Человек и информациооный мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:57, реферат

Описание

Расширение сфер применения технических и технологических инноваций порождает неоднозначные и нетривиальные формы государственного, политического и социокультурного развития. В связи с этим постиндустриальный этап в развитии современной цивилизации характеризуется качественно новыми формами социальной и экономической эволюции. Ведущей и во многом знаковой особенностью современного мира становится формирование глобальной информационной индустрии, развитие которой трансформирует роль информации и знаний в социально-экономическом развитии и влияет на сознание и самосознание человека. Положение и место человека в современном мире стремительно изменяется.

Работа состоит из  1 файл

Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных п

— 53.95 Кб (Скачать документ)

 

На формирование стиля  жизни и образцов поведения современного человека прежде всего влияет порядок  коммуникативных взаимодействий и  изменений их социально-психологических  форм в условиях развития информационно-технического мира. 

 

В связи с этим возникает  потребность осознания информационной культуры как важнейшего критерия развития информационного общества и становления  нового характера взаимодействий человека и окружающей среды его обитания. В данном реферате рассматривается  общий подход к оценкам ее развития и акцентируется внимание на анализе  существующих и уже обозначенных в философской литературе логических форм представления соотношения информации и знания. Представляется, что их критический разбор позиционирует проблемы становления информационной культуры как важнейшие, имеющие не только философское, но социально-практическое измерение. Оно связано с поиском практических путей сохранения в меняющихся формах культурной жизни традиционных систем ценностей человека и поиска практически значимых соотношений этической и рациональной компонент в процессе принятия решений. Одной из основных целей теоретического распознавания и позиционирования форм развития информационной культуры является, с нашей точки зрения, преодоление ограничений концепции технологического детерминизма, философским убеждением которого является исходное и неаргументируемое отождествление информации и знания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

ГЛАВА 1:  ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В  ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ

 

 Важнейшей и общей  особенностью изменений условий  жизнедеятельности человека в  современном информационно-техническом  мире является развитие и усложнение  социальных форм движения информации  и знаний.

 

Социальное движение информации и знаний уже не ограничивается простым  воспроизводством знаний в масштабах  одного общества, но приобретает глобальный характер и втягивает в свой круг все новые и новые социальные структуры и формы.  Увеличивается  воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности, углубляется процесс децентрализации  общества, происходит переход к новым формам занятости, идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

 

При таких условиях возникает  принципиально новая ситуация, когда  информация становится важнейшим ресурсом человека и общества, рациональное использование которого открывает  возможности построения новых моделей  социальных отношений. Пути и методы использования информационных ресурсов становятся одним из наиболее значимых показателей уровня развития общества, которое уже сегодня не может  игнорировать имеющуюся в его  распоряжении информацию при решении  любых проблем. Информационная техника  превращается в один из важных показателей  уровня научно-технического прогресса, а овладение ее возможностями  принципиально меняет характер и  формы деятельности человека.

 

 Это свидетельствует  о том, что человек  сталкивается  с эволюцией качественно новых  форм социальной динамики, характерных  для  постиндустриального этапа  развития современной цивилизации.  Новые формы социальной динамики  на деле означают изменения  в моделях социальной организации  и сотрудничества, т.е. активный  социальный процесс, предполагающий  постепенную замену централизованных  иерархических структур гибкими  сетевыми типами организации,  приспособленными к быстрым изменениям  и инновационному развитию.

 

Возникновение новых форм социальной динамики является результатом  длительного и, - в рамках западноевропейской культуры и цивилизации, - целенаправленного  развития науки и научного знания.  Осознание ограниченности природных  ресурсов, служащих естественной основой  развития социального и культурного  прогресса, заставило европейцев искать альтернативных путей к достижению и поддержанию соответствующего уровня социально-экономического развития.

 

Статусное положение науки  и научного знания в странах  западноевропейской культурной традиции, в ХIХ-ХХ вв. способствовало  активному процессу профессионализации и специализации научной деятельности. В свою очередь это предопределило экономическое положение и социальное влияние систем образования и  воспитания как важнейших моментов эффективного функционирования заданной модели социокультурного развития, требующей  высокого уровня подготовки квалифицированных  специалистов в различных предметных областях  знания.

 

Под социальной эффективностью подразумевалось принципиальное ускорение  темпов и ритмов экономического развития, усложнение социальных связей и отношений. Возникновение массовой культуры и  ее воздействие на личностный мир  и индивидуальный психологический  опыт человека является, по сути, следствием возрастания темпов научно-технического прогресса и его влияния на формирование новых социальных ритмов жизни. Объективной стороной этого  процесса, однако, всегда оставалось непреложное  условие развития научного прогресса, который выбрасывает на поверхность  социальной жизни все новые и  новые сведения, факты, научные объяснения, которые с успехом моделируют разнообразие человеческой деятельности и изменяют традиционные средства ее развития, что и воплотилось в конце концов в актуализации и значимости процессов информационных взаимодействий.

 

Информатизация общества происходит на базе развития телекоммуникаций, формирования компьютерных сетей с  использованием космической связи  и волокнисто-оптических кабелей, факсимильной  и сотовой связи, электронной  почты.  Целесообразность и последовательность действий, направленных на продвижение  процессов и моделей информатизации общества определяется уровнем готовности человека к жизни в информационном обществе.

 

 Ключевыми критериями  готовности к восприятию и  использованию преимуществ информатизации  являются следующие качественные  моменты и характеристики:

 

·  развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры;

 

·  характер овладения  и использования населением ее возможностей;

 

·  организация и последовательное развитие дистанционного образования;

 

·  уровень включенности предпринимательской деятельности в оборот электронной экономики.

 

Последнее является наиболее перспективным и фактически уже  освоенным в станах Западной Европы направлением экономического развития: формирование телекоммуникационной инфраструктуры и, прежде всего, Интернета, привело  к тому, что все больше транзакций в современной экономике и  обществе совершается с использованием компьютерных сетей.

 

Таким образом, качественно  новые формы социальной динамики, определяющие становление информационного  общества, развиваются за счет овладения  информацией как основным ресурсом управления и социально-экономического развития современного общества.  Их самоопределение  в основном обеспечивается с помощью современных   средств  информатики и осуществляется благодаря  медиатизации, компьютеризации и  интеллектуализации социальной среды  и всей жизнедеятельности человека.

 

С нашей точки зрения, медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию социальной среды и всей жизнедеятельности  человека правомерно понимать как актуальную форму организационно-психологических изменений деятельности человека в информационно-техническом мире.

 

В  техническом смысле медиатизация характеризуется высоким  уровнем технического обеспечения  и социально-экономической поддержки  информационных взаимодействий с помощью  средств прессы, радио, телевидения, рекламы, звукозаписи и видеозаписи. Технические агенты медиатизации участвуют  в формировании физических характеристик  и технологических параметров информационной среды общества, способствуя расширению объемов и увеличению скорости социальных коммуникаций и задавая направленность информационных потоков.

 

 Вместе с тем медиатизацию  нельзя рассматривать только  как физико-технический процесс,  поскольку социально значимая  сторона информационных процессов, - производство информационных товаров  и услуг, - активно включена в  процессы экономических взаимообменов,  а сама информация  приобретает  отчетливо выраженные качества  и характеристики товара.

 

Не менее важны и  организационно-психологические стороны  процессов медиатизации, которые  втягивают современного человека в  орбиту информационных потоков, изменяют процессы восприятия и образуют новые  схемы коммуникативных взаимодействий, формируют у человека альтернативные системы ценностей и норм отношения  к культуре. Традиционные системы  деятельностей - политическая, экономическая, научная и инженерная, эстетическая и идеологическая, - под влиянием интенсификации информационных взаимодействий и обменов, изменений в содержании, объемах и разнообразии форм коммуникативных  процессов приобретают новые  качества и требуют новых организационных  принципов развития.

 

Компьютеризация является центральным  и обязательным условием развития информационных взаимодействий, определяющих становление  жизнедеятельности современного человека. Компьютеризацию принято рассматривать  как процесс внедрения и технической  модернизации компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов  и снятие у человека психологических  барьеров применения интеллектуальных технологий в различных сферах его  жизнедеятельности. Внедрение компьютеров  в различные сферы управления и материального производства, совершенствование  их технической базы и оснащение  современными коммуникационными средствами повышает оперативность накопления и переработки информации, становится фактором повышения эффективности  управленческих взаимодействий и надежности технико-экономических обоснований  проектов экономического развития, предполагает точность и своевременность оценок экономических рисков при изменениях в рыночной конъюнктуре.

 

Возможности компьютера и  его программного обеспечения являются, таким образом, средством аккумуляции  знаний, дальнейшего структурирования и формализации информации для разработки разнообразия интеллектуальных систем, участвующих в поддержке и  развитии информационных обменов в рамках развитой в обществе системы деятельностей. Социализирующий эффект использования компьютера и компьютерных и информационных технологий является основой организационно-психологических изменений социальной, бытовой и технической деятельности современного человека. Первоэлементом работы с информационными технологиями становятся коммуникативные возможности компьютера, характер использования которых зависит   целей и творческих замыслов человека, а также от их профессионального и социального опыта.

 

В силу этого применение компьютерных и  информационных технологий в социальной действительности достаточно многообразно. Их используют в киноиндустрии и  на телевидении, их возможности осваивают  художники, музыканты, продюсеры и  менеджеры шоу-бизнеса, специалисты  в области рекламы и "паблик релейшн", журналисты, преподаватели  и студенты, врачи, т.д.

 

Эти моменты развития компьютеризации  позволяют оценивать этот процесс  и его технические характеристики как форму интеллектуализации различных  срезов социальной среды общества. Интеллектуализация становится наиболее интенсивной стороной организационно-психологического изменения жизнедеятельности человека в информационно-техническом мире.

 

Интеллектуализация как  объект социально-философской рефлексии  выступает в качестве весьма неоднозначного, идеально выраженного процесса, конечные оценки которого являются синтезом рассмотрения его разнообразных сторон и характеристик.

 

Интеллектуализацию как  целостный идеальный процесс  можно рассматривать как социально-психологическое  следствие овладения человеком  результатами научно-технической революции. С этой точки зрения она уже  выступает как весьма неоднородный фактор организационно-психологических  перестроек человеческой деятельности.

 

Интеллектуализацию можно  рассматривать и в качестве тенденции, определяющей уровень, характер и сферы  использования информационно-комммуникативных технологий на базе современной компьютерной и телекоммуникационной техники. В  этом случае она будет определяться как средство и условие формирования в обществе положительного отношения  к  научному знанию и информации, определяющих в конечном итоге социальный профиль внедрения интеллектуальных технологий и развитие процессов  информатизации.

 

Наконец, интеллектуализация может выступать и как объективное  требование социально-психологической  адаптации к новым условиям жизнедеятельности, уже сформированным под влиянием всей совокупности социотехнических средств  и параметров развития информационного  общества. В таком ключе интеллектуализация предстает формой социального и  личностного роста, определяемых творческим потенциалом социокультурных взаимодействий, основой расширения содержания информационно-коммуникативных контактов и направленностью их развития.

 

  Учитывая все указанные  возможности рефлексивного анализа   интеллектуализации, можно представить  ее как процесс, вокруг которого  локализуется не только разнообразие  точек зрения на социальное  значение информатизации, но и  смысловые отношения к самому  феномену информации в целом.  Интеллектуализация суть не только  требование, но и модель развития  культуры информационного общества, в которой естественноисторические  ресурсы культурной жизни являются  или могут быть представлены  как уже   вторичные  по  сравнению с  эмоциональными  и чувственными резервами общества.

 

 В силу этого проблема  интеллектуализации предстает как  граница, условно разделяющая  две противоположные точки зрения  на перспективы развития информационного  общества и оценки реального  потенциала заложенных в нем  возможностей личностного роста,  социально значимых достижений, культурного и психического развития  личности и т.д. 

 

Положительное отношение  к феномену информации определяется осознанием роста социальной значимости научного знания и научной информации и характера их соотношений в  конкретном социально-историческом периоде  развития общества. Сложность, однако, заключается в том, в условиях информационного общества с развитой или развивающейся структурой рыночных взаимодействий особое значение приобретает  не только социальный статус научного знания, но и проблема воспроизводства  информации и ее кругооборота. 

Информация о работе Человек и информациооный мир