Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:05, дипломная работа
К концу XV в., завершив свое объединение, Франция стала самым большим по числу жителей (15 млн. человек) государством Европы. По уровню экономического развития она превосходила Испанию, Южную Италию, Скандинавские страны, но отставала от Голландии и Англии.
Длительная кровавая междоусобица второй половины XVI в., известная под названием «религиозных войн» (или гугенотских войн), не была случайным явлением в истории Франции. Причины этих войн были чрезвычайно сложны, религиозная же оболочка прикрывала, как и в других странах Европы XVI в., классовые интересы борющихся сторон.
Введение 3
Глава 1. Французская реформация XVI века 8
1.1 Социально-экономическая и политическая ситуация во Франции накануне религиозных (гугенотских) войн 8
1.2 Распространение кальвинизма во Франции в период Реформации 12
Глава 2. Противостояние католиков и гугенотов во Франции в XVI веке 16
2.1 Основные этапы религиозных (гугенотских) войн 16
2.2 Окончание религиозных (гугенотских) войн и укрепление абсолютной монархии во Франции 24
Заключение 33
Список использованной литературы 37
В то время, как короли Франции и Испании подчинили себе местную церковь, не вступая в конфликт с папой, английский король Генрих VIII (1509-47) не сумел избежать разрыва с Римом. В 1534 году Генрих VIII с одобрения парламента провозгласил себя главой английской церкви; при этом король не собирался проводить протестантские реформы: речь шла лишь об овладении богатствами духовенства. Английские короли не были абсолютными монархами, у них не было постоянных налогов, и каждую субсидию приходилось испрашивать у парламента. Огромные богатства, захваченные Генрихом, позволили ему долгое время обходиться без субсидий; он продавал или раздавал монастырские земли дворянам и купцам - а в провинции, подальше от Лондона, дворяне сами грабили церкви и сдирали с икон золотые оклады.
В отличие от Франции, в Англии истинными хозяевами страны были дворяне. Дворяне ограничивали власть короля посредством парламента и владели почти всей землей; когда помещики считали, что крестьяне платят слишком малую ренту, они сгоняли арендаторов, огораживали поля и использовали их как пастбища - они поступали так и на бывших церковных землях. Тысячи согнанных с земли крестьян просили подаяния на дорогах и нигде не могли найти приюта: монастыри, дававшие прежде нищим кров и пищу, были закрыты. Нищие стали непременной деталью английского пейзажа, летом их можно было увидеть на открытых местах, зимой они прятались от ветра в рощах. Дворянский парламент издавал жестокие законы против этих несчастных; "закоренелым бродягам" отрезали уши, их обращали в рабов и вздергивали на виселицы. В 1549 году в Восточной Англии вспыхнуло большое восстание против огораживаний и в защиту церкви; 20-тысячная крестьянская армия овладела Нориджем - вторым по величине городом Англии; дворяне в панике разбегались, и лишь с большим трудом навербованным на континенте наемникам удалось разгромить крестьян. Подавив восстание, король Эдуард VI (1547-53) продолжил захват церковных богатств, были закрыты госпитали, из библиотек изымали и сжигали на площадях "зараженные папизмом" книги. Наследница Эдуарда, королева Мария, попыталась примириться с папой, но Елизавета II (1558-1603) вновь вернулась к протестантизму: окружавшие ее дворяне боялись, что в случае победы католиков им придется вернуть захваченные церковные земли. Англия стала оплотом протестантов и главным врагом римского папы - соотношение сил определилось, и вскоре начались долгие религиозные войны.
К середине 16 в. Католическая Церковь стала медленно оправляться от нанесенного Реформацией удара и в рамках Контрреформации добилась некоторых успехов в борьбе с новыми церквями. Вожди протестантизма понимали необходимость объединения усилий. Новое понимание религии должно было охватить, по их мнению, население всех стран Европы. Необходимо было принять четкие и ясные организационные формы, перейти от первоначальных представлений о «невидимой церкви» к церквям «видимым». Это удалось прежде всего и лучше всего в тех условиях именно кальвинизму как романскому типу Реформации, а, значит, находящемуся по духу ближе к мировоззрению и мировосприятию большинства европейцев. Кальвинизм оказался подготовлен к решению подобных задач и благодаря целому ряду своих особенностей и отличий от остальных протестантских церквей: Кальвинизм был сильнее остальных первоначальных протестантских вероучений настроен против католицизма. В нем в большей степени были «возрождены» такие особенности раннехристианского периода, как противопоставление любому инакомыслию, безусловное подчинение отдельных личностей общине и почти аскетический идеал нравственности. Ни одно протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и исключительном авторитете Библии. Кальвин и его последователи решительнее других вождей Реформации изгоняли из культа и учения «суеверия» и «язычество», т.е. всевозможные внешние символы, пышность культа и т.п.
Особое стремление восстановить раннехристианскую общину встречало достаточно большую поддержку со стороны широких народных масс, в силу чего симпатии и надежды на кальвинизм отмечены уже на раннем этапе его истории практически во всей Европе. В то же время в кальвинистских общинах их руководители, пасторы и старейшины, пользовались большим авторитетом, чем в остальных протестантских церквях. Это организационно укрепляло новое движение. Отдельные общины объединялись между собой в союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное устройство). Кальвинизм оказался очень тесно связан с политическими движениями, что было обусловлено образованием и развитием в это время национальных государств и резким возвышением центральной власти, активно использовавшей своих целях любые оппозиционные католической церкви учения. Кальвинизм в силу своей специфики принимает преимущественно антимонархическое направление и сближается с республиканскими и конституционными партиями. Принцип «Бога надо слушаться больше, чем людей» приводит кальвинистов к теории сопротивления тиранической власти и учению о договоре между королем и народом. Республиканские формы церковного устройства легко переносятся на политическую жизнь.
Кальвинист 16в. представлял практически сложившийся тип нового человека, который мог стать идеалом для новых церквей: уверенный в правоте своего учения, враждебный светской жизни, сосредоточенный на молитве и духовной деятельности. Кальвинизм создал обширную литературу, где есть и богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты. Центром кальвинизма остается Женева, но само вероучение широко распространяется по Европе, хотя судьба его в разных странах и неоднозначна. Пока лютеранство завоевывало Скандинавию, кальвинизм нашел своих последователей в Рейнской долине Германии, во Франции, Нидерландах, Шотландии, Северной Ирландии, Венгрии, Моравии и даже на некоторое время в Польше. Он «стал буфером между лютеранским севером и католическим югом».
Французский кальвинизм по своим идеям и организации был ближе всего к кальвинизму швейцарскому. Интерес французских гуманистов к истории раннего христианства и лютеранское влияние стали факторами, стимулировавшими возникновение своих протестантских настроений. Жан Кальвин стал именно тем человеком, которого не хватало на первом этапе французской Реформации. Широко стали распространяться идеи Кальвина во Франции при короле Генрихе II. В отличие от Франциска I, нередко использовавшего протестантов в своей борьбе с императором Карлом V, этот король прямо поставил перед собой задачу искоренения этой ереси. Он издал против французских протестантов (гугенотов- huguenots) целый ряд строгих постановлений и учредил при парламентах особые палаты для суда над еретиками (chambres ardentes). Результат, однако, оказался прямо противоположным. Именно при Генрихе II кальвинизм во Франции достиг наибольшего распространения. Сами гонения вдохновили Кальвина на его первое сочинение «Наставления в христианской вере» в 1536г. Это сочинение было традиционной апологетикой, в которой автор пытался защитить французских христиан, доказать их верность государству и призывал покончить с гонениями. Первыми приняли кальвинизм вальденсы в Южной Франции. К концу 50-х годов в стране насчитывалось до 2 тысяч кальвинистских общин (по некоторым сведениям до 400 тысяч французов были протестантами), а в 1559г. собрался первый церковный синод в Париже, принявший «Галликанское исповедание веры», первый набросок которого был подготовлен Кальвином. В нем был излагался детальный план создания церковной организации, которая должны была охватить всю Францию. Соседние общины объединялись в коллоквии, коллоквии - в провинции. Каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин. Функционировали провинциальные и генеральные собрания представителей общин. Ж. Кальвин всячески поддерживал французских протестантов и «был настолько же вождем французских протестантов, сколько и протестантов Женевы». Более 150 пасторов, обученных в Женеве, были посланы во Францию в 1555 – 1556 гг.
Наибольший успех кальвинизм имел на юге и юго-западе Франции и в соседней с Францией Наварре. Король Наварры Антуан Бурбон стал одним из вождей партии гугенотов. Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которого чисто религиозные устремления переплетались с политическими целями и социальными идеалами. Кальвинистские представления представлялись удобным средством для возвращения феодальному дворянству политических прав и привилегий, утраченных ими за предыдущее столетие. Ослабление королевской власти при сыновьях Генриха II благоприятствовало политическим притязаниям феодальной аристократии и борьба за религиозную свободу слилась с борьбой за власть.
Итак, с переходом гугенотов к политическим целям принципы кальвинистской организации были использованы в партийном строительстве. Особенно активно эта работа шла после Варфоломеевской ночи (1572). На юге и западе Франции гугеноты находят поддержку в сепаратистских устремлениях части дворянства и горожан и создают федерацию областей с представительными учреждениями. Целый ряд талантливых публицистов и историков (Франсуа Отман, Агриппа д'Обинье идр.) развивает с применением кальвинистских идей республиканские и конституционные теории, доказывают исконность представительных учреждений во Франции. Своего короля Генриха Наваррского гугеноты воспринимали как конституционного государя.
В течение всей второй половины XVI в. Францию потрясали неурядицы, которые принято называть религиозными (или гугенотскими) войнами, хотя современники предпочитали другое, более верное название - гражданские войны.
Феодальная знать раскололась на две большие группы. Во главе католического дворянства стал могущественный дом герцогов Гизов, располагавший огромными владениями в Лотарингии, Бургундии, Шампани и Лионе. Кальвинистская дворянская партия, именовавшаяся во Франции гугенотской (вероятно, это название происходит от немецкого слова Eidgenossen, означающего «объединенные союзом*; так называли швейцарцев, у которых кальвинизм принял наиболее законченную форму), возглавлялась принцами из дома Бурбонов (король наваррский Антуан, затем его сын Генрих - впоследствии французский король Генрих IV, принцы Конде), а также представителями знатного рода Шатильонов (адмирал Колиньи и др.).
Расходясь в церковных вопросах, эти два лагеря аристократической оппозиции, частично поддержанной дворянством, мало чем отличались друг от друга в решении основных политических вопросов. И те и другие выдвигали такие требования, как возрождение Генеральных и провинциальных штатов в качестве органа, ограничивающего королевскую власть, прекращение продажи государственных должностей и предоставление этих должностей лицам «благородного* происхождения, расширение местных дворянских вольностей за счет центральной власти.
В это время в поредевшем лагере защитников абсолютизма наиболее устойчивой силой были «люди мантии* и отчасти «дворянство шпаги» Северной Франции, к которым примыкала - до поры до времени - значительная часть северной буржуазии. Из «людей мантии* и буржуазии в начале гражданских войн сложилась католическая партия так называемых политиков, которой оказывали поддержку также некоторые слои рядового дворянства. Несмотря на довольно существенные расхождения между дворянскими и буржуазными элементами этой партии, все «политики» в целом ставили интересы Французского государства выше интересов религии (отсюда и название партии); они отстаивали политические достижения Франции, связанные с развитием абсолютной монархии: политическое единство страны, централизацию власти и вольности галликанской церкви, оформленные Блонским конкордатом 1516 г. и обеспечивавшие Франции значительную независимость от папского престола.
К «политикам» и к той части «дворянства шпаги», которая была сторонником королевской власти, присоединялись то те, то другие (в основном католические) вельможи, находившие выгодным для себя в данный момент поддерживать сильную королевскую власть. Однако эти аристократические элементы проявляли политическую неустойчивость и часто переходили в лагерь оппозиции.
Первая религиозная война (1562–1563 гг.). 1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отмены Январского эдикта. В ответ Конде и Ф. д"Андело заняли Орлеан, сделав его своим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I и немецкими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; при его осаде погиб Антуан Наваррский. Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят в плен; в свою очередь католики потеряли маршала Сент-Андре и коннетабля Монморанси (первый убит, второй попал в плен). Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи укрылся в Орлеане. Ф.Гиз осадил осадил город, но вскоре погиб под его стенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт.
Вторая религиозная война (1567–1568 гг.). Обострение отношений между гугенотами и королевской властью привело к постепенному отходу Екатерины Медичи от политики веротерпимости. Воспользовавшись походом испанской армии герцога Альбы в Нидерланды (1566), регентша собрала под предлогом защиты французских границ большую армию, которую внезапно двинула против гугенотов (лето 1567). Их вожди, предупрежденные об этом, сделали попытку захватить короля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, а затем, благодаря мужеству швейцарской гвардии, прорвались в Париж. Конде осадил столицу, но 10 ноября 1567 был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени; сам Монморанси пал на поле битвы. Преследуемые войсками католиков под командованием Генриха Анжуйского, брата короля, гугеноты отступили в Лотарингию, где соединились с армией немецких наемников пфальцграфа Иоганна-Казимира. В начале 1568 их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этих условиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 мира в Лонжюмо, подтвердившего положения Январского эдикта; она также предоставила Конде крупный кредит для расчета с Иоганном-Казимиром.
Третья религиозная война (1568–1570 гг.). Получив передышку, Екатерина Медичи стала готовить новое нападение на гугенотов. Она добилась отставки канцлера М.Л. "Опиталя, а затем потребовала от Конде возвращения долга. Тот отказался; был отдан приказ об аресте принца и других вождей гугенотов, которым, однако, удалось укрыться в портовом городе Ла-Рошели на западном побережье Франции, ставшем с того времени их главной цитаделью. Карл IX аннулировал прежние уступки протестантам. В январе 1569 Конде, получив военную помощь от англичан, двинулся на соединение с немецкой наемной армией, присланной во Францию маркграфом Баденским и герцогом Цвейбрюккенским, но был настигнут королевскими войсками под командованием Генриха Анжуйского и маршала де Таванна и разбит у Жарнака (на границе Лимузена) 13 марта. В битве погиб сам Конде, и гугенотов возглавили адмирал Колиньи и юный Генрих Бурбон, сын Антуана Наваррского. В июне 1569 они соединились с немецкими наемниками во Вьенне и осадили Пуатье. Отчаянная оборона города, которой руководили сыновья Ф. Гиза (Генрих Гиз и Шарль Майеннский), заставила гугенотов отступить; 3 октября они потерпели страшное поражение при Монконтуре от герцога Анжуйского. Однако католики не воспользовались своим успехом: вместо того, чтобы преследовать остатки армии Колиньи, они тратили время на осаду героически защищавшихся кальвинистских городов. На деньги ларошельского купечества Колиньи набрал новую армию и весной 1570 двинулся на столицу. Разбив королевские отряды в Бургундии, он спустился по долине Луары и стал угрожать Орлеану и Парижу. Правительству Карла IX пришлось спешно заключить с ним Сен-Жерменский мир, который предоставил гугенотам свободу вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, и право занимать государственные должности; в обеспечение договора им были переданы четыре крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите.