Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:26, доклад
Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назвать социальной информацией. Как родовое понятие она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации. К ней применим и термин "интел-лектуальная информация".
Социальная информация является разновидностью семантической информации.
Содержание социальной информации раскрывается через категории "интерес", "активность", "потребность" и др.
Социальная информация — это сведения об общественных процессах и отношениях, понимаемых в широком контексте.
Социально – правовая информация
Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назвать социальной информацией. Как родовое понятие она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации. К ней применим и термин "интел-лектуальная информация".
Социальная информация является разновидностью семантической информации.
Содержание социальной информации раскрывается через категории "интерес", "активность", "потребность" и др.
Социальная информация — это сведения об общественных процессах и отношениях, понимаемых в широком контексте.
По сфере применения:
По режимам доступа:
Информация по видам носителей:
Основным источником высокозначимой информации является наука (научные знания— высшая форма информации). Интеллектуальный потенциал науки определяется ее способ-ностью производить новую научную информацию на единицу потребляемой исходной.
По функциональному назначению информация может быть разделена следующим образом:
Основными элементами информации о личности являются: дата и место рождения, адрес, образование, семейное положение, состояние здоровья.
В информатике как синоним используется термин "электронная информация", под которой понимаются все виды информации, зафиксированной и распространяемой на машиночитаемых носителях с целью ее дальнейшей обработки на ЭВМ. К электронной информации относятся как электронные версии нормативных правовых актов, справочников, журналов, газет и других изданий, выходящих и в печатном виде, так и издания и массивы, создаваемые только в электронной форме (журналы, базы данных, записи приборов и т. п.). В качестве основных носителей выступают магнитные ленты и компакт-диски.
Перечисленные виды информации имеют важное значение для оптимальной организации государственной деятельности. В обществе функционируют и другие виды социальной информации: социологическая, статистическая, официальная информация государственных органов и др.
Понятия "информация" и "правовая информация" — центральные в программе создания национальной системы правовой информации. Их изучение прямо связано с укреплением законности и правопорядка, совершенствованием информационного законодательства.
До 70-х гг. термин "информация" ни в общей теории права, ни в отраслевых юридических науках, ни в законодательстве не применялся. Употребляли такие эквиваленты, как "данные", "материалы", "сведения", "сообщения" и др. Но с начала 60-х гг. в мире начинают развиваться исследования по правовой кибернетике, создаются первые информационно-поисковые системы по законодательству. Именно в лоне этих исследований стали использовать понятие информации и правовой информации. Были предприняты и первые попытки разработать теоретические проблемы правовой информации.
Так, А. Б. Венгеров выделял два вида правовой информации. Во-первых, ту, которую содержат нормативные правовые акты. "Эта информация носит прескриптивный (предписывающий) характер, она первична, имеет определенную структуру, выполняет функции ограничения разнообразия в поведении своих адресатов и т. д. Правовой ее делают специфические качества — установленные процедуры принятия, общеобязательность соответствующего понимания, предусмотренные способы использования и т. д."
Во-вторых, автор считал правовой и ту информацию о юридических документах, которую выдает документальная информационно-поисковая система. Эта информация вторична, она может содержать сведения о нормативных актах, их частях, объединении актов в систему, об источниках опубликования и т. д. "Правовая информация в данном смысле охватывает акты разных уровней (в том числе судебную и арбитражную практику), юридическую доктрину и позволяет говорить об информационно-правовой деятельности как новом направлении в юридической работе".
Более широкое понимание правовой информации было изложено в исследованиях одного из пионеров правовой кибернетики и информатики С. С. Москвина. Он считал, что "правовая информация является разновидностью социальной информации, тесно связанной с политической информацией", и что правовую информацию "можно определить как используемые в общественной практике знания, сообщения, сведения о правовой сфере жизни общества, о явлениях и процессах, происходящих в этой сфере". По мнению С. С. Москвина, правовая информация включает как "знания, сообщения, сведения о велениях, правилах, имеющих характер общеобязательных норм" (этой составляющей правовой информации уделяется основное внимание), так и "данные о правотворчестве, практике применения правовых норм, результатах научных исследований и т. д."
Понятие правовой
информации рассматривалось
Именно в эти годы была предпринята попытка разработать "информационную концепцию права". Однако эта идея так и не была реализована. Информация— это аспект права и правового регулирования, а не их сущность. Глубинная природа права имеет социальный характер.
В 90-е гг. категории "информация" и "правовая информация" поднимаются до уровня категорий общей теории права. В теоретические исследования активно проникают понятия, производные от категории "информация": информационные процессы; информационные отношения; информационные системы и ресурсы.
Анализ законодательных и иных нормативных правовых актов последних лет указывает на наличие определенной закономерности: в федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и иных правовых актах все большее значение приобретает термин "информация".
Законодатель использует для выражения информационных отношений и другие близкие по смыслу юридические термины и понятия — такие, как "материалы", "данные", "сведения", "обстоятельства", "сообщения", "персональные данные" и др.
В некоторых отраслях права используются новые понятия информации. Например, понятие служебной и коммерческой тайны (ст. 139 ГК РФ). УК РФ вводит в российской законодательство понятие "компьютерная информация" (гл.28 "Преступления в сфере компьютерной информации").
Суммируя имеющиеся
позиции и законодательные
Специфической чертой правовой и иной информации является то, что она всегда функционирует в конкретном информационном процессе ("информация — мигрирующая структура").
Правовая информация зарождается прежде всего в процессе правотворчества. Ее источником являются такие формы проявления правовой активности, как толкование правовых норм (институтов) и обобщение правовой практики (например, судебной). Дополнительную информацию дает логическое и систематическое толкование. В процессе обобщения правовой практики новая информация возникает за счет разъяснения терминов, понятий, анализа типичных ситуаций в уголовно-правовой, гражданско-правовой и иных сферах судебной деятельности.
Процесс создания информации продолжается в правоприменительной деятельности. В ходе конституционного, гражданского, арбитражного или уголовного производств создается особый вид правовой информации — судебное доказательство, служащее основой для принятия решений, В результате этой деятельности создаются процессуальные документы (решение, приговор, определение), несущие информацию о принятом решении.
Следует иметь в виду, что правовые нормы сами по себе не являются правовой информацией. Право есть прежде всего средство социального управления. Правовые нормы становятся информацией, когда приобретают форму сообщения (сведений) и поступают в информационные системы.
Материальными носителями правовых норм в информационно-правовом канале обычно являются печатные издания, в которых публикуются соответствующие правовые нормы. Но это может быть и передача правовых норм по каналам связи (в частности, по телевидению или радио), и устная речь. Во всех случаях в человеческом сознании и памяти "стыкуются" все технические звенья правового информационного канала.
Правовая информация
имеет официальный и
Правовая информация должна быть достоверной. Но этот термин в данном случае понимается в специфическом смысле. Достоверность нормативной правовой информации — это соответствие имеющихся текстов закона первоначальному (аутентичному) тексту, образцу ("эталону"). Наряду с термином "достоверность" допустимо употреблять термин "адекватность". Здесь неуместен термин "истинность". Его целесообразно использовать для характеристики результатов установления фактической стороны дела в правоприменительной деятельности.
Системность нормативной правовой информации — это совокупность нормативных правовых актов (или норм), группирующихся вокруг некоторого "кристаллизационного" управляющего центра. Для всей правовой системы таким центром является Конституция РФ.
В некоторых федеральных
законах рассматриваются
Так, запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
Правовая информация может быть разделена на две большие группы — нормативная и ненормативная правовая информация.
Данная классификация играет большую роль в создании баз данных правовой информации.
Этот вид информации касается сведений (сообщений, данных) о нормах права, правовых институтах, правоположениях, санкциях, видах и формах юридической ответственности и т. д. Нормативная правовая информация может быть представ¬лена в виде четырех уровней:
1. Международно-правовая информация — это сведения, которые содержатся в международных договорах, соглашениях, конвенциях, выражающая взаимосвязи народов, международных организаций, а также отношения по поводу прав и свобод человека.
Вопрос
о том, какие международные принципы
и нормы подпадают под
2. Правовая информация федерального уровня содержится в Конституции РФ, в федеральных конституционных законах, в федеральных законах, в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативных актах.
3. Уровень субъекта Российской Федерации (региональный уровень). В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республики (государства) в составе РФ имеют свое законодательство и конституцию. Край, область, город федерального значения имеют устав и законодательство. В настоящее время активно формируется региональное законодательство, которое можно подразделить на акты представительной и законодательной власти; органов исполнительной власти; судебной власти.
4. Акты местного самоуправления. В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное управление не входит в систему государственных органов, а осуществляется в городах, сельских поселениях и других территориях с целью обеспечить самостоятельное решение населением местных вопросов. Нормотворчество органов местного самоуправления представлено актами местных представительных органов; местной администрации; органов территориального общественного самоуправления.