Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:32, статья
Методы аргументирования делятся на риторические и спекулятивные - первые призваны донести до собеседника свою точку зрения и опровергнуть чужую, тогда как вторые направлены главным образом на то, чтобы сбить собеседника с толку. Выделяют 12 риторических методов и 12 спекулятивных.
12 риторических методов аргументации
Методы
аргументирования делятся на риторические
и спекулятивные - первые призваны донести
до собеседника свою точку зрения
и опровергнуть чужую, тогда как
вторые направлены главным образом
на то, чтобы сбить собеседника с
толку. Выделяют 12 риторических методов
и 12 спекулятивных. 1. Фундаментальный метод. Представляет собой прямое обращение к собеседнику. 2. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации против. 3. Метод «извлечение выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, посредством частых выводов приведет вас к желаемому результату. 4. Метод сравнения. 5. Метод «да..., но». 6. Метод «кусков». Состоит в расчленении выступления таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения». 7. Метод «бумеранга». 8. Метод игнорирования. 9. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигая на первый план то, что его устраивает. 10. Метод «выведения». Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела. 11. Метод опроса. Основан на том, что вопросы задаются заранее. 12. Метод видимой поддержки. |
1. Фундаментальный метод. Суть его — в прямом обращении к собеседнику, которого вы знакомите с фактами, являющимися основой ваших доказательств.
Существенную роль здесь играют цифровые примеры и статистические данные. Они — прекрасный фон для подтверждения ваших тезисов. Ведь, в отличие от сведений, изложенных словами — часто спорных! — цифры выглядят более убедительно: этот источник, как правило, более объективен и поэтому привлекателен.
Используя статистические данные, необходимо знать меру: нагромождение цифр утомляет слушателей, и аргументы не производят на них необходимого впечатления. Заметим также, что небрежно обработанные статистические материалы могут ввести слушателей в заблуждение, а порою даже обмануть.
Например, ректор института приводит статистические данные о студентах первого курса. Из них следует, что в течение года 50% студенток вышли замуж. Такая цифра впечатляет, но затем выясняется, что на курсе было лишь две студентки, и одна из них вышла замуж.
Для того чтобы статистические данные были иллюстративными, они должны охватывать большое количество людей, событий, явлений и т. п.
2. Метод противоречия. По своей сущности он является оборонительным. Основан на выявлении противоречий в рассуждениях, а также аргументации собеседника и заострении внимания на них.
Пример. И.С. Тургенев описал спор между Рудиным и Пигасовым о том, существуют или не существуют убеждения:
«— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
— Нет и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай. — Все в комнате улыбнулись и переглянулись».
3. Метод сравнения. Очень эффективен и имеет исключительное значение (особенно когда сравнения подобраны удачно).
Придает речи инициатора общения исключительную яркость и большую силу внушения. В известной мере фактически представляет собой особую форму метода «извлечение выводов». Это еще один способ сделать утверждение более «зримым» и весомым. Тем более если вы научились использовать аналогии, сравнения с предметами и явлениями, хорошо известными слушателям.
Пример: «Жизнь в Африке можно сравнить лишь с пребыванием в печи, где к тому же забыли выключить свет».
4. Метод «да,.. но...». Его лучше всего использовать, когда собеседник относится к теме разговора с некоторым предубеждением. Поскольку любой процесс, явление или предмет имеют в своем проявлении как положительные, так и отрицательные моменты, метод «да,.. но...» позволяет рассмотреть и другие варианты решения вопроса.
Пример: «Я тоже представляю себе все то, что вы перечислили как преимущества. Но вы забыли упомянуть и о ряде недостатков...». И начинаете последовательно дополнять предложенную собеседником одностороннюю картину с новой точки зрения.
5. Метод «кусков». Применяется часто — особенно сейчас, когда в нашу жизнь вместо монологов активно внедряются диалог, беседа, дискуссия. Суть метода — в расчленении монолога вашего собеседника на ясно различимые части: «это точно», «это сомнительно», «здесь существуют самые различные точки зрения», «это явно ошибочно».
Фактически метод базируется на известном тезисе: поскольку в любом положении, а тем более выводе, всегда можно найти что-то недостоверное, ошибочное или же преувеличенное, то уверенное «наступление» дает возможность в известной степени «разгрузить» ситуации, в том числе и самые сложные.
Пример: «То, что вы сообщили о модели работы современного складского хозяйства, теоретически совершенно верно, но в практике встречаются подчас весьма значительные отступления от предложенной модели: длительные задержки со стороны поставщиков, трудности в получении сырья, медлительность администрации...».
6. Метод «бумеранга». Дает возможность использовать «оружие» собеседника против него самого. Не имеет силы доказательства, но оказывает исключительное воздействие на аудиторию, особенно если его применить с изрядной долей остроумия.
Пример: В.В. Маяковский выступает перед жителями одного из районов Москвы по вопросу решения интернациональных проблем в Стране Советов. Вдруг кто-то из зала спрашивает: «Маяковский, Вы какой национальности? Вы родились в Багдати, значит, Вы грузин, да?». Маяковский видит, что перед ним пожилой рабочий, искренне желающий разобраться в проблеме и столь же искренне задающий вопрос. Поэтому отвечает по-доброму: «Да, среди грузин — я грузин, среди русских — я русский, среди американцев — я был бы американцем, среди немцев — я немец».
В это время два молодых человека, сидящих в первом ряду, ехидно кричат: «А среди дураков?». Маяковский спокойно отвечает: «А среди дураков я в первый раз!».
7. Метод игнорирования. Как правило, наиболее часто используется в беседах, диспутах, спорах. Его суть: факт, изложенный собеседником, не может быть опровергнут вами, но зато его ценность и значение можно с успехом игнорировать. Вам кажется, что собеседник придает значение чему-то, что, по вашему мнению, не столь важно. Вы констатируете это и анализируете.
8. Метод выведения. Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела.
Пример: «Богатство не имеет границ, когда в больших размерах идет за границу»; «Мелкая сошка лучше всех знает, кому достанется прибыль. Но кто будет слушать мелкую сошку?».
9.
Метод видимой
поддержки. Он требует особо тщательной
подготовки. Пользоваться им наиболее
целесообразно тогда, когда вы выступаете
в качестве оппонента (например, в дискуссии).
В чем он заключается? Скажем, собеседник
изложил свои аргументы, факты, доказательства
по проблеме дискуссии, а теперь слово
предоставляется вам. Но в начале своей
речи вы ему вообще не противоречите и
не возражаете. Более того — к удивлению
присутствующих, приходите на помощь,
приводя новые положения в его пользу.
Но все это только для видимости! А затем
следует контрудар. Примерная
схема: «Однако... вы забыли в подтверждение
вашего тезиса привести еще и такие факты...
(перечисляете их), и это далеко не все,
так как...». Теперь наступает черед ваших
контраргументов, фактов и доказательств.
Спекулятивные методы аргументации во время спора и не только.
1. Техника
преувеличения. 2. Техника анекдота. 3. Техника использования авторитета. 4. Техника дискредитации собеседника. Основывается на правиле: если не получается возразить по существу, тогда по крайней мере нужно поставить под сомнение личность собеседника. 5. Техника изоляции основана на «выдергивании» отдельных фраз из контекста таким образом, чтобы они имели значение, противоположное первоначальному. 6. Техника изменения направления заключается в том, что собеседник не атакует ваши аргументы, а переходит к другому вопросу, который не имеет отношения к предмету дискуссии. 7. Техника вытеснения — собеседник вместо того, чтобы рассматривать основные тезисы, преувеличивает второстепенные моменты, взятые из вашего выступления. 8. Техника введения в заблуждение, основывается на сообщении путаной информации, с помощью которой собеседник пытается сбить вас с толку. 9. Техника отсрочки. Ее целью является создание препятствий для ведения дискуссии или ее затягивание. 10. Техника апелляции. Представляет собой особо опасную форму «вытеснения» процесса рассуждений (собеседник взывает к сочувствию). 11. Техника искажения. 12. Техника вопросов-капканов. Включает 4 группы: - повторение; - вымогательство; - альтернатива; - контрвопросы. |