Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:25, реферат
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие информационной технологии 5
2. Информационные технологии в развитии личности 11
3. Роль информационных технологий в развитии личности
студента 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Подобно использованию внутренних телефонов компаний для связи сотрудников между собой и внешним миром, Web применяется как для связи внутри организации, так и между организациями и их потребителями, клиентами и партнерами. Та же самая технология Web, которая дает возможность небольшим фирмам заявить о себе на Интернете, крупной компанией может использоваться для передачи данных о текущем состоянии проекта по внутренней интрасети, что позволит ее сотрудникам всегда быть более осведомленными и, значит, более оперативным по сравнению с небольшими, проворными конкурентами. Применение интрасети внутри организации для того, чтобы сделать информацию более доступной для своих членов, также является шагом вперед по сравнению с прошлым. Теперь, вмело того, чтобы хранить документы в запутанном компьютерном архиве, появилась возможность (под контролем средств защиты) легко производить поиск и описание документов, делать ссылки на них и составлять указатели. Благодаря технологии Web бизнес, равно как и управления, становится более эффективным.
2. Информационные
технологии в развитии
личности
На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии (ИТ). Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернет позволяют использовать ИТ в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Явно чувствуется и влияние ИТ на развитие личности, профессиональном самоопределении и самостановлении.
Создание единой научной, социально—общественной информационной среды дает возможность получать качественное образование в любом месте и времени. При таком подходе сильно увеличивается роль самообразования и саморазвития личности. Влияние отдельной личности на информационные процессы всего общества повышаются. В связи с этим актуальным становится вопрос об этической и нравственной сторонах процесса обучения. Возрастает стремление воспитать разносторонне развитую личность. Идеал разносторонне развитой личности — это гармоничное развитие. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоничная личность находится в единстве с миром, людьми и самой собой. Это нравственная личность. Становление личности и профессиональное самоопределение активно идет в подростковом и юношеском возрасте. В этом возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. Развитие любых профессиональных умений и навыков зависит от общего уровня сформированности интеллекта. Конечно же, ИТ стимулируют и повышают интеллектуальное развитие.
В процессе обучения в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании ИТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся. При использовании ИТ возрастает эффективность самостоятельной работы, появляются совершенно новые возможности для творчества. Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда ИТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей практической профессиональной деятельности человека. Образование по истине интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.
Для жизни в информационном обществе становится важным сочетание устойчивого мировоззрения, личностной свободы с высокой психологической лабильностью, способностью творчески усваивать, перерабатывать и создавать информацию. Новый тип жизнедеятельности личности в таком обществе предполагает изменения в существе образования, его целях, содержании, методах и технологиях.
При
использовании ИТ необходимо стремится
к реализации всех потенциалов личности.
А именно: познавательного, морально—нравственного,
творческого, коммуникативного и эстетического.
Для того, чтобы эти потенциалы
были реализованы на достаточно высоком
уровне необходима педагогическая компетенция
в области ИТ. Развитие этой компетенции
надо начинать еще при обучении педагогов
в ВУЗах. Характеристиками компетенции
в области ИТ можно назвать: способность
к оценке и интеграции опыта деятельности
в современной инфосреде; стремление к
развитию личных творческих качеств; наличие
высокого уровня общей коммуникативной
культуры, теоретических представлений
и опыта организации информационного
взаимодействия; наличие потребности
к саморефлексии; освоение культуры получения,
отбора, хранения, воспроизведения, преобразования
способов представления, передачи и интеграции
информации.
3. Роль
информационных технологий
на развитие личности
студента
Современное образование направлено на подготовку нового поколения к жизни в новых информационных условиях, к восприятию различной информации, на формирование умений понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, на овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. Следовательно, цель политики профессионального образования состоит в том, чтобы формировать у учащихся научное мировоззрение, основываясь на данных современной науки, используя научный метод познания, руководствуясь системно-информационным подходом к анализу окружающего мира.
Развитие личности студента является
основной задачей информационного
общества, ставящей его в прямую
зависимость от качества образования.
Высокие информационные технологии,
внедряемые в образовательный процесс,
направлены на то, чтобы образование создавало
для них необходимую интеллектуальную
базу.
В настоящее время информационным технологиям,
методам и средствам получения, преобразования,
хранения и использования информации,
уделяется значительное внимание. Они
создают принципиально новые возможности
для организации учебного процесса; являются
современным набором методов и приемов
обучения; глубже и точнее отображают
способы и средства доставки информации;
позволяют осуществлять поддержку учебного
процесса с учетом индивидуальных психофизиологических
особенностей обучаемых; оказывают существенное
влияние на личность обучающихся.
Информационные технологии – это
вся совокупность форм, методов и
средств автоматизации информационной
деятельности в различных сферах. В сфере
образования они представляют собой один
из ведущих факторов формирования личности.
Наиболее высокое качество усвоения достигается
при непосредственном сочетании слова
преподавателя и предъявляемого обучающимся
изображения в процессе обучения. В связи
с этим, применение информационных технологий
позволяет более полно использовать возможности
зрительных и слуховых анализаторов обучаемых.
Это оказывает влияние, прежде всего, на
первоначальный этап усвоения знаний
– ощущение и восприятие. Процесс запоминания,
как логическое завершение процесса усвоения
изучаемого материала, способствует закреплению
полученных знаний, создавая яркие опорные
моменты, помогает запечатлеть логическую
нить материала, систематизировать изученный
материал. Таким образом, информационные
технологии дают возможность значительно
экономить ресурсы учебного времени, уделять
больше внимания содержательным аспектам
учебной деятельности и тем самым повысить
качество образовательного процесса и
уровень обученности студентов.
В аспекте реализации инноваций
в педагогическом поиске преподавателя,
отметим, что «информационное общество
и компьютер породили новый компонент
феномена «культура» – «культуру
информационную», которая является
подсистемой общей культуры и обладает
рядом специфических черт, благодаря которым
мы имеем основание рассматривать ее как
самостоятельное понятие» [1]. Кроме того,
переход к информационному обществу имеет
базовые образовательные ориентиры –
образования на всю жизнь – к образованию
через всю жизнь, а значит и к самообразованию
[2]. Это способствует разностороннему
развитию личности современного студента,
а также построению открытой образовательной
системы, позволяющей каждому обучающемуся
выбирать свою собственную траекторию
обучения посредством более эффективной
организации познавательной деятельности
в ходе учебного процесса.
В ходе освоения и использования
компьютера в психике обучающихся
возникает ряд изменений, связанных
с преобразованием и «
Информационные технологии в обучении
при правильном их использовании обеспечивают
ряд преимуществ:
- позволяют добиваться повышения результативности
процесса обучения за счет его технологичности;
- обеспечивают деятельностную основу
подготовки обучаемых, при которой формирование
и развитие умений и качеств обучаемого
становится основой учебно-воспитательного
процесса;
- обеспечивают индивидуализацию
учебного процесса по
- повышают эффективность использования
учебного времени, как следствие быстроты
формирования основных умений учащихся;
обеспечивают объективность оценки знаний
обучаемого;
- позволяют организовать
Таким образом, информационные технологии
являются активным средством развития
личности студента, с их помощью легче
осуществляется переработка и усвоение
различного вида информации, как на подсознательном,
так и на сознательном уровнях, они способны
существенно повысить уровень овладения
знаниями учащихся по любой учебной дисциплине
и способствовать их становлению в конкурентоспособных
и высокопрофессиональных специалистов.
Кроме того, информационные технологии
создают условия для эффективного проявления
фундаментальных закономерностей мышления,
воображения, восприятия и оптимизируют
познавательный процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Информационные технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека.
Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро.
С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.
Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.
Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.
Социально-экономическое планирование и управление, производство и транспорт, банки и биржи, средства массовой информации и издательства, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, сервис и здравоохранение, учебные процессы, офисы для переработки научной и деловой информации, наконец, Интернет - всюду ИТ. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 1998.
2. Информационные технологии управления: Учебн. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
Информация о работе Таможенная политика РФ: разработка и реализация