Системы принятия решения и оптимизации в Excel, конструирование баз данных в Access

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание

Разработать систему принятия решения для классификации наземных военных машин.

Содержание

Задание 1. Система принятия решения.
1. Постановка задачи
2. Таблицы в режиме показа чисел
3. Таблица в режиме показа формул
4. Дерево принятия решения
5. Вывод


Задание 2. Оптимизация.
1. Постановка задачи
2. Математическая модель
3. Таблицы
- Таблица в режиме вычислений до оптимизации
- Таблица в режиме показа формул до оптимизации
- Оптимизация решения
- Таблица в режиме вычислений после оптимизации
- Таблица в режиме показа формул после оптимизации
4. Вывод


Задание 3. Проектирование базы данных.
1. Постановка задачи
2. Информационно-логическая модель
3. Создание логической структуры базы данных для СУБД Access
4. Вывод

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Информатике.doc

— 1.91 Мб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра информатики

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по

ИНФОРМАТИКЕ

 

 

Тема: Системы принятия решения и оптимизации в Excel,

             конструирование баз данных в Access.

 

 

 

Выполнил студент:

Институт: ЭИ

Курс: 1-й

Специальность: 140601 Электромеханика

Шифр:

 

 

Проверил преподаватель:

 

Оценка:

 

Подпись преподавателя:

 

Дата:

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание:

 

стр. №:

Задание 1. Система принятия решения.

              1. Постановка задачи

              2. Таблицы в режиме показа чисел

              3. Таблица в режиме показа формул

              4. Дерево принятия решения

              5. Вывод

 

 

Задание 2. Оптимизация.

1.      Постановка задачи

2.      Математическая модель

3.      Таблицы

- Таблица в режиме вычислений до оптимизации

     - Таблица в режиме показа формул до оптимизации

     - Оптимизация решения

     - Таблица в режиме вычислений после оптимизации

               - Таблица в режиме показа формул после оптимизации

4.      Вывод

 

 

Задание 3. Проектирование базы данных.

1.      Постановка задачи

2.      Информационно-логическая модель

3.      Создание логической структуры базы данных для СУБД Access

4.      Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1. Система принятия решения.

 

              1. Постановка Задачи

 

Разработать систему принятия решения для классификации наземных военных машин. База знаний имеет вид:

 

Таблица №1

№ пп

Тип объекта

Атрибут

1

Танк

1.1.           Гусеничный ход

1.2.           Вращающаяся башня

1.3.           Выход через люк

1.4.           Тяжелая броня

2

Самоходное орудие

2.1.     Гусеничный ход

2.2.     Не вращающаяся башня

2.3.     Выход через люк

2.4.     Тяжелая броня

3

Трактор

3.1.             Колесный ход

3.2.             Отсутствие башни

3.3.             Выход через дверь

3.4.             Отсутствие брони

4

Боевая машина пехоты

4.1.             Колесный ход

4.2.             Отсутствие башни

4.3.             Выход через дверь

4.4.             Легкая броня

 

Правила вывода:

 

1.      Если у машины гусеничный ход и вращающаяся башня, и выход экипажа через люк, и тяжелая броня, то «Танк».

2.      Если у машины гусеничный ход и не вращающаяся башня, и выход через люк, и тяжелая броня, то «Самоходное орудие».

3.      Если у машины колесный ход и отсутствие башни, и выход через дверь, и броня отсутствует, то «Трактор».

4.      Если у машины колесный ход и отсутствие башни, и выход через дверь, и легкая броня, то «Боевая машина пехоты».

 

Решение будет выполнено с использованием табличного процессора Excel.

 

 

 

 

 

              2. Таблицы в режиме показа чисел

 

Таблица 2. Результат решения: Танк.

 

Таблица 3. Результат решения: Самоходное орудие.

Таблица 4. Результат решения: Трактор

 

Таблица 5. Результат решения: Боевая машина пехоты

 

Табл. 6. Результат решения: Ошибка. Введены лишние параметры

 

Табл. 7. Результат решения: Ошибка. Объект с введенными параметрами не зарегистрирован в базе данных

 

                            3. Таблица в режиме показа формул.

 

 

 

4. Дерево принятия решения.

 

Дерево принятия решения – графический алгоритм решения задачи, построенный на основе правил вывода. Дерево имеет вершины и ветви. Вершины обозначены эллипсами (проверка условий), либо прямоугольниками (принятие решений). Ветви соединяют вершины и показывают направление решений.

Обозначим сумму введенных параметров – S.

 

 

 

5. Выводы

 

Разработанная система принятия решения полностью выполняет заданные в п.1 правила вывода. На тот случай, если пользователь случайно введет недостаточно параметров, или лишние параметры объекта поиска - введены дополнительные проверки полученного результата, пользователь получит соответствующее сообщение об ошибке. В случае если ни один из типов техники не подходит под введенные в таблицу параметры, пользователь получит сообщение «Объект с введенными параметрами не зарегистрирован в базе данных».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Оптимизация.

 

              1. Постановка Задачи

 

Администрации фирмы требуется определить штат и составить график работы обслуживающего персонала. При этом необходимо обеспечить следующие условия:

                            каждый из сотрудников должен иметь пять рабочих дней в неделю и два выходных подряд;

                            все сотрудники фирмы имеют одинаковую заработную плату (90 руб. в день);

                            всего в фирме на текущий момент работает 200 человек;

                            исходя из специфики работы фирмы, имеются требования к минимальному количеству работающих сотрудников для каждого из дней недели (табл. 10).

 

Таблица 10

День недели

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Требуемое число сотрудников

120

180

180

180

150

80

80

 

Необходимо определить штат сотрудников, обеспечить выполнение всех условий при минимальном фонде заработной платы.

 

Решение будет выполнено с использованием табличного процессора Excel (режим Поиск решения).

 

              2. Построение математической модели

 

Поскольку одним из требований является наличие пяти рабочих дней у каждого сотрудника и наличие двух выходных подряд, составим табл. 11, в которую занесем возможный режим работы для каждого сотрудника. В этой таблице запишем для оценки необходимого числа работающих исходную табл.10.

 

Определение возможных режимов работы

В первом столбце табл. 11 поместим возможные режимы работы сотрудников. Так как сотрудник должен иметь два выходных дня подряд, получаем следующее возможные режимы выходных дней:

Понедельник, вторник;

Вторник, среда;

Среда, четверг;

Четверг, пятница;

Пятница, суббота;

Суббота, воскресенье;

Воскресенье, понедельник.

 

Определение возможного графика работы

Обозначим число сотрудников, имеющих выходные в понедельник и вторник, Х1. Число сотрудников, имеющих выходные во вторник и среду – Х2 и так далее (см. второй столбец табл. 11).

Из табл. 10 видно, что больше всего сотрудников должно работать во вторник, среду и четверг. Следовательно, число выходных у работников в эти дни должно быть меньше всего.

В условии задачи сказано, что всего в фирме 200 сотрудников. Попробуем составить предварительный график работы сотрудников.

В самые напряженные рабочие дни (т.е. в строках х1, х2, х3, х4 табл. 11) спланируем по 10 человек отдыхающих. В дни х5 – 40 человек; х6, х7 – по 60 человек. (Всего 10*4+40+60*2=200 человек). Таким образом,

 

Х1 = Х2 = Х3 = Х4 = 10;              Х5 =40;               Х6 = Х7 = 60.

 

В дальнейшем, изменяя эти значения, будем искать оптимальное решение, обеспечивающее минимальный фонд зарплаты (т.е. минимальное число работающих) при соблюдении требований к рабочему графику.

 

Определение числа работников, выходящих на работу каждый день согласно данному графику

В столбцах “Рабочие дни” введем параметры аij – индикаторы выхода на работу сотрудников.

I – номер режима работы (строки)

J – день недели (столбец)

Например, а11 – индикатор выхода сотрудника, имеющего выходной в первой строке, в Понедельник. Так как этот день у него выходной, а11 = 0. В среду у этого сотрудника рабочий день, поэтому а13 = 1.

В строке “Всего” подсчитывается количество работников, выходящих на работу согласно составленному графику.

Во втором столбце (Число имеющих этот график)

Х1 + Х2 + Х3 + Х4 + Х5 + Х6 + Х7 = 10+10+10+10+40+60+60=200.

В столбце “Всего” для понедельника общее число работающих подсчитывается по формуле

Х1 а11 + Х2 а21 + Х3 а31 + Х4 а41 + Х5 а51 + Х6 а61 + Х7 а71 = 10  0 + 10  1 + 10  1 + 10  1 + 40  1 + 60  1 + 60  0 = 130

Информация о работе Системы принятия решения и оптимизации в Excel, конструирование баз данных в Access