир, ускоряются и модернизируются
обучение и производство. Достижения
и исследования, накопленные за тысячелетия,
не идут в сравнение с научными
открытиями нескольких последних веков.
Сброшена власть естественного отбора,
развеяны религиозные заблуждения
и предрассудки, человек перестал
быть беззащитной игрушкой в руках
природы, численность человеческой
популяции сильно возросла, неизмеримо
повысились уровень и продолжительность
жизни, разработки техники упрощают
нашу деятельность. Во второй половине
ХХ в. происходит быстрый рост среднего
и высшего образования, преодолевается
его элитарность. Утверждается концепция
непрерывности образования, широко
применяются электронные
Современная цивилизация
взятая всепланетно, глобально, рассмотренная
целостно в отвлечении от её внутреннего
многообразия, может получить различные
характеристики. Наиболее распространено
её обозначение как техногенного
тыла индустриальной цивилизации. Это
определение достаточно приемлемо,
поскольку многие другие или слишком
расплывчаты, или частичны, не схватывают
глубинных сущностных оснований
нынешнего бытия людей. Со всем нашим
могуществом мы не должны более следовать
путём жадного потребления