Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:33, доклад
Досуг характеризует ныне набор форм досуговой деятельности, отличный от предшествующих поколений. Расширение форм досуга связано с туризмом, путешествиями, возможностью поездок за границу, появлением разнообразных программ (казино, экзотические театры), с новыми техническими средствами в области массовой коммуникации
Досуговые предпочтения российских граждан
Досуг характеризует ныне набор форм досуговой деятельности, отличный от предшествующих поколений. Расширение форм досуга связано с туризмом, путешествиями, возможностью поездок за границу, появлением разнообразных программ (казино, экзотические театры), с новыми техническими средствами в области массовой коммуникации
Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства (массовое или "высокое"). Очевидно, что массовое искусство отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность, что и доказывает высокий уровень посещаемости развлекательных заведений.
Как
же соотносится между собой
На выбор организации досуга влияет:
1.«Понятность» мероприятия. Больше половины посетителей ночных клубов (57%) бывают на концертах, шоу-программах Меньше всего они интересуются оперой и балетом (7%). Любителей театра в числе посетителей ночных клубов можно встретить в три раза чаще, чем любителей оперы (22 и 7%). Как видим, посетителям ночных клубов ближе всего массовые зрелища. Их интерес к театрам, вместе взятым, вдвое меньше, чем пристрастие к шоу-концертам и в полтора раза меньше, чем к кино.
Как видно, почитатели "высокого" искусства не отвергают, а скорее даже, наоборот, интересуются массовым искусством. Их досуг не является узконаправленным: им не чуждо и кино, и концерты, и ночные клубы. И напротив, наблюдать, например, в театре любителей массовых зрелищ случается гораздо реже, что и закономерно, так как для них "высокое" искусство является менее понятным и необходимым.
Таким образом, массовое искусство открыто для приверженцев "высокого" искусства. В свою очередь, "высокое" искусство в сознании большинства молодежи - более закрытая и малодоступная сфера культуры.
2.Материальное положение влияет на посещение досуговых учреждений. Согласно данным исследования, богатые чаще, чем малообеспеченные люди, занимают свое свободное время различными мероприятиями.
С
ростом дохода увеличивается лишь число
посещений различных
Различия
в чтении художественной литературы
и периодики в высокодоходной
и низкодоходной группах
3.Наличие Высшего образования. Среди молодых людей с высшим образованием посетителей всевозможных досуговых учреждений в полтора-два раза больше, чем среди молодых людей со средним и средним специальным образованием.
4.Наличие семьи и/или детей, связанные с этим заботы (в том числе и трудовая деятельность на благо материального благополучия семьи) оставляют меньше времени на институциональные формы досуга. Холостые молодые люди того же возраста, что и семейные, как минимум в полтора раза чаще находят возможность посещать различные мероприятия.
5.Свободное от работы\учёбы время. Как свидетельствуют результаты исследований, свободное время существенно возросло за последние годы: за 1960-1990-е годы оно увеличилось на три часа. Произошло это в первую очередь в результате сокращения рабочего времени: уменьшился рабочий день, неделя, возросло число выходных дней.
Таким образом, свободное время - неотъемлемая и значимая часть жизни молодежи. Свое свободное время человек тратит на образование, общественную работу, средства массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, чтение, общение, занятия спортом, пассивный отдых и т.д.
6.Место жительства. Так, максимальную активность по посещению досуговых мест проявляют жители крупных городов. В некоторых случаях число лиц, посещающих массовые мероприятия, шоу-концерты 37 и 56%, кинотеатры - 35 и 43% соответственно. Среди участников "массовых" мероприятий доля жителей села и малых городов в полтора раза меньше, чем среди жителей городов крупных. Естественно, подобное преобладание последних обусловлено величиной городов, преобладанием доли населения с высшим образованием, по сравнению с жителями села и малых городов; уровнем развития их досуговой сферы; сосредоточенностью большого числа ночных клубов, кинотеатров, концертных залов; притягательностью для приезжих звезд и артистов более высокой квалификации. Вероятно, имеет значение большая платежеспособность населения в крупных городах.
То, что число посещений культурных центров сельской молодежью меньше, чем в крупных городах, свидетельствует в первую очередь об ограниченности возможностей культурного досуга на селе. Очевидно, что жители крупных городов имеют более сложную структуру досуга, чем жители сельской местности. Так, численности селян, посещающих всевозможные досуговые учреждения, в два с половиной раза меньше соответствующего показателя. Вероятно, существует необходимость в разработке более разнообразных форм досуга для сельской молодежи.
Как
показывают исследования, в своем
пристрастии к чтению литературы
и периодики жители, как сел, малых
городов, так и крупных городов
не отличаются друг от друга. Иными
словами, чтение остается наиболее демократичной
и доступной формой досуга, хотя
снабжение жителей удаленных
от центра городов и сел разнообразной
литературой и прессой
Как мы узнали из вышеприведённых данных, на организацию досуга влияют многие факторы, однако, не смотря на них, нужно продолжать приобщать людей к культуре, потому что это неотъемлемая часть нашей жизни и жизни будущего поколения.
Информация о работе Досуговые предпочтения российских граждан