Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:43, реферат
Последнее время все сильнее и значимее становятся ранее одиночные голоса футурологов, уверенных в том, что будущее - это Интернет. Очень многие сейчас уже связывают информационное общество именно с Интернетом, как основе новейших информационных отношений. Интернет - это объединяющее начало, с которого собственно и начался переход к информационному обществу. Интернет - это генератор идей и новых информационных ценностей.
Данная работа - это не ода Сети, это попытка объективно подойти именно к вопросу об этических нормах, ценностях в Сети. Интернет - это целостный организм, это часть общественных отношений и этика присутствует в нем как и в любой другой отрасли этих отношений. Если бы Сеть не основывалась на эстетических нормах, она бы потеряла свое "человеческое лицо", исчез бы объединяющий элемент, а сам Интернет стал бы лишь инструментом кучки негодяев, преступников, душевнобольных.
Введение................................................................................................................3
1. Сущность и особенности Сетевой этики....................................................6
2. Основные нормы и принципы этики в Интернет..........................................12
Заключение..........................................................................................................20
Список использованных источников и
литературы................................................
Саморегулирование важно также и из-за политики, окружающей сеть. Никто в здравом рассудке не станет полагать, что сеть живет вообще без проблем и злоупотреблений. Однако, если эти проблемы не разрешаются самим сетевым сообществом, а выносятся в печать и на обсуждение в высших кругах власти, всем только хуже.
Стоит
еще перечислить некоторые сферы, считающиеся
в сети "политически вредными" и которых,
соответственно следует избегать:
*чрезмерные игры;
* чрезмерное несообразное использование;
*злобное, надоедливое и иное антиобщественное поведение;
* умышленное вредительство или вмешательство в дела других, в их оборудование и программное обеспечение;
* обнародование файлов непристойного содержания.
Очень трудно выбивать субсидии для сети в государственном бюджете, если как раз перед слушаниями о финансировании средства массовой информации рассказывают общественности о злоупотреблениях в сети. Например, Сеть клеймят рассадником секса, насилия и порнографии. И так как файлов такого содержания в Сети действительно наверное больше всех, то, с одной стороны, значит так и есть, а с другой работы над сетевой этикой ведутся уже все упорнее и глубже.
2.
ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ В ИНТЕРНЕТ
Итак,
мы рассмотрели наиболее общие, уже сложившиеся
особенности Сетевой этики. Однако еще
раз следует подчеркнуть, что Интернет-этика
находится пока что только в стадии своей
разработки и становления, вовлекая в
свои проблемы все новых и новых пользователей,
представителей услуг (так называемых
"провайдеров"), целые социальные
группы и слои и, наконец, самого государства.
Выстраивая цепочку элементов Сетевой
этики следует опереться на этику обычную,
естественно, постараясь ее экстраполировать
на особенности Интернет.
В чем же состоит закономерность и потребность развития Сетевой этики? Стоит обратиться к истории морали. Каждый народ, свершивший позже великие деяния, в начале своей истории отбрасывал одряхлевшие и изжившие себя законы предков и сам устанавливал свои, новые. Именно эти законы и рождали новый великий народ.
Информационное же общество просто обязано создать новые законы, потому что оно живёт в совершенно новой среде - Сети. И сеть, поскольку она является первой и наиболее яркой представительницей информационных отношений, имеет на это право.
Всё же, отбрасывая старое, надо всегда брать из него его мудрость, тщательно отыскивать заложенные в нём рациональные зёрна и бережно их сохранять. Это логически исходит из особенностей Сети и закономерно перерастает в ее Законы.
Именно
поэтому некоторые исследователи выделяют
три пересекающиеся посылки сетевой этики:
* анархия, точнее личная свобода;
* здоровый консерватизм;
*
инстинкт сохранения популяции в целом.
Анархия означает, что каждый волен делать всё, что ему будет угодно, если это не вредит другим членам общества, не ущемляет их интересов. Совершенно естественная посылка. Если вы не делаете ничего, что меня напрягает, мне должно быть абсолютно всё равно, что вы там делаете, - это Ваше Личное Дело.
Инстинкт самосохранения абсолютно необходим, ибо без него само общество может прекратить своё существование. Система устойчива только тогда, когда имеется отрицательная обратная связь. Это означает лишь то, что сетевое сообщество должно беречь и защищать свою среду обитания - Сеть. Мы же заботимся об охране окружающей среды. Механизм этой заботы несколько схож с заботой о Сети.
Здоровый консерватизм означает бережное
отношение к уже достигнутому, умелое
его использование для своего развития.
Причем "здоровый" здесь имеется
ввиду как произошедший от слова "здоровье".
Однако все это проистекает из сущности
и особенностей Сетевой этики. А что же
конкретно делается в Сети для становления
этических норм и принципов? Кроме того,
что последнее время организовывается
все больше конференций, чатов, личных
WEB-страниц пользователей и провайдеров
по данной проблеме, сеть и множество различных
концепций и даже теоретических программ
и моделей сетевых норм и ценностей. Пройдя
стадию своего свободного обсуждения,
в котором может принимать участие каждый
желающий (ограничением выступает только
языковой барьер), эти, уже официальные,
документы Сети выставляются в готовом
виде на всеобщее обозрение и предполагают
теперь только наличие оценок и соответствующих
комментариев пользователей.
Логично, что садясь за компьютер и начиная работать с Сетью, человек как бы экстраполирует свой образ на Интернет, закономерно создается двойник и пускает его в Сеть. Этот двойник проявляется, прежде всего, в различных группах новостей, в конференциях, чатах, а также в своей переписке. Но свобода всегда приходит нагая. Отправляя в виртуальные странствия "двойника" своей существующей личности, мы подспудно и всегда хотим для него только одного - добра. Это аксиома. Но как бы мы не надеялись на лучшее, нам не удается усовершенствовать этого двойника так, как мы хотим. Наши темные стороны, наша ограниченность и нетерпимость, закостенелость во взглядах и тщательно скрываемые в повседневной жизни комплексы служат ему плохую службу.
Дело усугубляется еще и тем, что Сеть
развращает нас кажущейся анонимностью
и возможностью вынырнуть из нее в любой
момент. Для того, чтобы понять почему
анонимность и возможность выхода без
последствий являются кажущимися следует
показать два основных аспекта.
Первый аспект - технический. Специалисту
в области сетевых коммуникаций, облеченному
в соответствующие "хардверные" и
"софтверные" доспехи, не составляет
особого труда отследить абсолютно любого,
независимо от способа его вхождения в
Сеть и протокола работы. Сеть умеет защищаться
от потенциальной и реальной угрозы. Нарушитель
будет изолирован от нее - раньше или позже.
Аспект второй - личностный. Мы привыкли к устному диалогу, составляющему основу, львиную долю современных коммуникаций. Интонация, обстановка и выражение лица собеседника порой несут больше информации о нем, чем собственно содержание беседы как таковое. В Интернете такого "сенсорного" компонента мы лишены начисто. Пока лишены. Можно возразить, что существуют телефонные разговоры по Сети (против которых, кстати, уже ведут серьезную войну лидеры традиционных проводных телефонных коммуникаций), сетевое радио и телевидение. Да, это так, но дело в том, что мы - и утверждающие, и возражающие, - понимаем, что письменная речь, без возможности видеть и слышать собеседника, еще надолго останется главным способом общения в Интернете. Да и нагота пресловутой Свободы так привлекательна.
Ажитация и несдержанность некоторых личностей приводят к созданию в Сети групп, которые всеми правдами и неправдами ведут долгие войны друг против друга по самым мельчайшим и немыслимым поводам. И вроде бы и ничего страшного (воюют, ну и пусть воюют), однако беда в том, что остальные, большинство, которым, как потребителям информации не имеет значения ее форма, смотрят на потасовку и испытывают от нее неприятные ощущения. Еще большая беда в том, что всю эту убогость видят десяти-пятнадцатилетние жители Интернета. А если они подумают, что в Сети, так принято?! Каков тогда будет портрет следующего поколения пользователей Сети?
В этой связи стоит привести один из наиболее упорядоченных сейчас в Сети документов относительно Сетевой этики, но следует сразу заметить, что хоть он и приводится на некоторых сайтах как законченный документ, однако работа на проектом все еще продолжается. А оригинал этого Кодекса (как свода законов) можно найти на сайте http://www.zip.com.au/. В то же время, при желании его обсудить или прислать замечания надо это делать по адресам aus.org.efa и comp.org.eff.talk.
Итак, одна из первых, в первом приближении законченных, версий Кодекса поведения в Сети. Предназначение настоящего документа состоит в том, чтобы предоставить этический стандарт, с помощью которого можно будет оценивать нормативы государств и корпораций в отношении Интернета и связанных с ним многопользовательских коммуникационных сетей. Основные его создатели отметили сразу же, что документ этот не создан с намерением быть использованным в качестве законодательства; он создан с целью оценки законодательств.
Кодекс можно условно разделить на 2 основных раздела: Сетевые права и Сетевая этика, но оба они основаны, прежде всего на становлении именно культуры поведения в Сети.
Первый
раздел "Права" представляет права,
принадлежащие каждому взрослому участнику
Интернета.
Законы
или нормативы, нарушающие эти права, угрожают
свободам личности, собственности, безопасности
и способности противостоять притеснениям
для всех участников Интернета.
Сюда входят:
* Права на Коммуникации;
*Права на Сохранение Тайны;
* Права на Юрисдикцию;
* Права на Доступ;
* Право на Администрирование.
Права на коммуникации включают в себя:
Права на Сохранение Тайны представляют собой:
Б)Право каждого лица зашифровывать,
расшифровывать или трансформировать
любым путем любую информацию, им созданную
или полученную.
В) Право каждого лица отказать в разглашении
имен источников информации, им переданной
или полученной.
Г) Право наблюдения за другими
только по их предшествующему согласию.
Д) Право игнорировать информацию
любой природы.
Права на Юрисдикцию состоят из:
–
Право каждого лица отвечать только по
законам и нормативам, которые применимы
к нему в связи с его физическим местоположением.
– Право искать обращение за помощью закона
против организаторов действий и других
деяний, которые могут повлечь ущерб, но
не против любого промежуточного лица,
организации или посредника.
Права на Доступ выражены следующими положениями:
o Право доступа к любой информации в любой
общественной сфере, ограничиваемое только
ее ценой.
o Право каждого лица на доступ к любому
сообщению, записи, акту, нормативу или
закону, которые могут быть применены
к нему, или которые были созданы - полностью
или частично - его представителями или
агентами, ограничиваемое только Правом
на Сохранение Тайны.
Право на Администрирование включает
в себя:
* Право, будучи модератором редактируемого (модерируемого) форума, наблюдать и принуждать участников форума соблюдать устав этого форума.
* Право системного администратора запретить
доступ в эту систему любому лицу по любой
причине, в рамках действующих контрактных
обязательств.
* Право лица, будучи родителем
или законным представителем несовершеннолетнего,
контролировать информацию, доступную
несовершеннолетнему.
Второй раздел несколько больше и посвящен,
как уже упоминалось основным принципам
сетевой этики. Здесь выработаны и представлены
этические стандарты, которые обеспечивают
выполнение изложенных выше прав. Сразу
же в документе присутствует оговорка,
что эти этические стандарты не гарантированы
и не могут быть гарантированы законами,
так как любой закон, который обеспечивает
такие гарантии, будет нарушать одно или
более чем одно изложенное выше право.
Состоит данный раздел из:
* этики терпимости;
* этики доверия;
* этики предупредительности и