Стандарт описания бизнес-процессов IDEF0

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 11:25, реферат

Описание

Целью моделирования является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
1. История возникновения стандарта IDEF0 4
2. Основные элементы и понятия IDEF0 4
3. Процесс разработки IDEF0-модели 13
4. Особенности национальной практики применения функционального моделирования средствами IDEF0 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Работа состоит из  1 файл

IDEF0.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)
  • Ограничение количества функциональных блоков на диаграмме тремя-шестью. Верхний предел (шесть) заставляет разработчика использовать иерархии при описании сложных предметов, а нижний предел (три) гарантирует, что на соответствующей диаграмме достаточно деталей, чтобы оправдать ее создание;
  • Ограничение количества подходящих к одному функциональному блоку (выходящих из одного функционального блока) интерфейсных дуг четырьмя.

    Разумеется, строго следовать этим ограничениям вовсе необязательно, однако, как  показывает опыт, они являются весьма практичными в реальной работе.

3. Процесс разработки IDEF0-модели

    Стандарт IDEF0 содержит набор процедур, позволяющих  разрабатывать и согласовывать  модель большой группой людей, принадлежащих  к разным областям деятельности моделируемой системы. Обычно процесс разработки является итеративным и состоит из следующих условных этапов:

  • Создание модели группой специалистов, относящихся к различным сферам деятельности предприятия. Эта группа в терминах IDEF0 называется авторами (Authors). Построение первоначальной модели является динамическим процессом, в течение которого авторы опрашивают компетентных лиц о структуре различных процессов. На основе имеющихся положений, документов и результатов опросов создается черновик (Model Draft) модели.
  • Распространение черновика для рассмотрения, согласований и комментариев. На этой стадии происходит обсуждение черновика модели с широким спектром компетентных лиц (в терминах IDEF0- читателей) на предприятии. При этом каждая из диаграмм черновой модели письменно критикуется и комментируется, а затем передается автору. Автор, в свою очередь, также письменно соглашается с критикой или отвергает её с изложением логики принятия решения и вновь возвращает откорректированный черновик для дальнейшего рассмотрения. Этот цикл продолжается до тех пор, пока авторы и читатели не придут к единому мнению.
  • Официальное утверждение модели. Утверждение согласованной модели происходит руководителем рабочей группы в том случае, если у авторов модели и читателей отсутствуют разногласия по поводу ее адекватности. Окончательная модель представляет собой согласованное представление о предприятии (системе) с заданной точки зрения и для заданной цели.

    Наглядность графического языка IDEF0 делает модель вполне читаемой и для лиц, которые  не принимали участия в проекте ее создания, а также эффективной для проведения показов и презентаций. В дальнейшем, на базе построенной модели могут быть организованы новые проекты, нацеленные на производство изменений на предприятии (в системе).

4. Особенности национальной практики применения функционального моделирования средствами IDEF0

    В последние годы интерес в России к методологиям семейства IDEF неуклонно  растет. При этом интерес к таким стандартам, как IDEF3-5, возможно, более теоретический, а к IDEF0 вполне практически обоснованным. Собственно говоря, первые Case-средства, позволяющие строить DFD и IDEF0 диаграммы появились на российском рынке еще в 1996 году, одновременно с выходом популярной книги по принципам моделирования в стандартах SADT.

    Тем не менее, большинство руководителей до сих пор расценивают практическое применение моделирования в стандартах IDEF скорее как дань моде, нежели чем эффективный путь оптимизации существующей системы управления бизнесом. Вероятнее всего это связано с ярко выраженным недостатком информации по практическому применению этих методологий и с непременным софтверным уклоном абсолютного большинства публикаций.

    Не  секрет, что практически все проекты  обследования и анализа финансовой и хозяйственной деятельности предприятий сейчас в России так или иначе связаны с построением автоматизированных систем управления. Благодаря этому, стандарты IDEF в понимании большинства стали условно неотделимы от внедрения информационных технологий, хотя с их помощью порой можно эффективно решать даже небольшие локальные задачи, буквально при помощи карандаша и бумаги.

    При проведении сложных проектов обследования предприятий, разработка моделей в  стандарте IDEF0 позволяет наглядно и  эффективно отобразить весь механизм деятельности предприятия в нужном разрезе. Однако самое главное – это возможность коллективной работы, которую предоставляет IDEF0. Построение модели может осуществляться с прямой помощью сотрудников различных подразделений. При этом консультант за достаточно короткое время объясняет им основные принципы IDEF0 и обучает работе с соответствующим прикладным программным обеспечением. В результате, сотрудники различных отделов могут создать IDEF-диаграммы деятельности своего функционального подразделения, которые должны были ответить на следующие вопросы:

  • Что поступает в подразделение “на входе”?
  • Какие функции, и в какой последовательности выполняются в рамках подразделения?
  • Кто является ответственным за выполнение каждой из функций?
  • Чем руководствуется исполнитель при выполнении каждой из функций?
  • Что является результатом работы подразделения (на выходе)?

    После согласования черновиков диаграмм внутри каждого конкретного подразделения, они собираются консультантом в  черновую модель предприятия, в которой  увязываются все входные и  выходные элементы. На этом этапе фиксируются все неувязки отдельных диаграмм и их спорные места. Далее, эта модель вновь проходит через функциональные отделы для дальнейшего согласования и внесения необходимых корректив. В результате, за достаточно короткое время и при привлечении минимума человеческих ресурсов со стороны консультационной компании (а эти ресурсы, как известно, весьма недешевы), получается IDEF0-модель предприятия по принципу “Как есть”, причем, что немаловажно, она представляет предприятие с позиции сотрудников, которые в нем работают и досконально знают все нюансы, в том числе неформальные. В дальнейшем, эта модель будет передана на анализ и обработку к бизнес-аналитикам, которые будут заниматься поиском “узких мест” в управлении компанией и оптимизацией основных процессов, трансформируя модель “Как есть” в соответствующее представление “Как должно быть”. На основании этих изменений и выносится итоговое заключение, которое содержит в себе рекомендации по реорганизации системы управления.

    Разумеется, подобный подход требует ряда организационных мер, в первую очередь со стороны руководства обследуемого предприятия. Это обусловлено тем, что эта техника подразумевает возложение на некоторых сотрудников дополнительных обязанностей по освоению и практическому применению новых методологий. Однако в конечном итоге это оправдывает себя, так как дополнительные один-два часа работы отдельных сотрудников в течение нескольких дней позволяют существенно экономить средства на оплату консультационных услуг сторонней компании (которые в любом случае будут отрывать от работы тех же работников анкетами и вопросами).  
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

    Вовсе не обязательно каждый раз самим придумывать решения для стандартных задач. Всегда, когда мы сталкиваемся с необходимостью анализа той или иной функциональной системы (от системы проектирования космического корабля, до процесса приготовления комплексного ужина) – можно использовать годами проверенные и обкатанные методы. Одним из таких методов и является IDEF0, позволяющий с помощью своего простого и понятного инструментария решать сложные жизненные задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы

 

    1. Волков О. Стандарты и методологии моделирования бизнес-

    процессов // Корпоративное издание Связьинвест. – 2005;

    2. Интернет. Сайт http://ru.wikipedia.org – Сайт Википедии

    3. Интернет. Сайт www.cfin.ru – Сайт «Корпоративный менеджмент»

Информация о работе Стандарт описания бизнес-процессов IDEF0