Социально-правовая информация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:26, доклад

Описание

Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назвать социальной информацией. Как родовое понятие она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации. К ней применим и термин "интел-лектуальная информация".
Социальная информация является разновидностью семантической информации.
Содержание социальной информации раскрывается через категории "интерес", "активность", "потребность" и др.
Социальная информация — это сведения об общественных процессах и отношениях, понимаемых в широком контексте.

Работа состоит из  1 файл

Социально-правовая информация.docx

— 35.71 Кб (Скачать документ)

Социально –  правовая информация


1.Понятие социальной  информации

Все виды информации, функционирующей в обществе, можно  назвать социальной информацией. Как родовое понятие она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации. К ней применим и термин "интел-лектуальная информация".

Социальная информация является разновидностью семантической информации.

Содержание социальной информации раскрывается через категории "интерес", "активность", "потребность" и др.

Социальная информация — это сведения об общественных процессах и отношениях, понимаемых в широком контексте.

2.Виды социальной  информации

По сфере применения:

  • массовая информация;
  • правовая информация;
  • научно-техническая информация;
  • политическая информация;
  • статистическая информация;
  • информация о чрезвычайных ситуациях;
  • информация о личности (персональные данные).

По режимам  доступа:

  • открытая информация (без ограничения);
  • информация с ограничением доступа;
  • закрытая;
  • государственная тайна;
  • конфиденциальная информация;
  • коммерческая тайна;
  • профессиональная тайна;
  • служебная тайна.

Информация по видам носителей:

  • на бумаге;
  • на машиночитаемых носителях;
  • в виде изображения на экране;
  • в памяти ЭВМ;
  • информация, передаваемая по каналам связи;
  • на других носителях.

Основным источником высокозначимой информации является наука (научные знания— высшая форма информации). Интеллектуальный потенциал науки определяется ее способ-ностью производить новую научную информацию на единицу потребляемой исходной.

По функциональному  назначению информация может быть разделена  следующим образом:

  • Политическая информация — информация о статике и динамике политических отношений, политической линии государства, деятельности политических партий и общественных объединений, имидже политических деятелей, всех элементах политической системы общества. Разновидность—внешнеполитическая информация — данные о внешнеполитическом курсе государства, внешнеполитических акциях, конфликтах, состоянии международных отношений. Вместе с тем имеется такая политическая информация, которая является одновременно и правовой, т. е. имеет "двойное подчинение". Примером могут быть конституционные нормы о предоставлении политического убежища (ст. 63 Конституции РФ), о государственном языке (ст. 68), об участии Российской Федерации в международных объединениях (ст. 79). Потоки информации в политической сфере не урегулированы, имеют во многом ха-отический характер. Информационное обеспечение политической системы должно охватывать и федеральные органы законодательной власти (Федеральное Собрание), и общественные объединения, и политические партии, и органы местного самоуправления, и др.
  • Самостоятельным видом являются машиночитаемые документы, которые находятся в памяти ЭВМ и могут быть "прочитаны" при помощи программно-аппаратного комплекса. Как и обычные документы, они имеют юридическую силу.
  • Служебная и коммерческая информация (тайна). В ст. 139 ГК РФ "Служебная и коммерческая тайна" дано ее законодательное определение: "1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность и в силу неизвестности ее третьим лицам к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными нормативными актами. 2. Информация, которая составляет служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и иными нормативными акрами".
  • Конфиденциальная информация представляет собой разновидность информации с закрытым доступом. Согласно Федеральному закону "Об информации" это документированная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ. Примерами конфиденциальной информации могут служить персональные данные и информация о частной жизни.
  • Информация, содержащая государственные секреты (государственная тайна),включает военные, стратегические, особо важные экономические сведения. Их режим установлен Федеральным законом "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г.
  • Информация о гражданах (персональные данные) — пол, возраст, семейное положение, сведения о социальном положе-нии, национальность, политические, философские, религиозные взгляды, принадлежность к политическим партиям и общественным движениям, физическое и психическое здоровье, вклады в сберегательных банках, владение собственностью и др.

Основными элементами информации о личности являются: дата и место рождения, адрес, образование, семейное положение, состояние здоровья.

  • Компьютерная информация. В ст. 272 УК РФ она определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети. УК РФ различает три вида компьютерных преступлений: неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. Кроме того, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за непредоставление информации (ст. 140) и незаконный экспорт научно-технической информации (ст. 189), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 257) и за некоторые иные деяния, связанные с разглашением информации.

В информатике  как синоним используется термин "электронная информация", под которой понимаются все виды информации, зафиксированной и распространяемой на машиночитаемых носителях с целью ее дальнейшей обработки на ЭВМ. К электронной информации относятся как электронные версии нормативных правовых актов, справочников, журналов, газет и других изданий, выходящих и в печатном виде, так и издания и массивы, создаваемые только в электронной форме (журналы, базы данных, записи приборов и т. п.). В качестве основных носителей выступают магнитные ленты и компакт-диски.

Перечисленные виды информации имеют важное значение для оптимальной организации государственной деятельности. В обществе функционируют и другие виды социальной информации: социологическая, статистическая, официальная информация государственных органов и др.

  3.Понятие правовой информации

Понятия "информация" и "правовая информация" — центральные в программе создания национальной системы правовой информации. Их изучение прямо связано с укреплением законности и правопорядка, совершенствованием информационного законодательства.

До 70-х гг. термин "информация" ни в общей теории права, ни в отраслевых юридических  науках, ни в законодательстве не применялся. Употребляли такие эквиваленты, как "данные", "материалы", "сведения", "сообщения" и др. Но с начала 60-х гг. в мире начинают развиваться  исследования по правовой кибернетике, создаются первые информационно-поисковые системы по законодательству. Именно в лоне этих исследований стали использовать понятие информации и правовой информации. Были предприняты и первые попытки разработать теоретические проблемы правовой информации.

Так, А. Б. Венгеров выделял два вида правовой информации. Во-первых, ту, которую содержат нормативные правовые акты. "Эта информация носит прескриптивный (предписывающий) характер, она первична, имеет определенную структуру, выполняет функции ограничения разнообразия в поведении своих адресатов и т. д. Правовой ее делают специфические качества — установленные процедуры принятия, общеобязательность соответствующего понимания, предусмотренные способы использования и т. д."

Во-вторых, автор  считал правовой и ту информацию о  юридических документах, которую выдает документальная информационно-поисковая система. Эта информация вторична, она может содержать сведения о нормативных актах, их частях, объединении актов в систему, об источниках опубликования и т. д. "Правовая информация в данном смысле охватывает акты разных уровней (в том числе судебную и арбитражную практику), юридическую доктрину и позволяет говорить об информационно-правовой деятельности как новом направлении в юридической работе".

Более широкое  понимание правовой информации было изложено в исследованиях одного из пионеров правовой кибернетики и информатики С. С. Москвина. Он считал, что "правовая информация является разновидностью социальной информации, тесно связанной с политической информацией", и что правовую информацию "можно определить как используемые в общественной практике знания, сообщения, сведения о правовой сфере жизни общества, о явлениях и процессах, происходящих в этой сфере". По мнению С. С. Москвина, правовая информация включает как "знания, сообщения, сведения о велениях, правилах, имеющих характер общеобязательных норм" (этой составляющей правовой информации уделяется основное внимание), так и "данные о правотворчестве, практике применения правовых норм, результатах научных исследований и т. д."

Понятие правовой информации рассматривалось преимущественно через призму идей теории управления и кибернетики, которые господствовали в 70-е гг.

Именно в эти  годы была предпринята попытка разработать "информационную концепцию права". Однако эта идея так и не была реализована. Информация— это аспект права и правового регулирования, а не их сущность. Глубинная природа права имеет социальный характер.

В 90-е гг. категории "информация" и "правовая информация" поднимаются до уровня категорий общей теории права. В теоретические исследования активно проникают понятия, производные от категории "информация": информационные процессы; информационные отношения; информационные системы и ресурсы.

Анализ законодательных  и иных нормативных правовых актов последних лет указывает на наличие определенной закономерности: в федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и иных правовых актах все большее значение приобретает термин "информация".

Законодатель  использует для выражения информационных отношений и другие близкие по смыслу юридические термины и  понятия — такие, как "материалы", "данные", "сведения", "обстоятельства", "сообщения", "персональные данные" и др.

В некоторых отраслях права используются новые понятия  информации. Например, понятие служебной  и коммерческой тайны (ст. 139 ГК РФ). УК РФ вводит в российской законодательство понятие "компьютерная информация" (гл.28 "Преступления в сфере компьютерной информации").

Суммируя имеющиеся  позиции и законодательные решения, правовую информацию можно определить как сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности.

Специфической чертой правовой и иной информации является то, что она всегда функционирует в конкретном информационном процессе ("информация — мигрирующая структура").

Правовая информация зарождается прежде всего в процессе правотворчества. Ее источником являются такие формы проявления правовой активности, как толкование правовых норм (институтов) и обобщение правовой практики (например, судебной). Дополнительную информацию дает логическое и систематическое толкование. В процессе обобщения правовой практики новая информация возникает за счет разъяснения терминов, понятий, анализа типичных ситуаций в уголовно-правовой, гражданско-правовой и иных сферах судебной деятельности.

Процесс создания информации продолжается в правоприменительной деятельности. В ходе конституционного, гражданского, арбитражного или уголовного производств создается особый вид правовой информации — судебное доказательство, служащее основой для принятия решений, В результате этой деятельности создаются процессуальные документы (решение, приговор, определение), несущие информацию о принятом решении.

Следует иметь  в виду, что правовые нормы сами по себе не являются правовой информацией. Право есть прежде всего средство социального управления. Правовые нормы становятся информацией, когда приобретают форму сообщения (сведений) и поступают в информационные системы.

Материальными носителями правовых норм в информационно-правовом канале обычно являются печатные издания, в которых публикуются соответствующие правовые нормы. Но это может быть и передача правовых норм по каналам связи (в частности, по телевидению или радио), и устная речь. Во всех случаях в человеческом сознании и памяти "стыкуются" все технические звенья правового информационного канала.

Правовая информация имеет официальный и документальный характер.

Правовая информация должна быть достоверной. Но этот термин в данном случае понимается в специфическом  смысле. Достоверность нормативной правовой информации — это соответствие имеющихся текстов закона первоначальному (аутентичному) тексту, образцу ("эталону"). Наряду с термином "достоверность" допустимо употреблять термин "адекватность". Здесь неуместен термин "истинность". Его целесообразно использовать для характеристики результатов установления фактической стороны дела в правоприменительной деятельности.

Системность нормативной  правовой информации — это совокупность нормативных правовых актов (или норм), группирующихся вокруг некоторого "кристаллизационного" управляющего центра. Для всей правовой системы таким центром является Конституция РФ.

В некоторых федеральных  законах рассматриваются вопросы режима правовой информации, но делается это фрагментарно.

Так, запрещено  относить к информации с ограниченным доступом:

  • законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  • документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Правовая информация может быть разделена на две большие группы — нормативная и ненормативная правовая информация.

Данная классификация  играет большую роль в создании баз  данных правовой информации.

4.Нормативная  правовая информация

Этот вид информации касается сведений (сообщений, данных) о нормах права, правовых институтах, правоположениях, санкциях, видах и формах юридической ответственности и т. д. Нормативная правовая информация может быть представ¬лена в виде четырех уровней:

1.  Международно-правовая информация — это сведения, которые содержатся в международных договорах, соглашениях, конвенциях, выражающая взаимосвязи народов, международных организаций, а также отношения по поводу прав и свобод человека.

Вопрос  о том, какие международные принципы и нормы подпадают под категорию "общепризнанных", решает юридическая наука и практика.

2. Правовая  информация федерального уровня содержится в Конституции РФ, в федеральных конституционных законах, в федеральных законах, в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативных актах.

3. Уровень  субъекта Российской Федерации  (региональный уровень). В соответствии  с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республики (государства) в составе РФ имеют свое законодательство и конституцию. Край, область, город федерального значения имеют устав и законодательство. В настоящее время активно формируется региональное законодательство, которое можно подразделить на акты представительной и законодательной власти; органов исполнительной власти; судебной власти.

4.  Акты  местного самоуправления. В соответствии  со ст. 131 Конституции РФ местное  управление не входит в систему государственных органов, а осуществляется в городах, сельских поселениях и других территориях с целью обеспечить самостоятельное решение населением местных вопросов. Нормотворчество органов местного самоуправления представлено актами местных представительных органов; местной администрации; органов территориального общественного самоуправления.

Информация о работе Социально-правовая информация