Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 16:04, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является изучение режимов компьютерной обработки информации.
Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
-изучить режимы обработки данных;
-рассмотреть пользовательский интерфейс.
Эта тема актуальна, так как современный этап автоматизации управления производством характеризуется стремительным развитием систем распределенной обработки данных.
Также в курсовой работе решается задача с использованием табличного процессора MS Exсel.
Введение……………………………………………………………………....3
1. Теоретическая часть……………………………………………………..4
Введение………………………………………………………………………4
1.1.Режимы компьютерной обработки данных……………………………..5
1.2.Способы обработки данных……………………………………………...8
1.3. Комплекс технических средств обработки информации……………...9
1.4. Типы ведения диалога………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………..…………....15
2.Практическая часть……………………………………………………..16
2.1.Общая характеристика задачи………………………………………….16
2.2.Описание алгоритма решения задачи………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………21
КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информатика»
на тему
«Режимы
компьютерной обработки
данных»
Пенза-2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая часть……………………………………………………..4
Введение…………………………………………………………
1.1.Режимы компьютерной обработки данных……………………………..5
1.2.Способы обработки данных……………………………………………...8
1.3. Комплекс технических средств обработки информации……………...9
1.4. Типы ведения диалога………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………
2.Практическая часть……………………………………………………..16
2.1.Общая характеристика задачи………………………………………….16
2.2.Описание алгоритма решения задачи………………………………….18
Список
использованной литературы……………………………………21
ВВЕДЕНИЕ.
Целью этой курсовой работы является изучение режимов компьютерной обработки информации.
Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
-изучить режимы обработки данных;
-рассмотреть пользовательский интерфейс.
Эта тема актуальна, так как современный этап автоматизации управления производством характеризуется стремительным развитием систем распределенной обработки данных.
Также в курсовой работе решается задача с использованием табличного процессора MS Exсel.
В задаче надо будет составить табличные данные ведомости продаж с автоматическим заполнением столбцов, используя функцию ПРОСМОТР и таблицы, которые даны в условии задачи. Потом рассчитать сумму, полученную от продаж каждой моделей, итоговую сумму продаж.
Закончить
практическую часть графическим представлением
данных о продаже мобильных телефонов
за текущий день.
Теоретическая часть.
Введение.
Основной функцией компьютера является обработка информации. Для того чтобы числовая, текстовая, графическая и звуковая информация могли обрабатываться на компьютере, они должны быть представлены в форме данных.
При проектировании технологических процессов ориентируются на режимы их реализации. Режим реализации технологии зависит от объемно-временных особенностей решаемых задач: периодичности и срочности, требований к быстроте обработки сообщений, а также от режимных возможностей технических средств, и в первую очередь ЭВМ.
Существуют:
-пакетный режим;
-режим реального масштаба времени;
-режим разделения времени;
-регламентный режим;
-запросный режим;
-диалоговый режим;
- режим телеобработки;
-интерактивный режим;
-однопрограммный режим;
-многопрограммный
режим (мультиобработка).
1.1.Режимы компьютерной обработки данных
Независимо от конкретного содержания процесса обработки данных пользователь взаимодействует с компьютером в одном из двух режимов: пакетном или диалоговом.
Пакетный режим обработки данных предполагает формирование ряда заданий (программ) в единый пакет с его последующим выполнением без непосредственного участия пользователя. Хронологически период широкого применения пакетной технологии соответствовал централизованной обработке на вычислительных центрах (вычислительных центрах коллективного пользования-ВЦКП). При этом пользователь многократно взаимодействовал с оператором: отдавал свое задание, получал распечатку, как правило, с обнаруженными ошибками, устранял ошибки и вновь отдавал оператору задание и так далее до получения приемлемых результатов обработки данных. В пакетном режиме имеется возможность посредством системы приоритетов ускорить прохождение того или иного задания через систему. Главным недостатком пакетной технологии является невозможность оперативного внесения изменений в процесс обработки в ходе его выполнения. В настоящее время благодаря широкому распространению персональных компьютеров степень использования пакетной технологии значительно уменьшилась. Фактически пакетный режим реализуется при начальной загрузке компьютера, когда последовательно в заданном порядке запускаются и выполняются заранее заданные последовательности программ. Для пользователя имеется возможность сформировать собственные наборы последовательно запускаемых и выполняемых программ с помощью подготовки и последующего выполнения, содержащих их названия командных файлов (эти файлы имеют расширение ВАТ). Кроме того, черты пакетной технологии просматриваются при работе с электронной почтой, когда последовательно в автоматическом режиме осуществляется прием почты, проверка ее на наличие вирусов, отправка своих писем.[1,С.73]
Сбор
и регистрация информации, ввод и обработка
не совпадают по времени. Вначале пользователь
собирает информацию, формируя ее в пакеты
в соответствии с видом задач или каким-то
др. признаком. (Как правило, это задачи
неоперативного характера, с долговременным
сроком действия результатов решения).
После завершения приема информации производится
ее ввод и обработка, т.е., происходит задержка
обработки. Этот режим используется, как
правило, при централизованном способе
обработки информации.
Диалоговый режим обработки данных означает обмен сообщениями между пользователем и системой в реальном времени, то есть в темпе реакции пользователя на происходящие события, что создает естественные условия для эффективного управления процессом обработки. При работе на многопользовательских системах (высокопроизводительных компьютерах) диалоговая технология реализуется в режиме разделения времени, когда процессорное время выделяется всем пользователям (решаемым задачам) периодически малыми квантами времени. У каждого пользователя при этом создается впечатление непрерывности процесса обработки его данных.[1,С.73]
Диалоговый
режим (запросный) режим, при котором
существует возможность пользователя
непосредственно
Диалоговый режим требует определенного уровня технической оснащенности пользователя, т.е. наличие терминала или ПЭВМ, связанных с центральной вычислительной системой каналами связи. Этот режим используется для доступа к информации, вычислительным или программным ресурсам. Возможность работы в диалоговом режиме может быть ограничена во времени начала и конца работы, а может быть и неограниченной.
Иногда различают диалоговый и запросный режимы, тогда под запросным понимается одноразовое обращение к системе, после которого она выдает ответ и отключается, а под диалоговым – режим, при котором система после запроса выдает ответ и ждет дальнейших действий пользователя.
Широкое распространение
• наличием широкого круга задач, предполагающих поиск решения в процессе обработки данных при непосредственном участии пользователя;
• появлением непосредственно на рабочих местах пользователей персональных компьютеров с дружественным интерфейсом, имеющих эффективные средства поддержки интерактивного взаимодействия с пользователем (манипуляторы типа мышь, цветные дисплеи с высоким разрешением и поддержкой графики, винчестеры большой емкости, аудиоустройства, операционные системы развитым оконным интерфейсом и др.) при минимальном уровне компьютерной грамотности пользователей;
•
развитием локальных
Диалоговая технология обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с пакетной технологией:
• возможность настройки ресурсов компьютера под индивидуальные запросы пользователя с целью оптимизации хода выполнения конкретного задания;
•
обеспечение условий для
• параллельная работа ряда пользователей над общей задачей (ведение отдельных участков учета различными бухгалтерами с формированием сводных документов) с использованием возможностей сетевых технологий;
•
оперативный поиск при
• возможность быстрого преобразования форм отображения данных и результатов их обработки (в виде таблиц, графиков, диаграмм и др.);
• ускорение процессов отладки используемого прикладного программного обеспечения;
•
возможность визуального
• оперативное управление контролем доступа к информационным ресурсам с учетом уровней привилегий пользователей.
Режим реального масштаба времени. Означает способность вычислительной системы взаимодействовать с контролируемыми или управляемыми процессами в темпе протекания этих процессов. Время реакции ЭВМ должно удовлетворять темпу контролируемого процесса или требованиям пользователей и иметь минимальную задержку. Как правило, этот режим используется при децентрализованной и распределенной обработке данных.
Режим телеобработки дает возможность удаленному пользователю взаимодействовать с вычислительной системой.
Интерактивный режим предполагает возможность двустороннего взаимодействия пользователя с системой, т.е. у пользователя есть возможность воздействия на процесс обработки данных.
Режим разделения времени предполагает способность системы выделять свои ресурсы группе пользователей поочередно. Вычислительная система настолько быстро обслуживает каждого пользователя, что создается впечатление одновременной работы нескольких пользователей. Такая возможность достигается за счет соответствующего программного обеспечения.
Однопрограммный и многопрограммный режимы характеризуют возможность системы работать одновременно по одной или нескольким программам.
Регламентный режим характеризуется определенностью во времени отдельных задач пользователя. Например, получение результатных сводок по окончании месяца, расчет ведомостей начисления зарплаты к определенным датам и т.д. Сроки решения устанавливаются заранее по регламенту в противоположность к произвольным запросам.
1.2 Способы обработки данных
Различаются следующие способы обработки данных: централизованный, децентрализованный, распределенный и интегрированный.
Централизованный. При этом способе пользователь доставляет на ВЦ исходную информацию, и получают результаты обработки в виде результативных документов. Особенностью такого способа обработки являются сложность и трудоемкость налаживания быстрой, бесперебойной связи, большая загруженность ВЦ информацией (т.к. велик ее объем), регламентацией сроков выполнения операций, организация безопасности системы от возможного несанкционированного доступа.
Децентрализованный обработка. Этот способ связан с появлением ПЭВМ, дающих возможность автоматизировать конкретное рабочие место.
Распределенный способ обработки данных основан на распределении функций обработки между различными ЭВМ, включенными в сеть. Этот способ может быть реализован двумя путями: первый предполагает установку ЭВМ в каждом узле сети (или на каждом уровне системы), при этом обработка данных осуществляется одной или несколькими ЭВМ в зависимости от реальных возможностей системы и ее потребностей на текущий момент времени. Второй путь – размещение большого числа различных процессоров внутри одной системы. Такой путь применяется в системах обработки банковской и финансовой информации, там, где необходима сеть обработки данных (филиалы, отделения и т.д.). Преимущества распределенного способа: возможность обрабатывать в заданные сроки любой объем данных; высокая степень надежности, так как при отказе одного технического средства есть возможность моментальной замены его на другой; сокращение времени и затрат на передачу данных; повышение гибкости систем, упрощение разработки и эксплуатации программного обеспечения и т.д. Распределенный способ основывается на комплексе специализированных процессоров, т.е. каждая ЭВМ предназначена для решения определенных задач, или задач своего уровня.
Интегрированный способ обработки информации. Он предусматривает создание информационной модели управляемого объекта, то есть создание распределенной базы данных. Такой способ обеспечивает максимальное удобство для пользователя. С одной стороны, базы данных предусматривают коллективное пользование и централизованное управление. С другой стороны, объем информации, разнообразие решаемых задач требуют распределения базы данных. Технология интегрированной обработки информации позволяет улучшить качество, достоверность и скорость обработки, т.к. обработка производится на основе единого информационного массива, однократно введенного в ЭВМ.
1.3. Комплекс технических средств обработки информации
Технические средства обработки информации делятся на две большие группы. Это основные и вспомогательные средства обработки.
Вспомогательные средства – это оборудование, обеспечивающее работоспособность основных средств, а также оборудование, облегчающее и делающее управленческий труд комфортнее. К вспомогательным средствам обработки информации относятся средства оргтехники и ремонтно-профилактические средства. Оргтехника представлена весьма широкой номенклатурой средств, от канцелярских товаров, до средств доставления, размножения, хранения, поиска и уничтожения основных данных, средств административно производственной связи и так далее, что делает работу управленца удобной и комфортной.
Основные средства – это орудия труда по автоматизированной обработке информации. Известно, что для управления теми или иными процессами необходима определенная управленческая информация, характеризующая состояния и параметры технологических процессов, количественные, стоимостные и трудовые показатели производства, снабжения, сбыта, финансовой деятельности и т.п. К основным средствам технической обработки относятся: средства регистрации и сбора информации, средства приема и передачи данных, средства подготовки данных, средства ввода, средства обработки информации и средства отображения информации. Ниже, все эти средства рассмотрены подробно.
Средства подготовки данных представлены устройствами подготовки информации на машинных носителях, устройства для передачи информации с документов на носители, включающие устройства ЭВМ. Эти устройства могут осуществлять сортировку и корректирование.
Средства ввода служат для восприятия данных с машинных носителей и ввода информации в компьютерные системы
1.4.
Типы ведения диалога.
Пользовательский интерфейс представляет собой набор приемов взаимодействия пользователя с приложением. Под приложением понимается пакет прикладных программ (программа), ориентированный на обработку данных в конкретной предметной области.
Пользовательский интерфейс включает в себя три понятия: процедуры общения пользователя с приложением, приложения с пользователем и язык общения. Язык общения задается разработчиком программного обеспечения. Важнейшими свойствами интерфейса являются: конкретность, наглядность и удобство работы. Определяющим при разработке пользовательского интерфейса являются возможности интерфейса используемой операционной системы, в среде которой предполагается работа с приложением. В последние годы благодаря богатству возможностей и комфортности разнохарактерной обработки данных, оптимальной для повседневной работы средой стал Windows-подобный интерфейс. Применение единого базового интерфейса формирует у пользователей одинаковые реакции при работе с различными приложениями, что сокращает время на освоение приложений, уменьшает число ошибок при работе с ними, придает чувство комфортности и уверенности. В то же время разработчики приложений получают возможность стандартизации отдельных элементов интерфейса и правил их взаимодействия, создания библиотек с наборами готовых элементов, что позволяет сократить сроки разработки приложений.
К известным типам реализации пользовательского интерфейса на основе диалоговой технологии относятся: командная строка, меню, шаблон, язык запросов, WJMP- и SILK-интерфейсы.
Ввиду простоты хронологически первым в вычислительных системах
был реализован пользовательский интерфейс с использованием командной строки. Реально он реализовывался командами операционной системы. В обобщенном виде команда определяет вид операции обработки и объект (данные). Как правило, ввод команды осуществлялся пользователем в ответ на приглашение системы (в виде специального символа) в нижней строке экрана. Так, в операционной системе MS-DOS команда копирования (сору) редактируемого теста на дискету задается в виде:
С:\> copy text a:[7],
где символ «>» означает приглашение к вводу команды пользователем. Таким образом, работа пользователя организуется через последовательный ввод команд (по завершению выполнения предыдущих команд). При этом система при необходимости выводит на экран простые комментарии, способствующие успешной работе пользователя. Главным недостатком командного режима является необходимость знания состава используемых команд, их синтаксиса, назначений параметров, принятых по умолчанию соглашений и др. Для удобства пользователя системе имелась возможность оперативного получения справки по набору реализованных команд. Для устранения этого недостатка для операционной системы MS-DOS была разработана операционная оболочка Norton Commands ориентированная на применение диалоговой технологии работы с использованием меню.
Меню представляет собой упорядоченный список объектов (операций) на экране, доступных пользователю для выбора. После выбора пользователем объекта меню верхнего уровня возможно появление выпадающего меню (меню более низкого уровня), представляющего возможности для последующего уточняющего выбора. Наилучшей в многоуровневых меню является система из трех уровней. Объекты меню располагаются слева направо по мере убывания частоты использования. Первые используемые меню представляли собой последовательности пронумерованных коротких записей (строк) на экране, где каждая запись определяла название конкретной операции. Зачастую рядом с меню на экран выводилась небольшая подсказка. Инициировать выполнение конкретной операции можно было вводом с клавиатуры номера записи (операции), выделением с помощью курсора или нажатием определенной комбинации клавиш. Подобное меню и сейчас можно увидеть при использовании ориентированных под MS-DOS утилит. В дальнейшем объекты меню стали выделять прямоугольниками (для этого использовались элементы псевдографики). С разработкой операционной оболочки Norton Commander у пользователей появилась возможность формирования собственного меню с требуемым набором операций. В наиболее полном объеме возможности меню отражены в Windows-подобном интерфейсе.
В
системах обработки больших объемов
экономической информации с использованием
баз данных или электронных таблиц
(системы автоматизации
Современным
вариантом использования
Прототипом оконного WBMP—интерфейса (Windows – окно, Image – образ, Menu – меню, Pointer – указатель) явился графический интерфейс, разработанный фирмой XEROX для компьютеров APPLE Macintosh, ориентированных, в значительной степени, на работу с графикой. Затем и в корпорации Microsoft были созданы программные средства, способные поддерживать диалоговую технологию на основе WTMP—интерфейса.
В настоящее время практически во всех распространенных операционных системах и пакетах прикладных программ используется WIMP—интерфейс. Стандартом в организации такого интерфейса стало применение манипуляторов типа мышь (трэкболл, джойстик и др.) для управления процессом обработки данных, системы окон с регулируемыми размерами и взаимным положением (для отображения каждого процесса – свое окно), иерархического контекстного меню, пиктограмм в качестве ссылок на различного рода объекты (программы, файлы с данными и др.), разветвленной контекстной системы помощи пользователю. WIMP-интерфейс позволяет параллельно реализовывать различные виды диалоговой технологии с целью обеспечения пользователю наиболее комфортных условий его работы.
В общем случае окно с приложением представляет собой совокупность ряда специализированных панелей (областей) для размещения:
• названия окна с конкретным приложением;
• меню;
• используемого набора инструментов;
• рабочего стола для ввода, просмотра и редактирования, данных различного типа;
• линеек для определения положения элементов на рабочем столе;
• информации о состоянии выполняемого процесса;
• кнопок управления (командных кнопок).
Руководство процессом обработки со стороны пользователя может осуществляться путем указанием курсором необходимых пунктов меню, пиктограмм (ярлыков), кнопок управления и последующего инициирования выполнения, соответствующих им операций, путем нажатия кнопок мыши или клавиатуры. Активные объекты (окна, пиктограммы, названия файлов и др.) выделяются цветом. Использование альтернативных переключателей и флажков в диалоговых окнах ориентировано на модификацию и уточнение условий выполнения приложений. Встроенные в WIMP—интерфейс средства позволяют обеспечить высокую степень управляемости процессами обработки данных с наглядным отображением получаемых результатов.
Потенциально, в силу естественности его использования, большое применение ожидается для SILK-интерфейса (Speech – речь, Image – образ, Language – язык, Knowledge – знание); основным сдерживающим фактором его применения является недостаточный уровень надежности распознавания голоса пользователя. В настоящее время областями организации взаимодействия пользователя с системой посредством SILK-интерфейса (при ограниченных наборах команд) являются:
• управление динамичными процессами, способными быстро и в широких пределах изменять свое состояние, что предполагает незамедлительную реакцию оператора;
• изучение иностранных языков;
• выполнение
операций, связанных с перемещениями пользователя
в пределах определенной зоны и невозможности
оперативного взаимодействуешь клавиатурой;
• контроль доступа к объектам в системах безопасности и др.
Следует
отметить, что реализация SILK-интерфейса
с полным присущих ему возможностей
предполагает повышенные требования к
аппаратному и программному обеспечению
компьютера.
Заключение.
В теоретической части курсовой работы были рассмотрены режимы компьютерной обработки данных, способы обработки данных, также был рассмотрен комплекс технических средств обработки информации.
Человек
и компьютер могут
При
диалоговом режиме существует возможность
пользователя непосредственно
Рассмотрели ряд преимуществ диалоговой технологи по сравнению пакетной технологией.
Также были рассмотрены пакетный режим, режим реального масштаба времени, режим разделения времени, регламентный режим, запросный режим, диалоговый режим, режим телеобработки, интерактивный режим, однопрограммный и многопрограммный режимы.
Были затронуты такие вопросы, как централизованный, децентрализованный, распределенный способы обработки данных, основные и вспомогательные средства обработки данных.
Были изучены типы ведения диалога:
- пользовательский интерфейс;
- меню;
- шаблон;
-
язык структурированных
-
естественный язык.
Практическая часть.
Вариант 16.
Общая характеристика задачи.
В течение текущего дня в салоне сотовой связи проданы мобильные телефоны, код, модель и цена которых указаны в таблице на рис.1. В таблице на рис.2 указан код и количество проданных телефонов различных моделей.
1. В итоговой таблице рис.3. обеспечить автоматическое заполнение данными столбцов «Модель мобильного телефона», «Цена, руб.», «Продано, шт.», используя исходные данные таблиц на рис.1 и 2, а также функции ЕСЛИ ( ), ПРОСМОТР. Рассчитать сумму, полученную от продаж каждой моделей, итоговую сумму продаж.
2. Сформировать ведомость продаж мобильных телефонов на текущую дату.
3. Представить
графические данные о продаже мобильных
телефонов за текущий день.
Код
мобильного телефона |
Модель
мобильного телефона |
Цена,
руб. |
108 | Fly Z500 | 7899 |
109 | FlyX3 | 4819 |
209 | LG-C3400 | 6540 |
210 | LG-F1200 | 10419 |
308 | Motorola V180 | 3869 |
309 | MotorolaV220 | 4459 |
301 | Motorola C 115 | 1570 |
304 | Motorola C 390 | 5149 |
406 | Nokia 3220 | 4299 |
407 | Nokia 3230 | 10490 |
408 | Nokia 5140 | 6349 |
503 | Pantech G-670 | 7659 |
504 | Pantech GB-100 | 3789 |
604 | Siemens A65 | 2739 |
605 | Siemens A75 | 2869 |
708 | Sony Ericsson T290i | 2569 |
709 | Sony Ericsson Z800i | 13993 |
Рис.1.
Данные таблицы «Модели и цены»
№
продажи |
Код
мобильного телефона |
Продано,
шт. |
1 | 109 | 4 |
2 | 209 | 2 |
3 | 304 | 1 |
4 | 406 | 5 |
5 | 408 | 3 |
6 | 503 | 4 |
7 | 605 | 8 |
8 | 708 | 6 |
Рис.2.
Список продаж
Код
мобильного телефона |
Модель
мобильного телефона |
Цена,
руб. |
Продано,
шт. |
Сумма,
руб. |
109 | ||||
209 | ||||
304 | ||||
406 | ||||
408 | ||||
503 | ||||
605 | ||||
708 |
Рис.3.
Табличные данные ведомости продаж
Описание алгоритма решения задачи.
Рис. 1.1. Данные таблицы «Модели и цены»
Рис. 2.2.
Список продаж.
Рис.3.3. Табличные данные ведомости продаж.
11. Сортируем таблицу Модели и цены по коду.
12.Заполнить графу Модель мобильного телефона, находящийся на
листе За день следующим образом:
Занести в ячейку В3 формулу:
=ПРОСМОТР(A3;'модели
и цены'!$A$3:$A$19;'модели и
Размножить введенную в ячейку В3 формулу для остальных ячеек
(с В4 по В9) данной графы.
13.Заполнить графу Цена, руб., находящийся на листе За день
следующим образом:
Занести в ячейку С3 формулу:
=ПРОСМОТР(A3;'модели и цены'!$A$3:$A$19;'модели и
цены'!$C$3:$C$19)
Размножить введенную в ячейку С3 формулу для остальных ячеек
( с С4 по С9) данной графы.
14. Заполнить графу Продано, шт., находящийся на листе За день
следующим образом:
занести в ячейку D3 формулу:
=ПРОСМОТР(A3;'список продаж'!$
продаж'!$C$2:$C$9)
Размножить введенную в ячейку D3 формулу для остальных ячеек
( с D4 по D9) данной графы.
15. Заполнить графу Сумма, руб., находящийся на листе За день
следующим образом:
Занести в ячейку Е3 формулу:
=С3*D3.
Размножить введенную в ячейку Е3 формулу для остальных ячеек
(с Е4 по Е10) данной графы.
16. В ячейке Е11 рассчитать сумму продаж с помощью автосуммы
(=СУММ (Е3:Е10)).
Рис.3.4.Продажа мобильных телефонов за день.
17.Результаты
вычислений представить графически (рис.4.).
Рис.4.
Графическое представление результатов
вычислений.
Список использованной литературы.