Карнеги и дело его жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:20, доклад

Описание

Во всем мире Карнеги едва ли не самый известный психолог. И это при том, что профессиональным психологом он никогда не был. Правильнее сказать, что Карнеги был блестящим житейским психологом. Его книги совсем непохожи на научные труды. Они написаны так, словно автор в чисто американской манере постоянно подразумевает: «Ребята! Я не какой-нибудь дипломированный умник, а такой же парень, как вы. Просто я тут пораскинул мозгами и вывел несколько хороших рецептов правильного поведения. И вы много выиграете, если последуете моим советам».

Содержание

Введение
1. Биография Дейла Карнеги
2. Дело всей жизни Дейла Карнеги
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

карнеги реф.docx

— 39.00 Кб (Скачать документ)

Значит, вести себя нужно  совсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнеру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы у  него создалось впечатление: общаясь  с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет  свои собственные интересы. (Мысль, кстати, тоже совсем не новая — Ларошфуко  и Лабрюйер писали об этом, когда  на свете не было не только Дейла  Карнеги, но еще и его прадедушки). Короче, иди навстречу людям (или  хотя бы делай вид, этого достаточно) — и люди к тебе потянутся.

Что же не устроило в этих сентенциях придирчивых критиков? Идеологи гуманистической психологии объявили Карнеги беззастенчивым манипулятором, который учит лицемерию и бездушию. Для манипулятора другие люди являются инструментом, средством утоления его  потребностей. И все манипулятивные приемы — это лишь корыстные ухватки, с помощью которых ловкач заставляет других плясать под свою дудку.

Если придерживаться гуманистической  позиции, то нужно идти людям навстречу  бескорыстно, в самом деле помогать им удовлетворять их потребности. Ну и чувства, разумеется, надо выражать искренне. О том, как при этом соблюсти свои интересы, гуманисты скромно умалчивают. Да и по поводу душевного равновесия они фактически солидарны с Карнеги: принцип жизни «здесь и теперь» — один из краеугольных камней гуманистической психологии [7, с. 122].

Парадокс этой ситуации в  том, что все рецепты Карнеги  безупречно действуют на практике. Однако ими в самом деле легко злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора и настроен использовать других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохо помогут. Если же он хочет относиться к людям «по-человечески», то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он и так будет им следовать, даже о них не зная, причем совершенно искренне и бескорыстно. Так что ругать Карнеги — все равно что ругать огонь, которым можно и обжечься, и согреться. А вовсе отказаться от огня — значит обречь себя на стужу и сырую пищу.

 

2. Дело всей  жизни Дейла Карнеги

Дейл Карнеги – блестящий  научный публицист и мастер слова. Его книги – это своеобразное антилетаргическое средство для тех, кто не обременен заботой о познании таинств общения, у кого не актуализировалась потребность в овладении технологией его построения. Они – отменный учебник для тех, кто считает, что жить в дружбе это значительно лучше, чем быть в ссоре, сумевшим понять, что искусное использование механизма общения – элементарное условие самореализации своих достоинств и достижения всевозможных успехов.

До Дейла Карнеги и  после него предпринимались попытки  многих специалистов выйти на такой  уровень общения с мыслями  и практическими советами по общению, который удался автору книги «Как завоевать друзей и оказывать  влияние на людей».

Но он по-прежнему остался  непревзойденным!

За счет чего же он стал эталонным  бестселлером в книжном мире?

Прежде всего, за тонкое улавливание  болевых точек в человеческом общении. Он точно попадает в цель, утверждая, что люди более всего  нуждаются в том, чтобы научиться  ладить с другими, с которыми они  повседневно общаются. Именно в повседневном общении, когда люди часто вступают в прямые контакты, труднее всего  удержаться в рамках хороших манер  и благородного обращения. Когда  встречаешься с кем-то раз в неделю, а еще и реже, то не так уж сложно в общении одарить соучастника  приятной улыбкой и с явной  доброжелательностью его выслушать. Другое дело – общение, которое ограничено кругом определенных лиц и в котором  неизбежно постоянное соприкосновение  с ними.

В этом плане приоритетно  деловое общение. На него Дейл Карнеги  делает особый упор. И это второе обстоятельство, благодаря которому его советы пользуются повышенным спросом. В мире цивилизованной экономики, базирующейся на рыночном механизме хозяйствования, благосостояние людей определяется их предприимчивостью и умением  работать с командой или в ней. Тем более, когда речь заходит  о тех, кто имеет свой бизнес или  выступает в роли менеджера. Вообще, к какой бы деятельности в деловом  мире человек не обратился, невооруженным  глазом видно, что умение общаться выступает  как одно из основополагающих правил ее осуществления [2, с. 68].

О чем убедительно сказано  в книге известного представителя  делового мира США Ли Якокка в книге «Карьера менеджера». По его мнению, в искусстве обхождения с людьми кроется самая суть управления. Если менеджер не способен правильно строить отношения с себе подобными, то он не нужен компании. И резюме: «Его единственное назначение в качестве руководителя – это побуждать к деятельности других людей. Если он не умеет этого делать, он, следовательно, не на своем месте». Отсюда и необходимость обязательного обучения в Институте Карнеги основам ораторского искусства и технологии общения.

«Править должны лучшие», - утверждал русский философ Иван Ильин. Хотелось бы надеяться, что деловые люди, приобретающие книги Дейла Карнеги, внимательно отнесутся к его советам: как понравиться людям и проявлять к ним неподдельный интерес. И особенно к практическим рекомендациям их освоения. Чтобы проникнуться верой в необходимость подобного прочтения книг Дейла Карнеги, необходимо рассмотреть следующий пример. Так по данным ряда исследований, проведенных в США, даже в такой деятельности как инженерная, порой только 15% финансового успеха зависит от технических знаний руководителя, а 85% - от его личных качеств и особенно от умения общаться с людьми.

Высокий рейтинг книг Дейла  Карнеги объясняется еще и  тем, что они написаны занимательно, с массой всяческих примеров и  фактов, выразительных статистических данных. Этакими блестками по их страницам разбросаны афористичные выражения: «чаще улыбайтесь», «умейте  слушать и воодушевлять собеседника», «замечание легче воспринимается, если оно следует за похвальбой» и  т. п.

Отменно владея художественным стилем, удачно используя «эффект  наглядности» и «эффект ассоциаций», зарисовки из жизни на любой вкус, Дейл Карнеги очаровывает читателя и превращает чтение своих фолиантов  в интеллектуальное удовольствие. В  чем несложно удостовериться, обращаясь  к его книге, в которой излагаются советы, как вырабатывать уверенность  в себе и влиять на людей, выступая публично.

Согласно исследованиям  психологов, наше впечатление о ком-либо первоначально на 80% складывается по внешнему виду. Здесь имеется ввиду мимика, телодвижения, жестикуляция. Словом же мы воздействуем на других людей всего лишь на уровне 20%. Однако наш процесс познания себе подобных не всегда ограничивается впечатлениями, в которых преобладает эмоциональное восприятие людей. Любое общение, а тем более принимающее форму сотрудничества (формального или неформального), сопряжено с потребностью познания их внутреннего мира. Универсальным способом достижения этого является умение услышать, что и как они говорят.

Слово дано человеку для  воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает, другим людям. Вот  почему каждому из нас полезно  владеть технологией вербального  общения, в котором лексический  набор, постановка голоса, мелодия речи составляют ее основные элементы. При  этом, говоря о необходимости освоения названной технологией, речь не идет об ораторском искусстве. Хотя в книге  Дейла Карнеги данное понятие  чаще используется, чем такое понятие  как риторика.

Чтобы стать оратором, явно недостаточно этого желать и к  этому стремиться. Тот излюбленный  пример о древнем ораторе, который  стал известным речедержателем, благодаря своим настойчивым упражнениям с камушками во рту над морским обрывом, сам по себе не исключает предположения о наличии у этого человека незаурядных ораторских дарований. Общеизвестно, что все люди обладают какими-то задатками, но перевода их в способности, а тем более деятельно ярко выраженные, добиваются немногие. Бесспорно то, что при отсутствии соответствующих задатков, т. е. биологической заданности, никакими стараниями их не компенсируешь. Другими словами: нет задатков и не будет способностей.

Чтобы претендовать на лавры  оратора, надо иметь природные предпосылки. Есть такое понятие: «абсолютный  музыкальный слух». Есть просто «музыкальный слух». Имеющие его могут играть на разных музыкальных инструментах и возможно добьются каких-то результатов. Однако им не следует тешить себя серьезными надеждами в отношении скрипичных инструментов. Они по-настоящему подвластны тем, кто имеет «абсолютный музыкальный слух» [4, с. 48].

Итак, ораторами могут  стать личности, имеющие к этому  природные данные. Риторика, а точнее владение риторическими приемами, - достояние многих. Конечно, при условии  прохождения специального курса  обучения и постоянного самостоятельного речевого тренинга. О чем и пишет  в своих книгах Дейл Карнеги, сопровождая  их яркими жизненными примерами и  самыми доступными рекомендациями. Это  достаточно надежные рекомендации.

Что значит познать азы  риторики, а тем более проникнуть в сокровище ее знаний?

Во-первых, говорить логично. Во-вторых, говорить аргументировано. В-третьих, говорить образно. В-четвертых, говорить эмоционально. В-пятых, говорить, искусно жестикулируя.

При правильной организации  обучения риторика не оказывается непреодолимой  преградой. Чем активнее настроены  люди на овладение риторическими  приемами, тем меньше они тратят времени на достижение этого.

Важным слагаемым подобного  успеха является то, о чем подробно пишет Дейл Карнеги. Это обладание  уверенностью. Без нее никакие  риторические приемы не сработают. Если вспомнить приведенный выше факт: 80% информации люди визуально снимают  с выступающего по его внешности. Еще точнее – под воздействием его самопрезентации, которая расшифруется как умение человека подавать себя людям.

Чтобы достойно самопрезентировать, надо прежде всего этого лично хотеть, владеть методами психологической мобилизации, постоянно тренировать свою мимику и жесты. Занимаясь тренингами по имиджелогии, необходимо первоначально решать одну и ту же проблему: раскомплексования людей – высвобождения их сознания от заниженной самооценки, от ложного понимания скромности и общительности.

На последнее необходимо обратить особое внимание. И вот  почему. Дело в том, что книги Дейла  Карнеги не отражают этно-психологических особенностей жителей нашей страны. Они написаны специалистом человековедческого жанра другой страны. Этим и объясняется необходимость при их чтении постоянной коррекции сформулированных советов и прежде всего практических рекомендаций, исходя из реалий нашей жизни, особенностей нашего менталитета, традиций, привычек. Без такого учета можно оказаться в неловком положении.

Например, взят на вооружение какой-то совет Дейла Карнеги, а  он не произвел того эффекта, на который  был вправе рассчитывать его применивший. Вообще следует читать все с умом, даже если обращаешься к известному авторитету. В нашем случае авторитет  – с другого конца света, где  проживает другой народ, с ему  присущим образом жизни. И не считаться  с этим недопустимо.

Чтобы снять какие-то неясности  по поводу сказанного, можно привести такой пример. Средний россиянин, по признанию американских специалистов, более образован, чем средний  американец. В то же время средний  россиянин значительно менее  практичен в жизненном использовании  знаний, чем средний американец. Вряд ли кто будет оспаривать и  тот факт, что американцы более, чем россияне, раскованы в общении, не так агрессивны, как россияне, в отстаивании своих интересов.

Подобное сопоставление  психологии двух народов можно продолжить, находя конкретные различия в ценностных ориентациях, мотивах поведения, отношениях к людям. Безусловно, у россиян  есть много общего с американцами, поэтому российские читатели с интересов  читают книги Дейла Карнеги. Не только читают, но и практически применяют  его советы и рекомендации. При  этом россиянам следует больше, чем  американцам, уделять внимания таким  методам психологической мобилизации  как аутотренинг, медитация, рефлексия, катарсис. С их помощью можно стать  уверенными в себе, не теряться в  практических ситуациях, хладнокровно обращаться к своим знаниям и  умело ими пользоваться.

У французского писателя Виктора  Гюго есть выражение: «Нет ничего сильнее  идеи, время которой пришло». Пожалуй, не найдешь лучших слов для представления  третьей книги Дейла Карнеги  «Как перестать беспокоиться и начать жить» [5, с. 135].

Само название книги весьма лаконично обозначает ту идею, время которой пришло. Речь идет о сохранении нашего здоровья.

Существует интересная закономерность, чем цивилизованнее общество, тем  больше людей, в нем проживающих, озабочены своим здоровьем, однако в значительной мере уповающих на врачей, чем на себя. Нобелевский лауреат И.И. Мечников писал в «Этюдах оптимизма», что природа человека предполагает более значительный срок жизнедеятельности, чем получается на самом деле. И страстно призывал всем обратиться к правилам ортобиоза (разумного образа жизни), соблюдение которых продлевает человеческую жизнь и облегчает людям проявление высших способностей своей души.

Несколько лет назад в  одной из японских газет были опубликованы фотографии девяти президентов крупнейших фирм в возрасте 40-60 лет, скоропостижно  скончавшихся. Диагноз летального исхода у всех одинаков: крайнее переутомление  и продолжительное дистрессовое состояние. Однако подобные факты случаются и в нашей стране.

Цивилизованное общество – это общество научно-технических  достижений, внедряемых в практику. Вполне вероятно, что в таком обществе преобладает умственный труд. Известно, что после тяжелого физического  труда утомление «задерживается»  в человеческом организме на 3-4 дня, а после напряженного умственного  труда – на 10-12 дней. Таким образом, большинство людей не выводят  усталость из своего тела. Она в  нем непрерывно складируется. И по закону перехода количества в качество человек постоянно находится  в состоянии угрозы какого-то психосоматического слома.

Какой выход из такого положения? Ответ на поставленный вопрос в интересной форме и по существу дается Дейлом Карнеги. Если обобщить все рекомендации, представленные в книге «Как перестать  беспокоиться и начать жить», то их можно свести к высказыванию русского философа В.С. Соловьева: «Спасающийся спасается. Вот тайна прогресса  – другой нет и не будет». Практически это предполагает, чтобы каждый жил достойно, оберегал комфорт общения, избегал гиподинамии, не переедал, любил детей и женщин. И, безусловно, был бы жизнелюбивым человеком. Таковым является тот, у кого развита способность радоваться каждому дню, каким бы он ни был по метеоусловиям.

Информация о работе Карнеги и дело его жизни